Распечатать: Час «икс» для нашей свободы РаспечататьОставить комментарий: Час «икс» для нашей свободы Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Час «икс» для нашей свободы Посмотреть комментарии

23 ноября 2004

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Час «икс» для нашей свободы

    Вчера на пресс–конференции в информагентстве «Кабар» руководитель пресс–службы МВД Кыргызстана Жолдошбек Бузурманкулов заявил по поводу исчезнувшего несколько суток назад правозащитника Турсунбека Акуна, что «его в настоящее время нет и не было ни в стенах МВД, ни СНБ, ни других государственных структур».
    Свое утверждение Ж.Бузурманкулов пояснил тем, что для власти было бы просто глупостью арестовывать правозащитника в то время как он занимался сбором подписей по инициированию импичмента, или общественного недоверия президенту. И тут же добавил: если выяснится, что все это никакое не исчезновение, а тщательно спланированная акция, “то все, кто подбил Акуна на такой шаг, будут привлечены к ответственности и понесут наказание”.
    Руководитель ПС МВД также сообщил о том, что в настоящее время МВД проводит весь комплекс мер по установлению местонахождения Турсунбека Акуна. Его фотографии и другие данные разосланы по всем отделениям Таможенной и Пограничной служб, главам местных администраций, айыл окмоту, квартальным комитетам, а также редакциям СМИ.
    — Мы обязательно выясним, что же произошло на самом деле, — пообещал Бузурманкулов в ответ на вопрос корреспондента: “Устанавливаются ли личности тех людей, которые представились сотрудниками СНБ и вызвали на встречу Турсунбека Акуна из дома в центр города — в район Госагропрома, где Турсунбек Акун и потерялся вечером 16 ноября?”. — Версия захвата Акуна сотрудниками СНБ или теми, кто действовал от их имени, нами тоже отрабатывается. Но это всего лишь одна из многих версий.
    Между тем супруга Турсунбека Акуна Гульмира Жыпар кызы, так же, как и ее брат Жаныбек Маймулов, в день исчезновения правозащитника провожавший его до места встречи с сотрудниками СНБ, не сомневаются в том, что эсэнбэшники имеют ко всему этому прямое или косвенное отношение. И то, что МВД, разбирая это сложное дело по установлению местонахождения Акуна, сталкивается с большими проблемами, вполне понятно и объяснимо. СНБ (МНБ, а еще раньше — КГБ) всегда была более влиятельной, закрытой и привилегированной организацией, стоящей выше МВД во многих отношениях, в том числе и в плане владения информацией и доступа к ней. И понятно, что если опера “оттуда” попросят специалистов МВД не углубляться чрезмерно в некоторые подробности и детали, лежащие на поверхности, потому что это необходимо в интересах государства, то мы еще не скоро узнаем, что же на самом деле произошло с Турсунбеком Акуном.
    Намного легче и проще, конечно же, — даже для такого могущественного силового ведомства, как МВД, — разрабатывать другие версии случившегося. Уже опрошены все близкие и родственники Турсунбека Акуна, в том числе и соратники Акуна по сбору подписей Нурлан Мотуев, Назарбек Нышанов, Дуйшен Абдылдаев, Акин Токталиев. В ближайшее время аналогичные беседы будут проведены со всеми правозащитниками и корреспондентами СМИ и другими гражданами, которые общались с Акуном в последнее время.
    Кстати, Нурлан Мотуев во время своей беседы с оперативниками МВД не только подтвердил тот факт, что в день исчезновения Акуна он также был приглашен звонком по сотовому телефону для беседы с сотрудником СНБ, который представился Мирланом, но и может легко его опознать. Так как имел с ним и его напарником получасовую беседу в здании Главпочтамта. Более того, определитель телефонных номеров в сотовом телефоне Нурлана Мотуева совершенно точно зафиксировал номер сотки Мирлана — (0502) 31–18–60.
    — Я дал все эти подробности, — говорит Нурлан Мотуев, — сотрудникам МВД, но они не очень–то горят желанием разрабатывать и анализировать столь убийственные и очевидные факты, подстраховывая и защищая друг друга.
    В то же самое время поведение самого Нурлана Мотуева по мере того, как в Кыргызстане накаляются страсти по поводу таинственного исчезновения Турсунбека Акуна, становится все более и более амбициозным и проблематичным. Он уже успел рассориться со многими своими друзьями среди правозащитников, лидеров НПО и сотрудников СМИ, прямо обвинив их на пресс–конференции в “АКИpress” в трусости и пустопорожней болтовне: “Вы только и знаете, что уже два года мелете языком всякую чушь и протираете даром штаны. Именно из–за вас пропадают такие наши лидеры, как Турсунбек Акун”. Более того, раскол произошел и в самом Народном патриотическом движении Кыргызстана (НПДК) в отсутствие Турсунбека Акуна из–за публичной ссоры его заместителей — Мотуева и Нышанова. Как можно догадаться, инициатором этого также был сам Мотуев, который, судя по всему, очень не любит делить лавры победы с кем–то еще.
    Возможно, Кыргызстан и в самом деле в настоящее время нуждается в таких радикальных лидерах оппозиции, как Нурлан Мотуев. На фоне сплошной трусости, индифферентности и конформизма. Когда лидер правозащитного НПО или корреспондент независимого издания при виде очевидных и даже грубейших нарушений прав человека больше думает не об адекватном отражении случившегося, а об оправдании, смягчении и даже легитимизации имевших место преступных и антиконституционных действий властей или силовых структур. Но вполне возможно и то, что Мотуев не более чем популист, скандалист и балаболка, одержимый подчас маниакальной идеей возвеличивания своих собственных заслуг.
     Несомненно, уже в ближайшем будущем мы получим ясные ответы на все эти непростые вопросы.
    Примечательно, что на следующее утро после исчезновения Акуна — 17 ноября (когда о случившемся знали только самые близкие люди правозащитника) в гостинице “Достук” состоялся Общественный форум на тему “Новые тактики в разрешении конфликтов в Кыргызстане”, инициированный общественной организацией “Гражданское общество против коррупции” совместно с фондами “За международную толерантность” и “Кылым Шамы”.
    Эта была очередная попытка республиканских и международных правозащитных организаций усадить за стол переговоров представителей органов государственной власти с целью выработки ненасильственных взаимоотношений между гражданами Кыргызстана, проводящими мирные собрания, митинги, демонстрации и другие акции (в том числе и сбор подписей по инициированию общественного недоверия), и органами государственной власти (МВД, СНБ, местной администрацией) в условиях нового правового пространства, связанного с отменой запретительных статей в Законе КР “О праве граждан собираться мирно, без оружия, свободно проводить митинги и демонстрации” в соответствии с решением Конституционного суда Кыргызстана от 13 октября этого года.
    Несмотря на розданные приглашения и, по словам Азизы Абдрасуловой, “ответные заявления в устной форме от глав МВД, СНБ, акимов районов, аппарата премьер–министра, депутатов Жогорку Кенеша о том, что в работе этого форума все эти структуры примут активное участие, в действительности исполнительная власть и силовые структуры проигнорировали инициативу лидеров НПО и правозащитных организаций”.
    Из представителей официальных властей, если не брать в расчет двух специалистов, работающих с ОВД в рамках программы помощи ОБСЕ, были лишь заместитель прокурора города Бишкек Р. Маженов. А премьер–министр ограничился тем, что направил на форум заместителя заведующего юридическим отделом своего аппарата Д. Онолбекова, выступление которого было более чем кратким “из–за того, что еще не вошел в курс дела”.
    Вот так и получилось, что на данном мероприятии — безусловно, нужном и актуальном — дискутировала и радовалась победе конституционной нормы одна сторона. И практически полностью отсутствовала другая — та самая государственная власть, которая унаследовала от нашего тоталитарного прошлого, по словам Ишенбая Абдразакова, только карательные функции и практически ничего не знает о своей главной и первостепенной в условиях демократии роли — служении интересам и правам народа.
    — Наши власти никак не могут понять, — сказала Толекан Исмаилова, — что народ и его права — это первичное, а она сама — власть — явление вторичное. Именно по этой причине происходят все эти многочисленные факты нарушения прав наших граждан.
    А тот слой представителей государственных структур и силовых органов, которые в силу своего интеллекта, личного опыта и уровня развития уже давно разобрались что к чему и ясно понимают гибельность для страны и его будущего силовых и авторитарных методов управления, еще слишком слаб и хрупок, чтобы оказать какое–то существенное влияние на окружающее их серое и безликое большинство.
     Замир Осоров.
    P.S. Сегодня в 9.30 утра руководитель штаба по поиску Турсунбека Акуна и защите его прав Нурлан Мотуев намерен провести митинг у здания “Белого дома” (южная сторона), чтобы привлечь внимание руководства Кыргызстана и общественности к данному факту.
    В этой акции примут участие близкие родственники самого Турсунбека Акуна — жена, отец, четверо его детей. Ожидается приезд сторонников правозащитника из Жумгальского района Нарынской области, Аксыйского района Джалал–Абадской области. Свое согласие поддержать акцию выразили правозащитник Топчубек Тургуналиев, лидер Компартии Кыргызстана Клара Ажыбекова, штаб депутата ЗС ЖК Азимбека Бекназарова, представители некоторых национальных диаспор — уйгурской и чеченской, представители духовенства, которые были в свое время ограждены Турсунбеком Акуном от необоснованных обвинений и нападок.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/8586/


Распечатать: Час «икс» для нашей свободы РаспечататьОставить комментарий: Час «икс» для нашей свободы Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Час «икс» для нашей свободы Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007