Распечатать: Курманбек Бакиев: Предпосылки для выздоровления у республики есть.А главное — есть люди РаспечататьОставить комментарий: Курманбек Бакиев: Предпосылки для выздоровления у республики есть.А главное — есть люди Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Курманбек Бакиев: Предпосылки для выздоровления у республики есть.А главное — есть люди Посмотреть комментарии

18 июня 2004

ПОЛИТИКА

Курманбек Бакиев: Предпосылки для выздоровления у республики есть.А главное — есть люди

    Недавно шесть оппозиционных партий, объединившихся в предвыборный блок «За власть народа!», решили выдвинуть кандидатом в президенты на предстоящих выборах экс–премьер–министра республики, депутата Законодательного собрания ЖК Курманбека Бакиева. В заявлении предвыборного блока отмечается, что Бакиев пользуется наиболее высокой популярностью в народе, что он работал на различных руководящих постах, что подтверждает его способность возглавить страну и вывести ее из глубокого экономического и социального кризиса.
    Этот факт стал отправной точкой в нашей беседе.

    — Курманбек Салиевич, буквально на днях я сетовал со страниц “МСН” на то, что нет у оппозиции единого и достойного лидера, которому бы доверял народ. И вот словно в пику моему скепсису шесть оппозиционных партий назвали своего единого лидера. Как вы сами к этому относитесь?
    — Признаться, для меня самого это явилось большой неожиданностью. Меня поставили перед фактом. Так что мне оставалось только поблагодарить за доверие.
    — Хотя до президентских выборов времени еще предостаточно, уже давно ведутся разговоры о проведении референдума, чтобы дать Акаеву возможность баллотироваться на четвертый срок…
    — Думаю, это несерьезно. Мы и без того столько раз перекраивали Конституцию. Куда дальше? И потом, сам Акаев неоднократно заявлял, что он не будет баллотироваться на очередной срок.
    — Но разве мы не знаем случаев, когда президент не выполнял своих обещаний?
    — Здесь не тот случай. Я почему–то думаю, что Акаев на четвертый срок все же не пойдет. Хотя наверняка есть силы, которые хотели бы этого.
    — Ну хорошо, Акаев не пойдет. Но его окружение вряд ли согласится так легко расстаться с властью. Не может быть, чтобы они не выдвинули своего кандидата.
    — Это вполне естественно. Коль мы объявили Кыргызстан демократической страной, где во главу угла ставятся права человека, наверное, кандидатов будет несколько. Это вполне нормальный и закономерный процесс. А вот как дальше он пойдет, вокруг каких кандидатов будут объединяться и кто будет объединяться, время покажет.
    — Согласен, несколько кандидатов — вполне нормальный и естественный процесс. Но это справедливо для нормального государства. Мы же знаем, что избирательные комиссии могут и подтасовать, и сфальсифицировать результаты выборов, и аннулировать нежелательные итоги. Ведь этому есть масса примеров. Как тут быть?
    — Понимаете, выборы на местном уровне и в Жогорку Кенеш, как правило, всегда проходят с какими–то нарушениями. Но что касается будущих президентских выборов, это настолько важный, судьбоносный для страны фактор, что сами кыргызстанцы будут заинтересованы, чтобы эти выборы были прозрачными и проходили максимально возможно в рамках закона. Я думаю, в этом будет заинтересовано большинство. Ведь от их выбора многое будет зависеть. И мне кажется, что избирательные комиссии на местах будут более принципиально и более строго подходить к этому процессу.
    — Тоже надеюсь на это, хотя бы уже потому, что вижу, как многим людям надоели грязные игры вокруг выборов. Но вот пропрезидентская партия “Алга, Кыргызстан!” не скрывает своей уверенности в том, что она победит в ходе предстоящих парламентских выборов. Как вы расцениваете шансы этой партии и оппозиционных партий?
    — Не сомневаюсь, что в партии “Алга, Кыргызстан!” есть немало убежденных ее сторонников. Но мы же знаем, что немало в ее рядах и таких, кого вовлекли помимо их воли. Думаю, что сегодня, кроме коммунистов, вряд ли есть такая партия, которая могла бы получить большинство в парламенте. Ведь все эти партии мало известны в народе. Нет у них популярности.
    — В связи с этим, верите ли вы, что Гражданский союз за честные прозрачные выборы может реально повлиять на ситуацию, насколько окажется авторитетным и влиятельным это объединение?
    — Видите ли, сегодня ситуация складывается таким образом, что не только члены гражданского союза заинтересованы в том,чтобы выборы были честными. Я уже говорил, что сегодня подавляющее большинство и политиков, и партий, и неправительственных организаций, движений, граждан Кыргызстана желают этого. А то, что такой гражданский союз создали, это дело благородное, его можно только приветствовать. А вот как он сумеет реализовать поставленные цели — время покажет.
    — А как вы оцениваете решение М.Ашыркулова возглавить этот союз? Ведь этот ход был настолько неожиданным, что его поначалу расценили как хитрый “ход конем”, что президентская команда внедряет в этот союз своего “серого кардинала”, чтобы потом легче было протащить “опального” Ашыркулова в президенты. Но после того, с каким негодованием правительственные и проправительственные газеты обрушились на бывшего секретаря Совбеза, сомнения закрались даже у самых стойких скептиков. И попутно, ваш взгляд на реакцию окружения президента?
    — Мне не довелось встречаться с Мисиром Ашыркуловым после этого, но мне думается, он принял это решение не спонтанно и не случайно. И, надо думать, оно у него созрело не вчера. Он прекрасно знает, что творится в республике в последние годы, чему–то, наверное, способствовал и сам, занимая высокие ответственные должности. Действительно, многие кыргызстанцы не могут поверить, что он мог порвать с семьей президента после сорока лет близких отношений. Я много ездил в последнее время, много встречался. Простые люди говорят: нет, мы не верим, что тут все так просто. Но мне кажется, что этот шаг все же выстрадан. У него все это накапливалось годами. Чаша терпения, наверное, переполнилась, и он решился на такой шаг и сделал такое заявление.
    А что касается СМИ, которые обрушились на Ашыркулова, стали поливать его грязью, то, к сожалению, это не ново. У нас ведь как? Пока человек при должности, никто его не думает задевать, но стоит ему заявить о своей позиции, которая идет вразрез с официальной политикой, и лишиться должности, тут же на него обрушиваются. Конечно, это не делает чести тем, кто этим занимается.
    — Объективность такова, что Акаев оставляет своему преемнику на посту президента очень тяжелое наследство: непомерно большие для маленькой страны долги, которые государство не в состоянии выплачивать, коррумпированное сверху донизу общество, откат от демократии, крайне слабую финансово–банковскую систему, предельно разрушенное народное хозяйство. Словом, даже те позиции, которые Кыргызстан занимал в 1990 году, когда Акаев пришел к власти, утеряны. Если раньше мы находились в золотой середине, то сейчас все партнеры по СНГ ушли от нас далеко вперед, развиваются более быстрыми темпами, экономика у них здоровая. Так что преемнику Акаева не позавидуешь. Готовы ли вы взвалить на себя весь этот нелегкий груз? Хватит ли у вас умения да и элементарно здоровья?
    — Надо прямо сказать, что экономическое положение у республики очень тяжелое. К тому же оно серьезно усугубляется высоким уровнем коррумпированности госаппарата. Эти два фактора являются, пожалуй, наиболее сильным тормозом, не дающим сдвинуться с мертвой точки. Вы правы, любому, кто придет на смену Акаеву, будет очень тяжело. Невыносимо тяжело будет поправлять сложившуюся ситуацию. Страшно то, что коррупцией заражена наша молодежь, которая учится сегодня в вузах страны. Особенно опасно то, что ею поражены те молодые люди, которые завтра придут в правоохранительные органы, силовые структуры.
    — И тут еще надо учитывать, что истекают льготные сроки выплаты кредитов. “Сменщик” Акаева попадает в черную полосу, когда надо будет возвращать долги. При разваленной промышленности, при разболтанной экономике. Если в более благоприятные моменты, когда нам давали деньги, мы ничего не смогли сделать, то чего же сможем добиться, когда придется уже не брать, а отдавать долги? Видите ли вы какие–то реальные пути выхода из тупика?
    — Думаю, что реальная база для улучшения ситуации у нас есть. Даже при всей той дикой приватизации, в ходе которой республика больше потеряла, чем приобрела, которая дала отрицательные пока что результаты, все же база для оздоровления у нас есть. У нас есть электроэнергетика, есть золотозапасы. Наконец, у нас есть, я считаю, самое главное — это наши люди, граждане Кыргызстана, которые за эти годы многому научились. Прежде всего восприняли рынок. Произошел психологический перелом в сознании людей. Сегодня даже в самых отдаленных местах люди не говорят, как прежде, “дай”, “обеспечь” . Нет, все говорят только: создайте условия для нормальной работы. Самое главное, обеспечить людям кредиты. Если мы решим этот вопрос, если поможем людям в развертывании малого, среднего бизнеса, подвижки пойдут.
    Сегодня я знаю много случаев, когда наши бизнесмены вынуждены, к сожалению, уходить в соседние республики. Очень много наших бизнесменов ушли и работают в Казахстане, России, потому что наши фискальные органы не дают им нормально работать и развиваться дома.
    — С одной стороны, фискальные органы, а с другой — банки, которые хотят выдавать дорогие и в то же время очень короткие кредиты. Особенно это душит сельских производителей. Как тут быть? Ведь банки у нас коммерческие. Они не подчиняются президенту или правительству.
    — Вы правы. Сегодня у нас финансовый и банковский секторы очень слабые. Влияние их на экономику далеко не такое, какое бы хотелось видеть. А все потому, что наш Нацбанк не на должном уровне работает с коммерческими банками, нет у нас должного банковского надзора. Сколько было проблемных банков. А раз люди не доверяют банковскому сектору, то и не несут свои сбережения. А без оживления банков, без финансов невозможно влиять на экономику. Поэтому, считаю, в этой сфере надо существенно менять политику, а главное, находить людей, которые бы хотели и умели здесь работать.
    — Кстати, о людях. Акаев неоднократно заявлял, что во власть он спустился на парашюте. Один, без команды. А у вас есть команда единомышленников, людей, на которых вы бы могли опереться, став президентом? Ведь один в поле не воин.
    — Работая губернатором двух областей, на севере и на юге, и в должности премьер–министра, я, можно сказать, неплохо изучил наш кадровый потенциал. Люди в республике есть. Хотя я должен сказать, что их число не увеличивается, а уменьшается. С каждым годом. Причина одна — уходят люди из Кыргызстана. Это очень плохо. Уходят люди молодые, после окончания вузов, толковые, грамотные ребята уходят. Это беда. Но даже из тех, кто сегодня есть, можно собрать хорошую команду. Я думаю, если изменится ситуация, изменится морально–психологический климат в республике. Те бизнесмены, которые сегодня работают за ее пределами, вернутся. Я в этом уверен. Они придут в Кыргызстан со своим опытом, со своим капиталом и будут работать. Но при условии, если мы создадим климат доверия, если не будет твориться то, что творится сегодня в сфере бизнеса, если не будет гонений, преследований, жесткого прессинга.
    — Мне думается, налоговая база в стране позволяет собирать больше доходов, чем это делается сегодня. При наведении порядка в этом деле легче бы решались социальные проблемы, вопросы роста заработной платы и пенсий. Или я заблуждаюсь?
    — Конечно, вы правы. По моему твердому убеждению, у нас налоговые ставки должны быть ниже, чем у соседей. Если мы этого не добьемся, то мы не сможем расти. Республика маленькая, транспортные магистрали сами видите какие, и если еще и налоги будут выше, чем у соседей, наши товары никогда не будут конкурентоспособными. К сожалению, сегодня ни правительство, ни президент не могут принимать самостоятельно решения по снижению налоговых ставок, без согласия МВФ.
    — Но я не думаю, что с приходом нового президента МВФ подобреет и изменит свою политику по отношению к Кыргызстану.
    — Мой небольшой опыт общения с представителями МВФ говорит вот о чем: c ними надо работать кропотливо, постоянно, настойчиво и системно. Их надо убеждать, доказывать им свою точку зрения, спорить с ними. Это, я вам скажу, очень трудный процесс. Но другого пути пока у нас нет. Пока не решен вопрос со списанием части долга, правительство и президент не могут принимать решения без одобрения МВФ.
    — Международные эксперты утверждают, основываясь на мировом опыте, что такую страну, как Кыргызстан, можно вытащить из экономического кризиса за 5–7 лет. Но для этого нужна последовательная политика, не шараханья из стороны в сторону, а планомерное движение к намеченной цели, и нужно, чтобы народ поверил в свое руководство. Разделяете ли вы эту точку зрения? Можно ли за 5–7 лет изменить ситуацию в Кыргызстане?
    — Я думаю, что эти сроки вполне реальны. Республика маленькая, тем более что предпосылки и в законодательном плане, и в психологическом настрое людей имеются, есть условия для того, чтобы экономика росла.
    — А есть ли у вас программа вывода республики на магистраль процветания? Ведь избиратели потребуют от вас как от кандидата в президенты прежде всего четкую и всем понятную программу.
    — Над этой программой я сейчас вплотную работаю. Видение ее у меня есть. Состоит она из нескольких блоков: экономика, социальная политика, идеология. В свое время она будет озвучена. Одно могу сказать. Я сторонник стабильности и дисциплины, сторонник того, чтобы во всех отраслях экономики работала производственная сфера, чтобы всемерно поддерживать тех, кто занимается производством. Во всех отраслях. Только тогда можно говорить обо всем остальном. Только тогда будут меняться и морально–психологический климат, и психология людей, и нравственность станет повышаться. Все начнет меняться к лучшему. А когда экономика, извините меня, лежит на боку, когда большинство людей бездельничают, растет преступность, в таком обществе очень трудно говорить о росте. И очень важное значение имеет моральный дух граждан. Посмотрите на россиян. Они поверили в руководство, поверили в себя, и у них идет идейный рост, экономический рост во всех отношениях. То же самое Казахстан. Повторяю, предпосылки у нас есть для этого. Надо только суметь воспользоваться ими и работать. А люди для этого есть.
    Беседовал Вячеслав Тимирбаев.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/7171/


Распечатать: Курманбек Бакиев: Предпосылки для выздоровления у республики есть.А главное — есть люди РаспечататьОставить комментарий: Курманбек Бакиев: Предпосылки для выздоровления у республики есть.А главное — есть люди Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Курманбек Бакиев: Предпосылки для выздоровления у республики есть.А главное — есть люди Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007