Туды в суды и сюды в суды…
Кажется, уже все газеты написали о судебных исках к нашей газете и журналистам. Пришло время рассказать, чего хотят от «МСН» директор Государственного департамента по антимонопольной политике Олег Журавлев, экс–редактор «Вечерки» Ольга Безбородова, ЗАО «Издательский дом «Вечерний Бишкек».
Г.Журавлев желает возбудить против “МСН” уголовное дело сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса КР, о чем просит в своем заявлении Генеральную прокуратуру. Краткая история вопроса для тех, кто не совсем в курсе.
Прошлым летом в департамент обратились “Вечерний Бишкек”, “РИФ”, “Бишкек Таймс”, “Южный Рынок”, АО “Учкун” с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства КР. Департамент проверил факты и пришел к выводу: “…Газетное издание “МСН” реализовывалось по цене не только ниже рыночной, но и даже ниже своей себестоимости. При этом выброс на рынок данного товара по неоправданно низкой цене повлек за собой дестабилизацию рынка, что также могло повлечь за собой развал рынка СМИ вплоть до банкротства изданий”. Проверяющие также установили “факт продолжительных действий по установлению и поддержанию монопольно низких цен (хищническое ценообразование), направленных на ограничение конкуренции, устранение с данного рынка других субъектов экономической деятельности, что напрямую подпадает под правонарушение, предусмотренное статьей 188 Уголовного кодекса Кыргызской Республики — монополистические действия и ограничение конкуренции”.
Предписание департамента внимательно изучили комитет ЗС и международные эксперты и не обнаружили признаков названных правонарушений, о чем департаменту было сообщено. Газета “МСН” не включена правительством в список естественных или разрешенных монополий КР, значит, таковой не является. А цены газетное издание может устанавливать любые и даже отдавать свой товар вообще бесплатно.
Ни один из заявителей за 7 месяцев не разорился и не исчез с газетного рынка. “Бишкек Таймс” и “Южный рынок” конкурировать с “МСН” не могут по определению — первая издается на кыргызском языке, вторая — в Оше. “РИФ” — никогда погоды на рынке не делала. “Вечерке” плакаться не пристало — именно она захватила рекламный рынок, созданный усилиями прежнего коллектива. Если ее популярность у читателей снизилась с появлением в информационном пространстве “Моей столицы” и “МСН”, это вопрос не цены, а позиции издания, качества материалов и профессионализма журналистов. С какого боку тут “Учкун”, вообще непонятно.
Предписание департамента о повышении цены на газету “в интересах потребителей” мы не выполнили, потому что даже по нынешней цене от 2,50 до 5 сомов (а это вовсе не 1,34 сома, как написала “Вечерка” в минувшую пятницу) не все желающие могут купить “МСН”. В редакцию каждый день звонят возмущенные решением госдепартамента читатели. Они–то понимают, что руками Олега Журавлева власть хочет уничтожить нашу газету перед выборами. “Гонорар” — поддержка О. Журавлева на выборах в Жогорку Кенеш.
В предписании директор департамента рекомендовал обиженным на нас изданиям подать в суд и стребовать с газеты ущерб в сумме 2 млн. сомов на нос. Но это было бы уж слишком очевидным подтверждением цели удушить газету. Тем не менее иски в Октябрьский суд направили бывший редактор газеты “ВБ” Ольга Безбородова и ЗАО “Издательский дом “Вечерний Бишкек” — к редакции “МСН” и журналистам. Ольга Владимировна перечислила ряд претензий к газете и ко мне, Р. Приживойт.
Статья “Раздался голос из помойки: голосуйте за “Алгу…”!”. “…В рай старики (и бюджетники тоже) действительно могут попасть — досрочно, от голода. Кому туда не терпится, тот пусть голосует за Ольгу Безбородову и других членов этого многочлена”. Истице показалось, что “…Выражение носит явный негативный характер направленный в адрес Безбородовой О. В. Так автор статьи в двух высказываниях выстраивает цепочку по которой пытается обвинить Безбородову О. В. в неправомерных и антисоциальных действиях, направленных на ухудшение жизни малоимущих слоев населения”. Кроме того, она усмотрела здесь “оскорбительный лексикон с намеком на непристойность”.
Статья “Бесценный дар — халявный пиар”. “Главный редактор “Вечерки” Ольга Безбородова быстренько воспользовалась служебным положением и в качестве обычно скромной, но теперь уже публичной фигуры (депутат горкенеша от партии “Алга, Кыргызстан!”) лихо отпиарила себя на страницах “ВБ” руками подчиненного журналиста…”.
Наш персонаж совершенно правильно определил, что эти сведения подразумевают прямое нарушение Кодекса о выборах, а также “аморальные и неправомерные действия, направленные на получение разного рода выгод. В частности, использование служебного положения для якобы личной рекламы.
Статья “Рано пташечка запела — как бы кошечка не съела”. “…Другая героиня нашей публикации — г. Безбородова — “МСН” не читает. Потому что она не читатель, а писатель. И почти что уже телезвезда: с устрашающим макияжем на утомленном лице регулярно вещает на канале КТР о разных важных для электората проблемах…”. Здесь истица увидела обвинение в досрочной незаконной агитации и оскорбление ее “как женщины”, затрагивающее “не только ее личную самооценку, но и оценку ее окружающими людьми”.
За все про все Ольга Владимировна мечтает получить с ОсОО “МСН” в счет компенсации морального вреда 2000000 сомов, а с автора 100000 сомов. Ну что ж, мечтать не вредно.
ЗАО “Издательский дом “Вечерний Бишкек” подал в суд заявление о защите деловой репутации и компенсации морального вреда по пяти газетным публикациям “МСН”: “Раздался голос из помойки: голосуйте за “Алгу…”!”, “Монополька по–кыргызски”, “Бесценный дар — халявный пиар”, “Сезон охоты на ведьм” (автор Р. Приживойт) и “Почем нынче стать депутатом?” (автор Л. Ли).
В четырех статьях Издательский дом нашел намеки на то, что физические лица, якобы незаконно контролирующие хозяйственную деятельность ЗАО, совершают правонарушения, уголовно наказуемые действия, нарушения законодательства о выборах. В статье Ларисы Ли оспаривается предложение: “…По цене на сантиметр “политагитки” все рекорды бьет “Вечерка”, а посему пиаря только выдвиженцев партии “Алга, Кыргызстан!”, то есть самих себя, получается…”.
По мнению истца, здесь подразумевается “наличие связи редакции газеты “Вечерний Бишкек” с одной из партий Кыргызской Республики, влекущей, как следствие, недопустимое избирательное отношение к заказчикам, желающим разместить на страницах газеты политическую рекламу либо агитационную статью. Помимо прочего, последнее предложение подразумевает, что “выдвиженцы” партии “Алга, Кыргызстан!” являются либо сотрудниками ЗАО “Издательский дом “Вечерний Бишкек”. Все вышеизложенное не соответствует действительности и порочит деловую репутацию ЗАО “Издательский дом “Вечерний Бишкек”.
Этот истец оценил свой моральный ущерб в 5250000 сомов и требует взыскать 5 миллионов с редакции, 200 тысяч — с Приживойт, 50 тысяч — с Ли.
Общая сумма компенсации морального вреда составляет 7350000 сомов. То есть 183 тысячи долларов США.
Первое заседание судья Октябрьского суда Булатова назначила на 13 часов 16 марта.
Мы не приводим сегодня своих контраргументов — не хотим раскрывать их до суда. Затем все расскажем на страницах газеты.
Но это еще не все. Премьер–министр Танаев письменно просит редакцию “МСН” “предоставить фото–, аудио–, видеоматериалы, протоколы и т. д., свидетельствующие о достоверности проведения премьер–министром Кыргызской Республики так называемого “секретного совещания”.
Речь идет о перепечатке 14 января в нашей газете публикации из Интернета под заголовком “Власть готовится к войне” (Дана команда ликвидировать депутатов Жогорку Кенеша Адахана Мадумарова, Дооронбека Садырбаева, Болотбека Шерниязова, Алымбая Султанова, Азимбека Бекназарова).
В письме под исходящим номером
N 24–111 от 24 января Н. Танаев ссылается на ст.11 Закона КР “О гарантиях и свободе доступа к информации”, обязывающие СМИ проверять достоверность публикуемой информации и нести ответственность за ее достоверность. Если такие доказательства представлены не будут, премьер предупреждает: “…Мы оставляем за собой право урегулировать данный вопрос в соответствии с законодательством Кыргызской Республики”.
Закон отводит для ответа месячный срок. Вот 23 февраля мы ему и ответим на газетной полосе. А там уж пусть Николай Тимофеевич поступает так, как сочтет нужным. Обычно он подает на нашу газету и авторов публикаций иск в суд и, как правило, выигрывает. Публикации в СМИ он расценивает как личное оскорбление. Но брань, как говорится в русской народной пословице, на вороту не виснет. А живые деньги — они очень греют карман и душу.
Следите за газетой.
Рина Приживойт.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/9383/