Премьер верит статистике. Депутаты не верят премьеру
Вчера глава правительства Николай Танаев отчитывался перед Законодательным собранием по вопросу приватизации государственной собственности в республике с 1991 года до наших дней. Строго по Маяковскому: «Прочел отчет. Не отчет, а роман! У вас стихи бы вышли задарма…».
Не станем утомлять читателей беспрецедентными успехами приватизации в Кыргызстане, изложенными крупным шрифтом на 17 страницах. Если кто сомневается: у нас все не просто хорошо, а очень хорошо. Кое где даже замечательно.
Всего в 1991 году за базовую основу было взято 10 тысяч объектов госсобственности, подлежащих приватизации. Сначала процедура разгосударствления коснулась мелких и средних предприятий торговли, общепита, сферы услуг. Затем — средних и крупных предприятий промышленности, транспорта, строительства. Приватизировали часть курортов и пансионатов. После чего перешли к крупным стратегическим объектам экономики — топливно–энергетическому комплексу.
С ноября 1998 года по сей день выполнены три этапа Программы разгосударствления и приватизации АО “Кыргызэнерго”. Его разделили на три энергетические компании — вырабатывающая (АО “Электрические станции”), передающая (АО “Национальные электрические сети”) и 4 распределяющие компании. Вот эти самые компании теперь и требуется приватизировать, на что нужно согласие Жогорку Кенеша. А все остальное останется в государственной собственности.
А посему вопросов по энергетике было особенно много. И главный — почему нужно отдавать в частные руки распределение электрической энергии? Премьер объяснил так: “...Мы не продаем распредсети, а передаем в управление. Требуются огромные вложения для технической модернизации и повышения качества управления. Например, по оценкам экспертов, только для технической модернизации АО “Северэлектро” необходимо свыше 55 млн. долларов США. Таких средств в бюджете нет”. Зато есть “Ошэнерго”, “Западэнерго”, “Востокэнерго” — это еще сотни миллионов долларов на модернизацию. О том, сколько денег нужно на повышение качества управления, глава правительства умолчал. Много, видимо.
Что такое “добросовестное управление” мы уже знаем. Это когда председатель Совета по добросовестному управлению и бывший председатель Совета директоров АО “Национальные электрические сети” Николай Танаев берет взаймы у бедных энергетиков сотню тысяч долларов без процентов. А что такое качество управления? Как вытекает из объяснений самого премьера и председателя Госкомитета по управлению госимуществом Равшана Жеенбекова, это способность собирать с населения плату за электричество и выбивать старые долги. То есть правительство расписалось в полной своей несостоятельности, беспомощности и желает нудную функцию передать частникам — пускай они мучаются. А те прямо дрожат, так желают помучиться.
Депутаты задали резонный вопрос: насколько в таком случае повысятся тарифы на электроэнергию для потребителей? А ни насколько, пообещал Танаев. Может быть, даже снизятся. Зато новые управители поставят всем счетчики и будут отключать неплательщиков персонально.
Господа, нас держат за идиотов. Это называется отдай жену дяде… а потом плати ему за каждое свидание по его расценкам. Посмотрим, позволят депутаты приватизировать распредкомпании или запретят. Может быть, и не захотят ставить страну на колени. О том, кто претендует на лакомый кусок, нам, разумеется, не расскажут. Узнаем, когда насидимся в темноте. Но догадаться и сегодня не сложно. Если все главные отрасли экономики сегодня контролирует семья президента, неужто она позволит управлять стратегической кому–то другому?
Кстати, когда депутаты задавали вопросы об объектах, принадлежащих зятю Аскара Акаева или его сыну, Николай Тимофеевич благосклонно позволял отвечать на них Равшану Жеенбекову. А тот так сильно смущался, что даже не мог совладать с микрофоном, все время попадал мимо кнопки. И тихо шептал: “Мы не должны знать детали. Это не государственное предприятие”. Неужто непонятно?! Аэропорт “Манас”, топливозаправочный комплекс “Аалам Сервис” уже давно существуют как суверенные анклавы Семьи, которым государство не указ. Осталось позволить создать третий анклав — энергораспределительный — и облизываться из–за забора на его прибыли.
Однако вернемся к отчету. Его заключительная часть в исполнении премьер–министра прозвучала торжествующим крещендо. “Проведенные структурные реформы оказали свое положительное влияние на социально–экономическое развитие нашей страны. В 1995 году был преодолен экономический спад, и с 1996 года наблюдаются только положительные показатели экономического роста. В т.г. продолжаются положительные тенденции в экономической и социальной сферах. За январь — август прирост ВВП составил 7,3 процента. Увеличение объемов производства продукции происходит во всех отраслях экономики”.
Матерь Божья! Уж, кажется, и расти этому ВВП дальше некуда, а он все растет. Но как–то тайно, незаметно для населения, которое и не догадывается о том, какой он здоровенный. Может, премьер наблюдает эти чудные социально–экономические показатели через специальные увеличительные очки? А мы, отсталые, определяем старым казацким способом — на сколько булок хлеба хватает зарплаты. Сравнительные данные за 13 лет привел депутат Орозбек Дуйшеев. Цены на хлеб выросли в разы, а зарплата бюджетников — на 30 процентов. “Где вы берете данные о социально–экономическом развитии Кыргызстана? — спросил депутат премьер–министра. — Мы такого роста не видим”. — “Из статистики”, — с достоинством ответил Николай Тимофеевич.
Схема предельно понятна: “Хайм, где ты берешь деньги? — В тумбочке. — А в тумбочку кто кладет? — Сара. — А Саре кто дает? — Я. — А ты где берешь? — В тумбочке”. В “тумбочку” статистики складывает данные правительство, и оно же их оттуда достает для демонстрации успехов Кыргызстана. Кто не верит, того и проблемы. Главное, чтобы МВФ и Всемирный банк верили.
Счетная палата КР, проверив, как исполняются законы о приватизации, пришла к гораздо менее утешительным выводам по сравнению с отчетом. “Госкомимуществом не выполнена Программа приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике на 2001–2003 годы… Применяемый Госкомимуществом метод приватизации — передачи в доверительное управление государственного пакета акций является неэффективным… Многие управляющие распоряжаются переданными акциями акционерных обществ, находящимися в государственной собственности, не в интересах учредителя — Фонда госимущества, а в собственных интересах… Фонд госимущества как учредитель не осуществлял действенный контроль за деятельностью управляющих по выполнению ими договорных обязательств…”
Фонд госимущества нарушал закон и положение о приватизации, используя метод прямой продажи, который должен применяться в исключительных случаях. Вот, например, один склад–модуль был напрямую продан одному гражданину по его заявке всего за 120 тысяч сомов, что наполовину ниже стартовой цены на последнем аукционе. Если на аукционе не продали за 240 тысяч, а продали “из рук в руки” за полцены, значит, что — берущая рука втихаря позолотила дающую, и потом это дело на пару обмыли? Всяких–прочих нарушений в справке Счетной палаты видимо–невидимо. О них Николай Тимофеевич, разумеется, ни гу–гу.
Обсуждение отчета премьер–министра депутаты продолжат завтра.
Список желающих выступить по теме велик, а станет еще больше. Быть может, господин Жеенбеков проконсультируется где надо и ответит наконец на вопросы Исмаила Исакова — кому принадлежит контрольный пакет акций Кантского цементно–шиферного комбината; являются его хозяева гражданами Кыргызстана или зарубежных стран (в зале заседаний Н.Танаев толерантно ответил: “Есть и те, и другие”), каким имуществом они владеют. Вчера ничего вразумительного ни он, ни председатель Госкомимущества сказать не могли. (Не знают? Боятся?)
Может быть, кто–нибудь задаст вопросы, сколько денег и когда заплатил в казну за сахарный завод “Каинды–Кант” его владелец, и кто он вообще такой.
Затем палате предстоит решить, какую оценку выставить правительству за приватизацию, которую в народе иначе, чем прихватизация, не называют.
Рина Приживойт.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/8130/