Новая эпоха начинается в феврале
Выборы нового во всех отношениях парламента Кыргызской Республики состоятся, если за этот период не произойдет ничего экстраординарного, менее чем через полгода. Но уже сегодня, без большого риска ошибиться, можно предсказать, что борьба за депутатские мандаты будет как никогда острой. Драматизм и острота этой борьбы будут обусловлены тем, что от итогов парламентских выборов в значительной мере будет зависеть, кто возглавит республику на предстоящее пятилетие, а значит — будущее страны и ее народа.
В первую очередь именно понимание этого привело к тому, что задолго до наступления официальных сроков начала предвыборной кампании не только политологи и аналитики, но и сами власти предержащие, политики и потенциальные претенденты на кресла в новом, как ожидается, однопалатном кенеше приступили к дележке “большого парламентского пирога”.
И хотя адепты официальной власти, правительственные и проправительственные СМИ пытаются внушить гражданам, что преждевременный старт предвыборной гонке дали оппозиционные силы, это не более чем очередная попытка навести тень на соседский плетень. По сути, фальстарт был дан год назад созданием блока проправительственной партии “Алга, Кыргызстан!” и последующей вслед за этим перетасовкой валетов, дам и королей в номенклатурной колоде президента.
Право, не нужно быть большим провидцем, чтобы определить, во имя чего и с какой целью создана эта партия и производится перестановка и смена акимов и губернаторов, перемещение фигур на ключевых постах в эшелонах власти. Все это делатся с прицелом на предстоящие в наступающем году парламентские, а главное, президентские выборы.
Это уже позже оппозиция в противовес партии “Алга, Кыргызстан!” объединилась в избирательный блок “За власть народа”, и началось некое подобие оживления в ее стане.
Какие реформы и для чего у нас проводятся?
Надо признать, что слово “реформа” прочно вошло в наш обиход еще с горбачевско–перестроечных времен. Так что в деле реформаторства мы отнюдь не пионеры и не первопроходцы. Впрочем, все, что выдавалось и выдается в Кыргызстане за чисто “домашние заготовки”, — это не более чем старательное повторение задов недавнего прошлого. К примеру, кое–кому кажется, что лозунг “Кыргызстан — наш общий дом” — удачная находка главы кыргызского государства. Однако еще к 60–летию Союза, а было это, как вы помните, в 1983 году, широкое хождение получил лозунг “СССР — наш общий дом”. Ну а как жилось в этом общем доме некоторым его жильцам и насколько прочным он оказался, проявилось, к сожалению, довольно скоро.
Завел я данный разговор потому, что агитаторы за продление президентских полномочий Акаева или за переизбрание его на новый срок в качестве главного аргумента выдвигают все ту же замшелую идею, что надо ему дать возможность довести свои реформы до конца. Хотел бы заметить по этому поводу, что, во–первых, реформы в масштабах государства бесконечны, как сама жизнь. Реформы — это процесс, а не явление. А во–вторых, и это куда важнее в нашей конкретной ситуации, хотелось бы узнать поподробнее, о каких реформах ведут речь прозелиты главы государства и его преобразований.
Тут, кстати, невольно напрашивается параллель с недавним открытием в подмосковном Дзержинске памятника “железному Феликсу” и готовящимся открытием в Новороссийске памятника дорогому Леониду Ильичу Брежневу. Факты, надо полагать, весьма симптоматичные. Они свидетельствуют о ностальгии определенной части населения по жизни при партаппарате. Ведь с распадом Союза и едва ли не повсеместным проведением на его суверенных островах и островках рыночных и демократических реформ экономика и остатки “социалистической” нравственности доведены до состояния такого хаоса и беспредела, что жизнь в эпоху Брежнева чуть ли не большинством бывших советских граждан воспринимается как утерянный рай.
Хотелось бы от сторонников президента, помимо общих рассуждений о реформах, услышать более аргументированные и вразумительные доводы о реальных результатах и достижениях этих реформ. Лично я полагаю: все то, что сделано с нашей экономикой, уровнем жизни более половины кыргызстанцев, положением пенсионеров, социальной защищенностью и безопасностью граждан за годы правления Акаева, реформами назвать никак нельзя.
Еще без малого 160 лет назад морской офицер и военврач, глубокий и блестящий знаток родной речи Владимир Иванович Даль в своем “Толковом словаре живого великорусского языка” записал: “Реформа — определенный шаг к лучшему”. Обратите внимание — к лучшему! А что у нас? У кого язык повернется сказать, не кривя душой, как на исповеди перед Всевышним, что проводимые у нас псевдореформы — это шаг к лучшему.
В связи с этим нелишне напомнить, что в дореформенном 1990 году Киргизия уверенно занимала 5–7 места среди 15 союзных республик по всем основным экономическим, социальным и прочим показателям. Сегодня, в результате проводимых главой государства реформ, мы прочно и безнадежно опустились на предпоследнее, 14, место в этом списке по уровню жизни, экономическим показателям, социальной обеспеченности и защищенности граждан. Зато уверенно лидируем (даже в мировом масштабе) по уровню коррумпированности всех сфер и структур власти, снижению показателей человеческого развития. Боюсь, еще 5–10 лет таких, с позволения сказать, реформ, и Кыргызстан окончательно и бесповоротно отстанет от всех партнеров по СНГ, не говоря уже о развитых и цивилизованных странах мирового сообщества.
Я еще могу понять, когда за сохранение статус–кво выступают ставленники и окружение президента или представители непомерно раздутого бюрократического аппарата. Им есть что терять в случае смены власти. Они могут лишиться возможности безнаказанно брать взятки, безответственно паразитировать на больном теле общества, бесконтрольно разделять и властвовать в своих епархиях и вотчинах. Но могут ли вразумительно объяснить члены молодежной партии, некоторых НПО, какую цель преследуют они, призывая народ Кыргызстана в очередной раз грубо надсмеяться над главным законом страны — Конституцией республики. Неужели недостаточно, что мы уже и без того уложили крайне кривой и ненадежный фундамент под будущее демократического Кыргызстана.
Понимаю, Америка нам не указ. Мы живем своим умом. Но только не могу не обратить внимание вот на какое обстоятельство. Конституция США за 217 лет существования не претерпела столько изменений, сколько Конституция Кыргызской Республики менее чем за 10 лет.
14 лет правления Акаева со всей очевидностью показали, что, придя в 1990 году к власти, вчерашний президент Академии наук республики имел весьма расплывчатое представление о реальной экономике Киргизской ССР. С годами положение усугубилось от того, что глава государства стал пользоваться рекомендациями забугорных советников и экспертов, которые ориентировались и смыслили во внутренних делах Кыргызстана еще меньше. Диктат Москвы сменился в республике еще более жесткой зависимостью от диктата эмиссаров из МВФ. Сегодня только слепые или сознательно заблуждающиеся не видят губительных последствий для Кыргызстана и его граждан их эксперимента.
Жизненный уровень рядовых кыргызстанцев заметно страдает еще и от того, что с обретением республикой суверенитета ее граждане оказались перед дилеммой: что лучше, что предпочтительнее — коммунизм на отдельно взятой строго охраняемой даче или же капитализм на той же самой, но еще строже охраняемой даче, украшенной демократическими лозунгами?
Разноправие в стране прав человека
За несколько месяцев до выборов новоиспеченная партия “Алга, Кыргызстан!”, пышно отметившая на днях первую годовщину своего существования, не скрывает своих притязаний на крупную победу в борьбе за места в Жогорку Кенеше. Трудно сказать, что здесь играет решающую роль — действительная убежденность в авторитете партии, вера в поддержку электората или все же надежда на плутовство и фальсификацию в ходе выборной кампании.
Сомнение не такое уж беспочвенное, как может кому–то показаться. Ведь даже один из лидеров партии сам признавал в недавнем интервью “Вечернему Бишкеку”, что к ним поступают сведения о насильственном приеме в члены партии работников бюджетных учреждений при помощи угроз и шантажа. Ну, а то, что никто не осмелился открыто выступить против подобного самоуправства и насилия на местах, свидетельствует скорее не об отсутствии фактов, а о запуганности и бесправии наших граждан.
Кстати, мы уже давно приучены к тому, что предусмотренные законом равные возможности в борьбе за места на Олимпе власти только декларируются. Наиболее ярко это проявилось и в свое время с партией “Ар–Намыс”. Едва Феликс Кулов пять лет назад дал понять, что намерен побороться на очередных выборах за президентское кресло, как учрежденной им партии стали чинить препятствия на всех уровнях. В Минюсте затянули ее регистрацию на предельно возможный по закону срок и зарегистрировали едва ли не в последний день, когда тянуть резину дальше было уже просто невозможно. А владельцы чуть ли не всех подходящих в столице помещений под мощным давлением властей были вынуждены отказываться сдавать их в аренду партии “Ар–Намыс” для проведения учредительного съезда.
В противовес партии Кулова по инициативе губернаторов Джалал–Абадской и Иссык–Кульской областей спешно создается партия “Адилет”. Естественно, регистрируется она без проволочек, а для проведения учредительного съезда ей предоставляется один из лучших залов в Бишкеке.
Мелочь, возможно. Но весьма показательная. Власти в республике в ходе политической борьбы не гнушаются даже такой вот мелочью. Что же говорить о вещах более принципиальных?
По большому счету, мне не столь важно, кто будет заседать в парламенте — Иванов, Петров, Сидоров, Жумабаев, Жумабеков или Жумагулов. Главное, чтобы у них был просветленный разум, выраженный дар политика, подлинная заинтересованность и боль за дела в стране, незамутненные понятия о чести, совести, человеческом достоинстве. И суть, в конечном итоге, не в партиях, не в их названиях и численности, а в их способности сформировать собственное и узнаваемое лицо, завоевать повседневной деятельностью доверие и симпатии избирателей, увлечь людей реальной и перспективной программой.
В этом свете партия “Алга, Кыргызстан!” изначально пошла, на мой взгляд, по ложному, малопродуктивному, не пользующемуся доверием масс пути, увеличивая численность своих рядов таким вот непопулярным способом. Да и выдвинутые ее лидерами цели пока что отдают больше пустопорожними декларациями. Что же касается стремления навести порядок в наших городах возрождением добровольных народных дружин — так это даже не вчерашний наш день. Давно пройденный этап. Это не что иное, как очередная попытка переложить вину за беспомощность городских властей и силовых структур в наведении элементарного порядка на площадях и улицах наших городов на плечи самих граждан. Как тут не вспомнить, сколько доблестных сотрудников и курсантов милиции было на улицах Бишкека пятничным днем 10 сентября. Это как же надо постараться, чтобы с такой силой, с такой армией служащих внутренних дел допустить такой разгул криминала, как в городах и весях республики сегодня.
Так что дело тут не в народных дружинах. Дело в системе, которая нуждается в кардинальной и действенной реформе. Пока же с таким подходом к решению серьезных проблем, с такими сильно потраченными молью и пронафталиненными идеями, предлагаемыми лидерами партии “Алга, Кыргызстан!”, завоевать умы и сердца людей будет, думаю, очень непросто.
Вячеслав Тимирбаев.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/7960/