Потеряли олимпийца
В новом году у нас стало меньше одним известным спортсменом–олимпийцем. Мастера спорта международного класса, победителя и призера чемпионатов Азии, участника XXVIII Олимпийских игр в Афинах борца греко–римского стиля Канатбека Бегалиева (до 66 кг) переманили к себе братья–казахи.
Уроженец села Кок–Ой Таласской области, Канатбек рос в спортивной семье. Отец Куванычбек — мастер спорта по курешу, братья Канатбека — борцы Тариэль и Талас — победители I и II Спартакиад Кыргызстана. Первым наставником Канатбека Бегалиева в областной спортшколе был Ороз Шаршекеев — ныне заслуженный тренер страны. А позже, когда способный юноша поступил в Республиканское училище олимпийского резерва, он совершенствовал свое мастерство у заслуженных тренеров Кыргызстана Мейрамбека Ахметова, Ратбека Мамбетова и старшего тренера национальной сборной Эмиля Алыкулова. На Олимпиаде в Афинах в своем весе он занял десятое место.
Казахстанцы давно и хорошо знают нашу школу греко–римской борьбы и с толком используют это знание в свою пользу. Тем более что нынешний их главный тренер — наш бывший соотечественник Юрий Мельниченко. В начале 90–х годов, буквально бедствуя в Бишкеке, он — уже тогда один из лучших молодых “греко–римлян” планеты — с согласия своего наставника Егора Ивановича Мукштадта принял приглашение казахстанцев, переехал к братьям–соседям, получил там все необходимое для подготовки к самым решающим турнирам. В 1996 году в Атланте Юрий Мельниченко в финальной схватке победил хозяина ковра чемпиона мира Денниса Холла и стал олимпийским чемпионом. Естественно, в честь его триумфа тогда звучал не наш гимн, а казахстанский.
Преждевременно, конечно, пока проводить какие–то параллели в судьбах Ю.Мельниченко и Канатбека Бегалиева, которому еще надо прибавлять в суперклассе. Но то, что через десяток лет история с отъездом одного из лучших нынешних борцов повторяется, наводит на грустные размышления. Выходит, мы не сделали для себя никаких выводов (хотя много говорили и писали об этом), а былая потеря Мельниченко нас ничему не научила. Мало того, похоже, не прочь потянуться к тем же казахстанцам и другие наши борцы, которым наверняка там предоставят и комфортное жилье, и достойную зарплату, и отличные условия для тренировок и выступлений на турнирах. То есть раз мы давно такие бедные и продолжаем ими оставаться, то в данном случае пример Мельниченко всегда был и будет притягательным для наших мастеров ковра: ушел, увидел, победил! Никакая демагогия насчет патриотизма тут не спасает: олимпийская награда для любого атлета перевешивает все остальное. Спортсмены понимают: век их короток и глупо не воспользоваться хорошим шансом достичь заветной цели, прославить себя и обеспечить свое будущее. Они не хотят быть нищими патриотами, и это их право.
В связи с отъездом Канатбека мы обратились к его нынешнему тренеру Мейрамбеку Ахметову, попросив высказаться по этому поводу.
— Конечно, — сказал Мейрамбек Джанилович, — у меня сейчас отнюдь не радужное настроение. Ведь известно, сколько требуется сил и нервов, чтобы подготовить борца такого класса. В последнее время у Канатбека не было охоты тренироваться, хотя я постоянно пытался настроить его на серьезную работу в новом предолимпийском цикле. Знаете, так получилось, что сам знаменитый борец–олимпиец министр спорта Казахстана Даулет Турлыханов сулил Канату все условия для занятий борьбой. Он специально присматривался к Бегалиеву на международных турнирах, что вполне естественно: Канатбек зрелый самобытный мастер, способный украсить собой состав любой национальной сборной. На Олимпиаде в Афинах Турлыханов не оставил без внимания проигрыш Канатбека, поддержал его морально, даже сделал ему необходимый массаж. Выходит, он давно с ним общался и постепенно настраивал на то, что в Казахстане ему будет лучше. Наша федерация делает все возможное, чтобы удержать Бегалиева, ее президент обещал изыскать средства на приобретение квартиры для Канатбека. Никаких официальных и неофициальных разговоров между нашей и казахстанской федерациями, насколько мне известно, не велось. Канатбек сам принял решение уехать...
По правилам FILA (Международная федерация ассоциаций рестлинговых стилей), в случае перехода спортсмена без согласия своих федералов под знамена других стран его можно дисквалифицировать сроком на год и лишить права участия в официальных турнирах.
— Мы, — сказал президент Федерации греко–римской борьбы КР Бейшен Абилдаев, — не будем подавать заявку на дисквалификацию Бегалиева. Во–первых, это наш питомец, и мы не хотим лишний раз травмировать его морально. Во–вторых, нам ни к чему возможные конфликты между федерациями.
Александр Никитенко, Гулнара Раимбек кызы.
Фото Каная Аламанова.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/9157/