Клуб выживания
Если у тебя дом полон детей и внуков — это вовсе не значит, что ты не одинок. Хорошо, если пожилому есть куда пойти и с кем поговорить — про урожай на дачной грядке, про невыплаченные пенсии да и про эти политические фортели, наконец. Словом, про жизнь и как ею пользоваться.
У подопеЧных Ресурсного центра для пожилых такая возможность есть. Это своего рода клуб выживания. Как говорят его руководители, тут не благотворительная столовая, а место, в котором каждый желающий может получить “удочку”. Кстати, действует центр уже 13 лет (и если поначалу сотрудникам приходилось буквально собирать свою аудиторию у мусорных баков, отмывать — прикармливать, то теперь сами приходят — молва людская). Но об этом — попозже. А сейчас у 30 бишкекчан праздник. Их пригласили в отель “Достук”. Почему так мало? Просто центр в основном работает в регионах (там у него около 500 стариков под опекой) и накануне устраивал торжества на местах — с ароматным пловом, пахнущим костром, с подарками… В “Достуке” же, помимо фуршета и концерта, организовали выставку фотографий (в сентябре среди студентов республики кинули клич, и вот они наприсылали и дедулек на завалинке, и бабулек за приготовлением национальных кушаний, и тянущихся к колыбели…). Показали им фильм документальный про то, как можно самоорганизоваться в группы взаимопомощи (причем рассказывали по принципу ровесник — ровеснику, а не в менторском тоне). Сами же престарелые устроили тут же ярмарку.
— А почем ваш кактус? — живо интересовались гости, не в силах пройти мимо пусть и не очень разнообразного, зато сочно–цветущего ассортимента бегоний–“оленьих рогов”–“ванек мокрых”.
— Прикупить домашних носочков? — останавливались возле вязанья и ажурных салфеток и даже чехлов под модные сотки (в ногу со временем).
Старики сами украшали разделочные доски выжиганием (давно, поди, забытым), вырезали шкатулки, валяли войлок и шили колпаки с тапочками, мастерили папуасов из разноцветной пряжи. Кто–то сотворил думки, набитые целительным хмелем, и мини–икебаны из сухостоя — и оригинальные эти букетики в мешковине расхватывались на ура (в отличие от всего остального).
Между прочим, деньги на все это нашлись не у спонсоров: сотрудники и волонтеры центра придумали сделать веера. Простенькие такие кругляши картона с отпечатанными стихами (берущими за душу) и фотографиями стариков. Их–то и продавали среди друзей–знакомых, а на вырученные средства праздник и получился.
Вообще это большая проблема для Ресурсного центра — как заработать (а не выпросить у кого–то) деньги.
— У нас есть программа, финансируемая Нидерландами, но она рассчитана на административные и организационные вопросы, — рассказывает Елена Ким, координатор по связям с общественностью. — Мы можем заработать какие–то деньги на отдельных акциях — к выпуску книги, например (шесть лет не могли издать брошюры о группах взаимопомощи и межсекторальном сотрудничестве — по примеру Балыкчы, хотя это, конечно, не универсальная модель). Но мы уже открыли в Балыкчы пекарню. Там же у нас сад. Вот это варенье, что тут продается, оттуда. А вообще наш опыт распространяется: у нас уже около ста групп взаимопомощи организовано. Но вот учишь–учишь бабушку какую–нибудь, а она замуж выйдет — и на другой берег Иссык–Куля уедет (улыбается). Хотя и в этом польза (к слову, в центре уже шесть свадеб сыграли. — Т. О.).
Проблем, с которыми приходится сталкиваться “ресурсникам”, — великое множество. Это и отторжение общества (кто хочет думать о старости, а тем более о чужой? От нее отмахиваются), и иждивенческие настроения среди самих стариков (мол, вы нам лучше гуманитарку раздавайте — бывает и такое, зачем нам ваши семинары? Вы не поверите, но в августе Ресурсный центр засадил бабушек–дедушек за… компьютер. И те вовсю осваивали Интернет и “Ворд”!). А еще очень хочется поощрять самих стариков — за активность, за простые человеческие дела. Вот один сельчанин удочерил на старости лет трех девчушек — кому это под силу? Практически подвиг в наше время.
— В этом году будем вручать награды, — делится планами Елена. — Вот недавно приезжал к нам консультант из Филиппин (сам тоже пожилой). У них десятерым лучшим вручают медали. В прошлом году, например, медаль дали человеку, пятьдесят лет прожившему со смертельной болезнью. И у них не один день празднуют, а целую неделю. А у нас только–только стали вспоминать про этот день.
Татьяна Орлова.
Фото Владимира Пирогова.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/8088/