И политика без женщин — не политика
Проблемы гендерного равенства в политике по мере приближения парламентских выборов в Кыргызстане становятся все злободневнее. Эта тема стала предметом оживленного обсуждения на конференции, организованной при поддержке Европейской инициативы в области демократии и прав человека, норвежской церковной помощи и при участии Ассоциации «Центр гендерной информации» и Центра помощи женщинам. Она состоялась 6 декабря.
Участницы — а это женщины–депутаты Законодательного собрания и Бишкекского городского кенеша, сотрудницы администрации президента, аппарата Обмудсмена КР, главы айыл окмоту, НПО, директора школ, юристы, эсперты международных организаций ПРООН, ЮНИФЕМ — проанализировали выборы в местные кенеши и роль международных наблюдателей.
Недавно прошедшая кампания отличалась от предыдущих накалом борьбы, чрезмерной активностью кандидатов, особенно в столице, была отмечена целым рядом нарушений Кодекса о выборах. О них говорили и победители выборного марафона, получившие депутатский мандат, и наблюдатели.
Некоторые избирательные комиссии подкупали сами кандидаты, делились своими впечатлениями одни. Другие, соглашаясь с ними, говорили о необходимости перед началом выборов проводить тренинги с наблюдателями, чтобы те знали не только свои права, но могли их отстаивать во время голосования.
— Если они будут вести себя грамотно, смело, невзирая на сопротивление избирательной комиссии, которая, как правило, не любит, чтоб ее контролировали, то можно и в наших условиях обеспечить прозрачные выборы, — с убеждением говорила новоявленный депутат горкенеша Нуржамал Байболова.
Она поделилась своим опытом, который, стоит признать, достаточно солидный. В свое время именно Нуржамал возглавила избирательный штаб своего супруга — нынешнего вице–спикера ЗС Жогорку Кенеша Кубатбека Байболова. И свою выборную кампанию она организовала, по мнению многих, грамотно, со знанием дела. Во–первых, ее помощники наблюдали за ходом голосования на всех участках Юнусалиевского избирательного округа, во–вторых, они сверяли паспортные данные каждого человека с бюллетенем, стоя за спинами членов избирательной комиссии. Ну и самое главное, что обеспечило победу, по признанию Н.Байболовой, это ее личная активность. Она провела 80 встреч. Обошла чуть ли не каждый квартал, каждый дом. Познакомилась со множеством людей и сумела их убедить сделать свой выбор именно в ее пользу.
В рамках выборной тематики участники конференции поднимали такие важные вопросы, как грязные технологии и черный пиар, обзор положения Кодекса о выборах в нашей республике, международные требования к демократическим выборам, роль ОБСЕ, опыт международных наблюдателей, реализация политических прав женщин и т.д.
Существующий гендерный дисбаланс, особенно в области государственного управления, во многом связан со стереотипами. Об этом тоже шла речь на конференции. Наглядный пример тому — исследования, проведенные в рамках проекта ПРООН по местному самоуправлению и Шведского агентства по международному сотрудничеству (SIDA). Анкетирование “Почему женщины мало участвуют в политике?”, которое проводилось во всех областях республики, дало следующие ответы: 62 процента респондентов считают, что представительницы слабого пола сами пассивны и не желают идти в политику, потому что больше обеспокоены воспитанием детей и благополучием семьи. Причиной их нежелания бороться за власть является также неуверенность, что их в этом деле поддержит общество, супруг и родные. Серьезное препятствие на их пути в политику представляет правовая безграмотность.
В самом обществе также существуют стереотипы роли женщины в обществе. Анализ показал, что многие кыргызстанцы видят ее предназначение в воспитании подрастающего поколения, но не в политике. По мнению некоторых религиозных деятелей, “политика портит именно женщин”.
Все эти имеющие место в нашей жизни предрассудки дали следующий результат: как показывают исследования специалистов SIDA, в органах государственного управления на 1 октября 2003 года женщины составляли 35,5 процента. Высшие должности занимают 21,8 процента и главные — 17,3 процента. Если в Конституционном и Верховном судах, аппарате правительства есть представительницы прекрасной половины человечества, занимающие руководящие посты, то в Генеральной прокуратуре не нашлось работы ни для одной из них. Примером гендерного паритета может служить на сегодня только Минфин, где больше половины сотрудников — женщины.
Эти факты заставляют общество обратить пристальное внимание на проблемы гендерного равенства. Сейчас уже многие всерьез подумывают о том, что если бы среди политиков было больше женщин, может быть, социальное и экономическое развитие страны шло более быстрыми темпами.
Лариса Ли.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/8772/