Главная задача: смена власти демократическим путем
Вчера состоялась пресс– конференция политического объединения «Народное движение Кыргызстана», в которой приняли участие его лидер Курманбек Бакиев и председатели политических партий.
Курманбек Бакиев: — Сегодня в нашей республике появилось новое объединение политических сил под названием “Народное движение Кыргызстана”. Оно состоит из девяти партий, их руководители перед вами, кроме Бектура Асанова, который сейчас работает в своем округе.
Назову цели нашего объединения. Первая — активное участие во всех выборных процессах, начиная с выборов в местные кенеши, Жогорку Кенеш и на пост президента. Не секрет, что во время выборной кампании происходит очень много различных нарушений, фальсификаций. Поэтому мы думаем, что чем больше будет в республике сил, заинтересованных в том, чтобы выборы были справедливыми, честными, прозрачными, проходили в соответствии с законами, тем больше будет вероятность того, что будут избраны достойные кандидаты. Вторая главная цель — смена власти в 2005 году демократическим путем.
Поэтому на сегодняшнем этапе первоочередная задача — укрепление политической базы нашего объединения. Мы планируем во второй половине октября провести совещание, на котором будут утверждены структура нашего объединения, его рабочие органы, структура нашей работы. Принимать участие в нем будут представители всех партий, которые вошли в это объединение. Мы приглашаем также другие партии, которые разделяют нашу точку зрения и выступают за то, чтобы в 2005 году произошла смена власти демократическим путем. Наши двери открыты и для таких партий, и для лидеров, политиков. Речь не идет о выдвижении какого–то конкретного кандидата — только о смене власти мирным, демократическим путем.
Газета “МСН”: — Ответьте, пожалуйста, на три вопроса. Предусматривает ли программа вашего объединения в случае победы на выборах пересмотр итогов приватизации в Кыргызстане?
К.Бакиев: — Я не сторонник того, чтобы копать, ворошить то, что было вчера. Из прошлого надо брать самое хорошее, полезное и правильное и отбрасывать отрицательное. Да, на сегодняшний день есть объекты, которые были приватизированы, но работают неэффективно или простаивают, не выполняют условия договора. Собственник начинает распродавать оборудование, основные средства. В таком беспределе надо ставить точку. Что касается всего остального, я думаю, что не стоит заниматься ревизией прежних решений.
— Европарламент признал Феликса Кулова политическим узником. Разделяете ли вы эту точку зрения и что намерены делать для его освобождения?
— Здесь одно настораживает. Если мне не изменяет память, суд первой инстанции признал Феликса Шаршенбаевича невиновным, суд второй инстанции — городской — дает ему срок семь лет, Верховный суд дает десять лет. Вот такой разброс в решениях судов, которые работают на основе одних законов, вызывает сомнения. Здесь, наверное, есть вопрос. Я не следователь, не изучал его дело и затрудняюсь сказать, насколько он виновен. Но я с уважением отношусь к решениям Европарламента и вообще к решениям парламента. Вопрос тут есть. Однозначно ответить очень сложно, но я считаю, что где–то наши наверняка перегнули.
— Представим, что вы выиграли президентские выборы. Какими критериями вы будете руководствоваться при выборе кандидатуры на пост премьер–министра?
— В нашем государстве три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная, над которыми стоит глава государства — всенародно избираемый президент. Как гарант Конституции он должен следить, чтобы все ветви власти работали строго в том правовом поле, которое им отводится. То есть должен быть баланс, у одной ветви не должно быть больше власти, чем у другой.
Если я буду избран, то кто будет премьером? Не надо лукавить — у нас в Кыргызстане вопрос Севера–Юга был и есть. Я считаю, что при назначении членов правительства, руководителей регионов обязательно надо учитывать фактор присутствия всех регионов в исполнительной ветви власти. Это было бы справедливо и правильно. Но у нас были факты, когда и президент, и глава исполнительной власти, и судья были из одного района. Считаю, что это не совсем правильно. При той кадровой чехарде, которая имеет место, на сегодняшний день в Кыргызстане во всех областях можно найти людей, которые способны работать в правительстве, других структурах. Этим надо заниматься скрупулезно.
Агентство “Рейтер”: — В начале июля несколько партий назвали вас единым кандидатом. Вы сами с этим согласны?
К.Бакиев: — Вопрос о выдвижении в президенты был поднят еще тогда, когда я баллотировался в депутаты Жогорку Кенеша по Ала–Букинскому избирательному округу. В Ала–Буке мне аксакалы поставили условие: “Акаев сказал, что избираться больше не будет. Если ты будешь баллотироваться, то мы тебя поддержим. Если нет — не морочь нам голову, мы другого изберем”.
Тогда было еще рано говорить об этом, да и сейчас еще год до президентских выборов. Я тогда сказал: “Если поддержите, я буду баллотироваться”, а некоторые газеты растолковали это так, что Бакиев занимается не парламентскими, а президентскими выборами.
— Вы несколько раз сегодня подчеркнули, что выборы должны быть честными, демократическими. Как вы считаете — хотя бы одни выборы у нас были честными?
— За последние 13 лет у нас было много всяких выборов и референдумов. Сказать, что все они были честными, не могу. Были регионы, где поднимался большой шум, скандалы.
— Не раз говорили, что в Кыргызстане нет достойных кандидатов на пост президента. Вы с этим мнением согласны?
— Я категорически не согласен. Достойные кандидаты есть, и немало — и в стенах парламента, и в правительстве, и среди губернаторов.
— Сколько членов состоит в девяти партиях, входящих в ваше объединение?
— Сейчас я затрудняюсь назвать точную цифру. Наш электорат — простые люди, учителя, врачи, бизнесмены. Точные данные опубликуем после совещания во второй половине октября.
Институт по освещению войны и мира: — В каких отношениях ваше объединение состоит с Гражданским союзом? Почему бы вам к нему не примкнуть?
К.Бакиев: — Отношения нормальные. Даже если меня критикуют, я в свои недруги никого не записываю. Считаю, что нужно работать. Что будет месяца через два–три, пока неизвестно, покажет время. Я думаю, что все здоровые силы, настроенные на то, чтобы Кыргызстан шел демократическим путем, развивал рыночные отношения, найдут возможность объединиться.
Клара Ажыбекова (Коммунистическая партия Кыргызстана): — В нашем блоке две коммунистические партии. Мы вели переговоры и решили, что целесо-
образно идти этим путем. Чтобы была сменяемость, чтобы не было монархической системы. У наших политических оппонентов огромный ресурс. Поэтому нам надо объединить усилия — и кадровые, и финансовые, и политический потенциал. Вместе мы сможем добиться цели. С единым кандидатом вопрос еще окончательно не решен. Власть может преподнести нам еще не один сюрприз. Мы согласны, что может быть несколько кандидатов. Но это не значит, что коммунисты подчинились демократам. Мы своих убеждений не меняем.
Газета “МСН”: — Мы сегодня видим, как работает президентская партия “Алга, Кыргызстан!”. Эти лихие ребята смотрят с рекламных щитов по всему городу. Как только ЗС приняло закон о маркировке избирателей, “АК!” немедленно организовала письма с мест ( в том числе и с юга республики) в адрес президента с просьбой не подписывать этот закон. Якобы он унижает достоинство и нарушает права граждан. Уже по квартирам ходят представители ЖЭУ и заставляют жильцов подписывать обещание голосовать за Акаева. “Алга, Кыргызстан!” работает на опережение. А что делают ваши партии? Как они работают с электоратом? Так ведь можно проиграть все выборы. А потом вы будете плакать и жаловаться, что международные организации не выделили денег на эту работу?
К.Бакиев: — Не так просто объединить все партии. Вы правы, время уходит, но оно еще есть. Что касается маркировки, то какое же это унижение? Она незаметна — это ведь не на лбу клеймо. К тому же голосование — дело добровольное. Не хочешь голосовать — не ходи. Но если уж человек идет голосовать, то пусть идет один раз.
Топчубек Тургуналиев (партия “Эркиндик”): — Я был в Грузии на президентских выборах. Там было полторы тысячи наблюдателей, в том числе международных и из ОБСЕ. И ни один не говорил, что маркировка унижает человеческое достоинство.
Агентство “Рейтер”: — Насколько вы уверены в успехе предвыборной и выборной кампаний? Все–таки под одной крышей собрались девять таких разных партий… Какие у вас средства, источники финансирования?
К.Бакиев: — Что же, сразу вам все тайны раскрыть? Есть у нас маленькие секреты, о них не время говорить. Первый вопрос — это действительно сложно. В сознании людей твердо закрепилось, что мы идем по пути рынка. Назад, в коммунизм, дороги нет. Мы будем развиваться по законам рынка, поднимать предпринимательство, чтобы толковые ребята не уезжали в Казахстан, а работали на свою страну. Надо создавать такие условия.
Николай Байло (Партия коммунистов Кыргызстана): — Справедливых выборов у нас еще не было. Кодекс о выборах еще ни о чем не говорит. Сегодня коммунисты выступают за развитие рыночных отношений. Но в Кыргызстане нет рынка. Коммунисты за многоукладные формы собственности. Есть пример — китайская модель. Мы категорически настаиваем на ревизии результатов приватизации. Свыше трех лет она проводилась по указанию президента. Это нонсенс. Приватизация должна была проводиться только по решению Жогорку Кенеша. Коммунисты имеют свою принципиальную позицию. Мы будем консультироваться и выдвигать своих представителей.
Рина Приживойт.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/8066/