Лес рубят — децентрализация идет
… С недавних пор «всесильная мадам», а именно так называют сегодня в народе губернатора самой благодатной, то есть Иссык-Кульской, области Кыргызстана, появляется на экранах местного областного телевидения чуть ли не каждый вечер. И всякий раз (естественно, под разным соусом) из уст этого руководителя с гордостью, пафосом и воодушевлением звучит ключевая фраза: «Мы — пилотная зона, и на наш регион равняется вся республика, ведь только у нас проводится эксперимент по децентрализации власти».
Однако в реальной жизни это означает одно — сегодня в Иссык-Кульской области действует принцип, который можно сформулировать так: «Ошеломляй и властвуй». Вот всего лишь один пример…
В лес пришли перемены, но…
О том, что побережье озера Иссык-Куль — одно из самых лучших курортных мест в мире, знают сейчас все. Однако не многие ведают о том, что в области есть и другое достояние — леса. Площадь государственного лесного фонда составляет здесь ни много ни мало почти четыреста тысяч гектаров, причем непосредственно лесами занято около ста тысяч гектаров.
Что там говорить, природа, щедро наделив Кыргызстан богатствами, не забыла и о лесах. Несмотря на то, что лесные массивы занимают всего около пяти процентов всей территории нашей горной республики, они имеют огромное природоохранное значение для всей Центральной Азии (поскольку играют значительную роль и в сохранении водного потенциала, и в формировании климата). К тому же считаются ценнейшим ресурсом, который, как известно, сильно пострадал от бездумных действий человека. Скажем, за последние семьдесят с небольшим лет площади лесов в стране сократились почти на треть. Так что каждодневно оберегать, сохранять, приумножать и рационально использовать все эти богатства — дело стратегической важности, чем и занимаются специалисты Государственной лесной службы.
Каждый год лесные хозяйства Иссык-Кульской области проводят поистине титаническую работу — они не только тщательно следят за состоянием имеющихся зеленых массивов, но и делают новые посадки на участках не менее 590 гектаров, высаживая до полутора миллионов (!) саженцев ели, сосны, пихты, дуба, каштана, тополей и других видов растений. Мы побывали в нескольких лесхозовских питомниках и видели, какой это колоссальный и кропотливый труд — растить посадочный материал, начиная с крошечного семени, а потом ухаживать за крохотными деревцами, которые станут настоящим лесом только через десятки лет. (Заметим, что во многих странах Европы, например Италии, Швейцарии, Франции, более половины всех ныне имеющихся лесов создано искусственно, то есть они были посажены более ста лет назад и к сегодняшнему дню стали полноценными лесами с собственной уже устоявшейся экосистемой.)
Понятно, что на все эти работы требуются немалые деньги. В государственной казне средств на эти цели катастрофически не хватало во все времена, и лесные хозяйства выкручивались как могли. Многие из них еще несколько лет назад стабильно считались убыточными, едва влачили свое существование, но не сдавались.
Огромную помощь лесхозам Иссык-Куля и других областей республики последние десять лет оказывала Кыргызско-Швейцарская программа поддержки лесного хозяйства, осуществляемая известной швейцарской организацией по сотрудничеству и развитию “Интеркооперейшн”. Перечислять то, что сделано за это время, можно очень и очень долго. Главное, что все эти годы программа и ее сотрудники всячески содействовали проведению реформ лесного хозяйства нашей страны. Они продолжают это делать и сейчас.
Именно с помощью Кыргызско-Швейцарской программы во многих лесхозах республики начались долгожданные перемены, которые дали просто поразительные результаты. Речь идет о хозяйственной самостоятельности лесных хозяйств. О необходимости финансовой независимости шли горячие дискуссии не один год. Да и в Национальной лесной политике Кыргызстана четко сформулировано: лесхозы и входящие в их состав лесничества являются юридическими лицами с устойчивой финансовой самостоятельностью.
И вот свершилось! Лесхозы получили долгожданную свободу действий и право распоряжаться финансами. Благодаря возможности работать, что называется, суверенно их дела резко пошли в гору. Рабочие начали вовремя получать зарплату, а задолженности перед бюджетом были ликвидированы в кратчайшие сроки. То есть заработало четкое правило: свободный рынок — это то, чем занимаются люди, если их оставить в покое.
— Лесничества начали продавать древесину по тем ценам, которые они устанавливали сами, а после их утверждал Департамент по антимонопольной политике, и таким образом покрывали расходы по содержанию питомников. Теперь можно было покупать бензин, запчасти к технике, привлекать сезонных рабочих со стороны, потому что своими силами справиться с большим объемом работ всегда было достаточно трудно, — рассказывает бывший главный лесничий Иссык-Кульского лесхоза и консультант Кыргызско-Швейцарской программы, а ныне пенсионер Михаил Колодчак (коллеги называют этого человека, отдавшего лесам не один десяток лет, “лесной энциклопедией”.) — Причем объемы рубок строго регламентировались лесохозяйственными планами, которые создавались для каждого лесхоза отдельно сроком как минимум на десять лет. Особо подчеркну: эти планы готовили профессионалы своего дела — инженеры лесного хозяйства, и они очень жестко подходили к вопросу, ведь бездумная вырубка может погубить наши леса.
Но это еще не все. Государственная лесная служба — опять же при поддержке Кыргызско-Швейцарской программы — в свете проходящих реформ определила, что часть хозяйственных функций следует передать частным предпринимателям на местах. Что и было сделано, потому что это должно было содействовать и лучшей сохранности лесных массивов, и развитию экономической деятельности, и устойчивому лесопользованию.
Что удалось сделать конкретно? Было принято важное решение отделить деревопереработку от Государственной лесной службы, которая прежде всего должна отвечать за лесные богатства. И вот появились документы — постановление правительства “Программа приватизации гособственности в КР на 2001—2003 годы”, а также постановление Собрания народных представителей Жогорку Кенеша “О концепции разгосударствления госсобственности в КР на 2001 — 2003 годы”. По сути, эти документы оформили законодательно процесс приватизации почти двадцати деревообрабатывающих цехов, имеющихся в лесхозах республики. Все знали, что преимущественное право на приватизацию получат трудовые коллективы этих предприятий, поэтому идеи приватизации были приняты с большими надеждами. В южных регионах Кыргызстана этот нелегкий процесс начался безболезненно и уже начал приносить свои весомые плоды, а вот на Иссык-Куле — увы…
Правила — для других, исключения — для себя
А все потому, что в начале нынешнего года вышел в свет указ президента Аскара Акаева и начался тот самый эксперимент по децентрализации власти, о котором мы говорили в самом начале. Губернатору Иссык-Кульской области Токон Шайлиевой были делегированы многие полномочия и подробно расписано, как будет, собственно, осуществляться пилотный проект. И началось…
Об административных реформах сегодня говорится очень много и на всех уровнях. Кто ж спорит: коррупция буквально пожирает наше государство, и перемены в государственном управлении ох как нужны! Но чтобы довести идею до абсурда, надо сделать ее руководящей. Стоило объявить о децентрализации, как пошло-поехало…
Сначала была приостановлена приватизация ряда деревообрабатывающих предприятий. А через некоторое время поступило устное распоряжение губернатора-новатора (представьте себе, письменных документов на этот счет не было никаких!), которое целиком и полностью перечеркивает все начатые реформы в лесной отрасли, сводит на нет многолетнюю работу Кыргызско-Швейцарской программы и вообще начисто перекрывает кислород лесным хозяйствам области. Отныне им категорически запрещено жить и хозяйствовать самостоятельно: теперь лесхозы могут продавать древесину по строго установленной губернатором цене — 1200 сомов за один кубометр. Самое поразительное то, что продавать (причем исключительно круглый лес) предписано в спешном порядке образованному государственному предприятию с многообещающим названием “Иссык-Куль Токою”.
Сказать, что абсолютно все лесничества области шокированы этим неожиданным решением — это ничего не сказать.
— Лесхозы области лишились того, чего добивались много лет, — своей независимости и, само собой разумеется, доходов, — продолжает Михаил Колодчак. — Мало того, что их обязали продавать госпредприятию только круглый лес, а они могли бы распиливать древесину и продавать ее гораздо дороже, так еще и закупочные цены им установили фиксированные. У лесхозов оказались сорванными все прежние контракты и договоры. То есть получается, что хозяйства должны работать себе в убыток…
Что, собственно, уже и происходит: “Иссык-Куль Токою” весьма активно работает почти два месяца, скупая по дешевке лес и работая на один карман (ясно, чей), а перечисленные в качестве спецсредств крохи лесхозы снять со счета не могут, потому как им до сих пор не прислали из столицы… сметы расходов. В ряде хозяйств уже приостановлены многие текущие работы, образовались задолженности по зарплате. А если кто-то привезет древесину с задержкой на один-два дня, выбившись из графика, установленного госпредприятием, с них требуют платить еще и неустойку!
Областное начальство взяло под свой строгий контроль еще и заготовку дров для жителей области: без разрешения нового госпредприятия продавать людям топливо не имеет права никто… Пенсионеры возмущаются и переживают, что зимой останутся без тепла. Вот уж точно: не можешь решить проблему — начни ею руководить…
Самое страшное, все эти новшества, которые ударили по рукам тысячам жителей региона (а в отрасли заняты действительно тысячи специалистов и рабочих), проходят под знаком радения за интересы государства. Генеральный директор госпредприятия “Иссык-Куль Токою” Канат Ибраимов (который, кстати, не проработал в лесной отрасли ни одного дня) очень эмоционально расписывал замечательные перспективы лесной сферы и рассказывал корреспонденту “МСН” о том, что в последние годы леса Иссык-Куля хищнически разбазариваются, вот почему губернатор области решила держать ситуацию под своим контролем. Эти самые функции контроля и взяло на себя ГП “Иссык-Куль Токою”. Канат Ибраимов говорил и о том, что его организация будет всемерно помогать лесхозам в восстановлении и сохранении лесных богатств. И даже деньги пообещал перечислить на эти цели в начале следующего года.
— А почему бы не начать это делать уже сейчас, ведь такие работы ведутся постоянно и за теми же питомниками нужно ухаживать каждодневно? — поинтересовались мы.
Генеральный директор честно признался, что сейчас пока делать это не может: “Иссык-Куль Токою” взял двухмиллионный кредит на закупку древесины и сейчас рассчитывается с кредитором. Все остальные вопросы отпали сами собой… Все, как всегда: для других у нас создаются правила, для себя — исключения.
Как будут развиваться события дальше — сказать трудно. Лесхозы еще надеются, что все изменится к лучшему. Меж тем децентрализация идет полным ходом, и недавно прошел слух, что госпредприятие “Иссык-Куль Токою” намерено увеличить темпы и количество заготовок древесины. Тут уж впору звать на помощь экологов…
Елена Скородумова.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/7729/