Диалог — путь к стабильности
В суете повседневной жизни незаметно отдаляемся от прошлого. Мы только вчера вместе боролись против застоя. Нас объединяла перестройка. Жили с надеждой, не предполагая, что скоро разбежимся по национальным квартирам. Видимо, инициаторы приступили к перестройке, не сознавая возможных последствий для себя. Когда выяснилось, что перестройка требует расширения полномочий госвласти и сокращения политического контроля, в перестроечной активности появились имитация и пустословье. Страна зависла, народ стал терять доверие в возможность осуществления перемен. Дальше известно: Форос, распад, развод по национальностям. Мы оказались жертвой недальновидных политиков, не понимая, что начался распад государства. В период демократии мы вновь втягиваемся в мир имитации и пустословья. Поэтому вновь в памяти возникают страницы нашей недавней истории.
ИмитациЯ в политической практике возникает, как правило, когда власть теряет силу или у нее происходит смена ориентиров. В Кыргызстане явно заметны признаки обоих вариантов. Сделав вначале успешные шаги, Кыргызстан практически топчется на одном месте, скатывается с избранного курса. Что произошло? Я постараюсь объяснить свою точку зрения.
Независимость позволила стране провозгласить приверженность к рыночной экономике и демократии. Это был удачный курс для надежного укрепления основ государственности. Если развитие рыночной экономики требовало ориентироваться строго на международные нормы, то демократия позволила учесть и собственную специфику. Поэтому появился шанс включить в Конституцию 1993 года отдельные пожелания главы государства. В результате в нее вошли некоторые нормы, не свойственные демократии. Например, право голосования без права выдвижения — для местного самоуправления, ответственность без соответствующего права принимать решения — для исполнительной власти, громадные права без какой-либо ответственности — для Президента. Это было ошибкой парламентариев, принявших на ура такую Конституцию новоиспеченного независимого государства. С такой Конституцией в самом деле сложно продемонстрировать демократичность своего духа, так как уже в ней было четко заложено стремление к узурпации власти. С такой Конституцией мы приступили к реформе общества.
Вскоре выяснилось, что чрезмерная концентрация власти в руках одного человека оказалась для Кыргызстана роковой ошибкой. В силу особенностей характера первого лица властью стали пользоваться его близкие, не имея на это каких-либо юридических прав. У многих возник вопрос: с кем налаживать отношения, если близкие Президента могут перечеркнуть карьеру любого госчиновника, преуспевающего бизнесмена или, наоборот, повысить? Толпа, преследующая меркантильные интересы, лучше адаптировалась к этой новой реалии. Полк таких людей, к сожалению, пополняется и сегодня. Угодничая и пресмыкаясь, они создают иллюзию роста всеобщей поддержки хозяевам власти. Поэтому Президента не покидает желание повести страну и дальше. Начинается мышиная возня, придается видимость конституционности неконституционному желанию главы государства. Конституционный суд, например, однажды обосновал правомочность переизбрания Президента на третий срок. Ныне Конституционный суд рассматривает возможность его переизбрания на четвертый срок, при строго лимитированной конституционной норме лишь два пятилетних срока. В кулуарах власти параллельно обсуждаются также и варианты продления срока власти Президента через референдум или парламентским решением. Придание таким способом облика конституционности переизбранию Президента снижает демократический имидж страны и может вызвать возмущение граждан и беспорядки в отдельных регионах страны.
Кто будет виноват, если прольется кровь? Народ желает смены власти, и для этого у него есть юридические и моральные основания. Растут нищета, безработица, вымогательство, коррупция, преступность. Глава государства уже в течение многих лет никак не может мобилизовать общество, призвать его к созидательной работе. Он не способен довести до логического конца ни одно задуманное дело, завершить начатые реформы. Спасает Президента лишь Конституция, не позволяющая учинить с него спрос. Мальчиком для битья служит бесправное Правительство. Президент обладает беспредельной властью, без очерченной законом ответственности. Таким же статусом, по сути, обладают его близкие. Поэтому они используют любую возможность для удовлетворения разнообразных потребительских желаний. В результате возникает огромный разрыв между уровнем жизни кучки людей и все более беднеющего населения. Самое главное – у Президента завершается конституционный срок пребывания у власти.
В целях пресечения растущего вмешательства ближайшего окружения Президента в государственные и негосударственные дела была предпринята попытка перераспределения власти Президента путем внесения изменений в действующую Конституцию страны. Ожидание участников Конституционного совещания, образованного специально для этой цели, тогда не оправдалось. Зафиксировав участие оппозиции в диалоге, Президент перепоручил окончательный вариант обсуждаемого проекта Конституции экспертной группе и на референдум вынес вариант Основного закона, отвечающего его собственным интересам. Причина та же, что и в период перестройки. Расширение полномочий исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти привело бы к снижению значимости собственной президентской власти. После таких манипуляций международное сообщество заметно охладело к Акаеву. Поэтому, в отличие от двухтысячного года, возрос шанс поддержки внутриполитических сил со стороны внешнего мира.
В перестроеЧный период стремление к сохранению власти привело к принудительной изоляции главы СССР его же близким окружением. Имеется ли такая опасность ныне? Скорее да, чем нет. Хочется надеяться, что в стране произойдет конституционная смена власти. Дай Бог, чтобы это сбылось. Тогда Президент избавил бы и себя и страну от нежелательного риска и сошел бы с политической арены достойно, как Борис Николаевич Ельцин или Махаткир Мохамад. Этого ожидают все, кроме его близких и их подпевал. Они боятся потерять крышу, обеспечивающую им вольготные условия. Если крыша исчезнет, то у них, безусловно, начнутся сложности. Они сильно суетятся, что, передав власть, Президент, образно говоря, кинет их на произвол судьбы. Они уже отвыкли от такого обращения с собой. Незащищенность, неуверенность в собственном будущем может восприниматься ими как предательство своего патрона. Поэтому их суета вполне может трансформироваться в злость.
Анализ политической ситуации показывает, что Президент может добровольно уступить свою власть, если почувствует давление внешнего мира или готовность избирателей противостоять произволу. Это реальный путь обеспечения в стране развития политических событий в конституционном и демократическом поле. Реальный авторитет нашего Президента невысок. Он, как бывший грузинский коллега, может выиграть выборы, лишь подключив возможности административного ресурса, ресурсы толстых кошельков, подтасовав результаты голосования. Он понимает, что в случае консолидации интересов внешних и внутренних сил он, цепляясь за власть, может поставить под угрозу свое будущее. Поэтому явно заметны его колебания. Надо полагать, что, выбирая, кого защищать — себя или своих близких, он все-таки больше подумает о себе. Наличие такого варианта сильно нервирует его суетящееся окружение. Эти люди требуют от Президента борьбы за сохранение власти, одновременно обсуждая шепотом возможные пути присвоения ее себе. Вот одна из схем. Принудить Президента к досрочному приостановлению полномочий после назначения премьер-министром человека из его близкого окружения. Затем решением парламента упразднить президентскую власть, передав полномочия новому премьеру. Причина простая. Эти люди не уверены, что смогут выиграть президентские выборы из-за отсутствия политического авторитета.
Следует отметить, что в смене власти не последнюю роль играет позиция наших внешних партнеров. Многие из них уже понимают исчерпанность возможностей Президента, его неспособность предпринять шаги для развития общества и демократии. Поэтому они частенько напоминают Президенту о необходимости соблюдения требований Конституции, ссылаясь на заявление А. Акаева о неучастии в следующих выборах. Однако многие из них не замечают двусмысленности сделанного заявления. Это проявляется в сегодняшних действиях власти. Она открыто пытается придать вид конституционности сохранению власти – путем референдума, парламентским решением или решением Конституционного суда. Это означает, что в случае отсутствия опасности Президент согласится бороться за власть, и это не будет противоречить сделанному им заявлению. А в случае опасности он, ссылаясь на свое заявление, откажется от власти и уйдет с политической арены как человек, приверженный принципам демократии. Вот вся суть его игры в демократию. Поняв эту игру, наши внешние политические партнеры могли бы оказать действенную поддержку в возврате страны в демократическое созидательное русло.
Наш бессменный Президент изначально пришел к власти в результате консенсуса между внутриполитическими силами страны. В то время у республики не было прямых контактов с внешним миром. Ныне, когда реформирование общества происходит при существенной поддержке внешнего мира, заинтересованность его к этому вопросу растет. В этой связи наши внешнеполитические партнеры внимательно изучают кандидатуры представителей более сорока политических партий и людей, вращающихся во власти и в крупном бизнесе. Ныне наступил момент для диалога. Такой процесс уже начался. Представители политических партий, видные государственные чиновники, крупные предприниматели встречаются между собой, активно обсуждают возможные варианты сотрудничества. Но в определении будущего единого кандидата на пост главы государства пока существуют разночтения. Проблема — в хрупкости демократии и в наличии у кыргызов особой национальной специфики. У нас все еще учитывается в политике родовая и территориальная принадлежность человека. Родовая связь не озвучивается, хотя нетрудно догадаться, кто происходит из родов сарбагыш, саяк, солто, ичкилик, аркалык. Более открыто обсуждается территориальная принадлежность политика, причем ярко выражена географическая доминанта – юг и север. Даже в советский период учитывался этот критерий, и в кадровой политике соблюдалась очередность. Если следовать этой логике, то ныне время южан. Об этом высказываются и пишут видные и уважаемые люди. Однако имеется и противоположное мнение: пусть у руля власти хоть кто, лишь бы он не был с юга.
У нас пока никто не обращает внимания на партийную принадлежность политика. Это признак неразвитости демократической культуры. Поэтому утвердительно можно констатировать, что следы двухмиллиардной финансовой помощи не запечатлелись должным образом не только в экономике и социальном развитии общества, но и в демократии тоже.
Кыргызы за более чем двухтысячелетнюю свою историю не оставляли никогда долг своему потомству. А за четырнадцать лет такого правления на шеи будущих поколений повешен уже двухмиллиардный долг зеленого цвета...
В стабильности развития нашей страны заинтересованы соседний Казахстан, Узбекистан, Россия, но они из этических соображений молчат. США, Евросоюз, наоборот, открыто ставят требования о демократизации общества. У них собственная сеть мониторинга, отслеживающая социально-экономическую и политическую ситуацию в Кыргызстане. Они наступают на мозоль главе государства, открыто заявляя о нарушениях прав человека и демократии. То есть грамотно осуществляют политическое воздействие, связывая выделение очередного транша и реструктуризации госдолга Кыргызстана с выполнением принятых нашей страной обязательств. Однако Президент уже ко всему этому привык. Он, обаяв Запад очередными обещаниями, идеями, под лозунгом демократии продолжает скатываться к авторитаризму. Поэтому США и Евросоюз уже не связывают с ним будущее страны.
В целях принуждения А. Акаева к уходу создается атмосфера изолированности нашей страны от дружеского мира, а именно: оттягивается на неопределенное время решение вопроса реструктуризации государственного долга, публично напоминается Президенту о нецелесообразности и незаконности его участия в предстоящих выборах, проводятся консультации с потенциальными кандидатами на пост главы государства.
УдаЧно использует ситуацию лишь соседний Китай. Он действует прагматично. Опутав больших и малых чиновников мелкими финансовыми отношениями, Китай превратил нашу страну в площадку по распродаже своего низкосортного товара и в коридор по транзиту подобных товаров в соседние страны. Более семидесяти процентов продаваемого и более девяносто процентов распространяемого нами ширпотреба – это китайские товары. В республике стремительно растет экономическое присутствие Китая, и в нужный момент оно легко может трансформироваться в политическое влияние.
Китайская экономическая активность сильно меняет менталитет и психологию людей, особенно молодых, крутящихся вокруг базара. У них, и не только у них, вытравливается память о вчерашней близости с русским народом. Поднятие статуса русского языка в Кыргызстане оказалось всего лишь политическим маневром. Его развитие и после придания статуса официального языка идет по наклонной плоскости. То есть продолжается процесс сужения сферы его использования на государственном уровне. Многие понимают, что, утрачивая знание русского языка, кыргызы изолируют себя от русскоговорящей среды и обрекают на отсталость. Однако такая ситуация мало волнует власть имущих, допускающих размывание русского языка. Проблема не в том, что плохо обучают в стране русскому языку, а в том, что из-за чисто экономических проблем многие дети кыргызов уже не ходят в школу. Они крутятся с утра до вечера на базарах, зарабатывают на жизнь и уже воспринимают такую судьбу как норму. В результате подрастает малограмотное поколение с базарным менталитетом.
Наш регион всегда интересовал чужестранцев из-за мягкости климата и красоты природы. Поэтому приходили сюда греки, арабы, персы, монголы, жунгары и другие, но превратили этот край в свою родину лишь кыргызы, пришедшие с Алтая. Ныне исламисты активно проникают к нам, используя запрет веры в нашем государстве в недавнем прошлом. Они приходят не по зову сердца, а в политических целях, то есть они обучают не только исламу, но и готовят к непримиримой борьбе с неверными. Например, распространяя листовки, брошюры, книги, они развивают у верующих ненависть к тем, кто не признает учения пророка. Обнищавших людей легко зомбировать за гроши, они легко превращаются в религиозных фанатиков.
У государства нет четкого понимания ислама. Поэтому оно не может ничего противопоставить целенаправленной идеологии “Хизб ут–Тахрир”, проповедующей создание в Ферганской долине исламского халифата. Такое бездействие нашей власти вызывает угрозу целостности не только Кыргызстана, но также и Узбекистана, Таджикистана.
Наша страна превращается в коридор для провоза наркотиков. С юга афганский, с севера казахский героин, марихуана просачиваются через нас в Россию, особенно после вежливого выведения нами российских погранвойск из страны. Удивляют условия международного договора с Ага Ханом. В договор почему-то включено дополнительное требование не проверять его офисы и транспортные средства в Кыргызстане, то есть в зоне активного наркотрафика. Все знают, что предки Ага Хана жили в Афганистане, где в течение многих лет не прекращаются ни война, ни производство наркотиков. Ага Хан активно разворачивается ныне в нашей стране, в том числе и в зоне известной опийной культуры. Поэтому возникает опасение — не завершится ли желание Ага Хана помочь нашему государству возрождением посевов иссык-кульских маков? Эта ситуация должна беспокоить не только кыргызстанцев, но и Россию, превращающуюся в черную дыру, поглощающую без остатка любое количество этого зла.
Грустно становится, когда ощущаешь, что бессменный лидер страны, не обращая внимания на результаты своего труда, не может расстаться с желанием править страной и дальше. На юге вновь озвучивается инициатива по продлению срока его пребывания во власти. Это, возможно, выгодно для него самого, но обществу и народу не принесет ничего, кроме отставания и нищеты. Это должны понять стар и млад, а также добрые соседи и доноры.
Я не стал бы писать обо всем этом, если бы не назревало одно обстоятельство. Нарастают радикальные настроения в кыргызской части Ферганской долины вдоль автомобильной дороги Бишкек—Ош. Вынашивается там некоторыми политиками идея перекрытия во время парламентских выборов автотрассы, соединяющей юг и север страны, в случае нарушения правил избирательного кодекса властями. Эта акция будет продолжаться до тех пор, пока глава государства не оставит свой пост.
Во время парламентских выборов власть обязательно использует административный ресурс и толстые кошельки. Иначе она проиграет выборы и потеряет контроль над новой законодательной властью. Однако нарушение правил Избирательного кодекса даст основания для организации публичного протеста. Власть едва остановила два года назад публичную акцию жителей лишь одного района. А что произойдет, если протестовать одновременно начнут избиратели вдоль всей линии автомагистрали? Применение силы приведет к кровопролитию и повысит вероятность потери контроля над действиями бушующих демонстрантов. Это было бы исключено, если власть не отменила бы выборы по партийным спискам. Близорукость режима с одной стороны и радикализм кучки политиков с другой стороны развивают внутриполитическую напряженность. Если всерьез не задуматься и не остановить проявления как административного произвола, так и радикализм, Кыргызстан может распасться. Поверьте, это не голая фантазия. Для подобного опасения существуют вполне серьезные экономические, геополитические и, как очевидно, внутриполитические предпосылки.
Нам сегодня как никогда нужен диалог политиков, желающих добра своему народу и стране. Группа видных общественных, политических, творческих деятелей завершает переговоры о создании общественно-политического движения и призывает здоровые силы к объединению. Объединившись, мы можем повернуть развитие страны в демократическое созидательное русло и предотвратить надвигающуюся угрозу потери государственности.
Президент страны обязан исходить из понимания необходимости формирования традиции мирной передачи власти. Он не должен, как сейчас, создавать прецедент для роста радикальных настроений из-за эгоистического стремления сохранить любой ценой свою власть. Он не должен препятствовать проведению честных и справедливых выборов. В противном случае он сойдет с политической арены с риском для будущей своей судьбы, поставив под угрозу и будущее своей страны.
Мамбетжунус Абылов, лидер Демократической партии развития.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/7730/