Хочешь честные выборы? Деньги давай!
Программа развития ООН вносит свой вклад в становление кыргызстанской демократии, поддерживая Центризбирком и усиливая национальный потенциал в организации и проведении выборов.
Второй вариант проекта, разработанного на основе рекомендаций миссии ООН, которая была направлена в Кыргызстан Кофи Аннаном по просьбе президента КР, обсуждали на прошлой неделе представители ЦИК, органов государственной власти, политических партий, НПО, иностранных посольств, международных организаций и прессы.
Постоянный представитель ПРООН в Кыргызстане Ежи Скуратович назвал неофициальную встречу уникальной, дающей властям возможность внести последние изменения в итоговый документ. Далее начнется работа по проекту, который рассчитан на 30 месяцев и охватит все виды выборов: в местные (10 октября 2004 г.), районные и областные кенеши, Жогорку Кенеш (27 февраля 2005 г.), президентские (30 октября 2005 г.), глав местных органов самоуправления (18 декабря 2005 г.).
Бюджет проекта по прогнозу составляет 1081900 долларов США. Смета делится в соответствии с ожидаемыми результатами. Первый из них — “Деятельность ЦИК и нижестоящих комиссий… усовершенствована в соответствии с международными стандартами, учетом эффективности, экономической целесообразности, независимости и беспристрастности”. Его стоимость $475800.
Обеспечивать вожделенную цель будут международный персонал и национальный штат. Зарплата одного зарубежного консультанта составит 15000 долларов в месяц (в сумме на оплату их труда выделяется почти четверть всего бюджета по первому результату — $120000). Местные консультанты будут получать в 30 раз меньше — $500–$600. Предполагается закупить по одному компьютеру на каждую область и 9 автомобилей для ЦИК, областных и Бишкекской городской избирательных комиссий. На эти цели выделяется $75000. Еще $50000 — на избирательные кабины для голосования. Затраты на издание пособий для сотрудников постоянно действующих и временных избирательных комиссий составят $10000 и еще 35000 выделяется на статью “Избирательный кодекс, развитие/печать комментариев к Избирательному кодексу”. На обучение и обучающее оборудование планируется затратить 19000 долларов.
Второй ожидаемый результат: “…Позитивное отношение избирателей и населения в целом к демократическому процессу и к выборам в частности, включая полное понимание процессов голосования, его важность в демократическом управлении и права голоса в соответствии с собственными убеждениями”. На мероприятия, обеспечивающие “позитивное отношение” и “полное понимание” (а это “техническая и другая помощь процессу составления списков избирателей и ознакомление общественности, кандидатов, политических партий и НПО со списками для внесения изменений или обжалования неточностей”) выделяется $30000.Оставшиеся $65800 пойдут в основном на оказание разнообразного содействия и поддержку ЦИК.
Создание доверия к избирательному процессу посредством прозрачности и открытости выборов 2004–2005 гг. и установление профессионального взаимодействия со СМИ, политическими партиями, международными наблюдателями, НПО и общественностью (третий ожидаемый результат) обойдутся ПРООН в $261000. Есть еще одна статья: “другие расходы”. Ровно половину из них — $125000 “съест” зарплата международного консультанта проекта — по $25000 в месяц. Для сравнения: месячная зарплата президента США Джорджа Буша составляет примерно $33000. Британский премьер–министр Тони Блэр получает в месяц $24500.
Вот как высоко оцениваются усилия международного консультанта по проекту ПРООН в Кыргызстане!
Не будем считать деньги в чужом кармане. Если ООН не жалко миллиона долларов на проект, возникший благодаря инициативе самого президента КР (он просил помочь Кыргызстану в организации и проведении честных и справедливых выборов), это ее личное дело. Главное, чтобы цель была достигнута.
Ежи Скуратович, председатель Центр-избиркома Сулайман Иманбаев считают, что так оно и будет. “Ощутимую пользу в первую очередь получат только избиратели”, — уверен Сулайман Иманбаевич, бессменный председатель комиссии.
Руководитель НПО “Интербилим” Асия Сасыкбаева удивлена: если сам президент просит помочь организовать в стране честные выборы, значит, он считает, что все предыдущие были нечестными? Она полагает, что ожидаемые результаты в проекте завышены. “Существует множество рисков, — сказала она. — Самые основные — нарушения в процессе выборов Конституции КР и Кодекса о выборах именно Центр-избиркомом. Кроме того, ЦИК игнорирует роль международных наблюдателей и НПО. Еще один риск — вмешательство чиновников”.
Автор этих строк задала организаторам встречи несколько вопросов. Знают ли авторы проекта, сколько граждан Кыргызстана являются внешними и внутренними трудовыми мигрантами? (Судя по опубликованным отчетам о последнем референдуме, в число проголосовавших избирателей были включены трудовые мигранты — внутренние и внешние. Председатель ЦИК сказал тогда, что за границей живут и трудятся всего 19 тысяч кыргызстанцев. Тогда как депутаты ЗС называли миллион, а российские парламентарии — 500000 мигрантов из КР.)
Отчего недоверие населения разработчики проекта относят только к комиссиям на местах? (Они ничего не делают без позволения или приказа ЦИК, но именно их назначили “стрелочниками”.)
Почему в проекте прописана ответственность ЦИК только за опубликование окончательных результатов выборов? А кто отвечает за предварительные? (В феврале 2003 года, сразу после референдума, правительственная газета опубликовала фантастические цифры, которые были откорректированы уже в окончательном отчете. А кто дал предварительные итоги, если не ЦИК?)
Как может ПРООН рассчитывать на успех своего проекта, если он поддерживает ЦИК во главе с тем же самым председателем, который много лет верой и правдой служит А.Акаеву и обеспечил его победу на всех выборах и референдумах?
Господину Скуратовичу вопросы явно не пришлись по душе. “Это просто слова, — сказал он. — Делайте конкретные предложения”. Но согласился с тем, что подсчет избирателей — очень важный вопрос.
Дональд Лу, заместитель Чрезвычайного и Полномочного Посла США в Кыргызстане, заметил, что было бы полезнее для дела, если бы ЦИК отделилась от президента и “Белого дома”. С таким же успехом можно предложить отделить от Аскара Акаева руку, ногу, сердце или другой жизненно важный орган.
Член ЦИК Кокумай Турусбеков полагает, что проект ООН будет весьма полезным для Кыргызстана. “Денежная помощь — своевременная поддержка избирательным комиссиям всех уровней, — заявил он. — Еще не сформированы областные комиссии, а также в Оше и Бишкеке. Компьютеризация, автотранспорт — реальная помощь в работе”.
Было высказано еще много замечаний и одобрительного, и критического характера. Депутат Омурбек Текебаев предложил с целью исключения повторного голосования метить пальцы избирателей специальным составом. Председатель политической партии “Справедливость и прогресс” Муратбек Иманалиев считает, что предпочтительнее с целью контроля за подсчетом голосов выпускать бюллетени с отрывными корешками и при подсчете сличать обе части. Тогда станет невозможной фальсификация результатов.
Все сошлись в одном. Необходимо повысить уровень правовых знаний не только избирателей, но и членов комиссий. Следует напечатать столько экземпляров обновленного Кодекса о выборах, чтобы он был в руках у каждого члена не только ЦИК, но в избирательных комиссиях на местах.
30 месяцев — длинный срок, но время течет быстро. А когда истечет, мы увидим, сыграл проект ПРООН в Кыргызстане действительно важную роль (в чем пока немало сомнений) или просто послужил для Аскара Акаева политическим громоотводом, а для ЦИК — блюдечком с золотой каемочкой, на котором деньги лежат.
Рина Приживойт.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/7405/