Мифы и реалии электронного правительства
К июлю 2004 года в республике должен быть завершен первый этап создания так называемой кыргызстанской модели «электронного правительства». Однако то, что еще вчера казалось радужной перспективой открытого общества, на деле завтра может создать новые, более изощренные, препятствия свободному распространению информации.
Идея создания электронного правительства в Кыргызстане, то есть организации управления государством и взаимодействия с гражданами через Интернет и другие информационные сети, витает в воздухе уже несколько лет.
Несмотря на то, что сегодня часто можно услышать мнение, что правительство республики не амбициозно в своих планах, однако именно в области развития информационно–коммуникационных технологий (ИКТ) чиновники, в общем–то, практически на пустом месте почему–то демонстрируют не просто здоровые, а прямо–таки наполеоновские амбиции.
В частности, Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызстана уверяет, что совсем скоро доля информационно–компьютерных технологий в ВВП республики должна достичь уровня передовых стран мира. Минтранс разработал программу “Облик Кыргызстана в 2007 году”, которая в марте 2003 года была утверждена Советом по ИКТ при президенте республики. Данная программа предусматривает в числе ожидаемых показателей: создание к 2007 году 100 тысяч рабочих мест в “электронной экономике”, конкурентоспособную индустрию программного обеспечения с 30 тысячами рабочих мест для оффшорного программирования.
К сожалению, такие перспективы имеют право на жизнь только в умах больших оптимистов. Хотя бы просто потому, что в прошлом году наша республика заняла 118–е место в рейтинге развития информационных технологий в мире, составленном Международным телекоммуникационным союзом. В данном рейтинге мы уступаем на 10 позиций даже Туркменистану. При составлении рейтинга использовались пять главных критериев: уровень инфраструктуры (количество телефонных линий и пользователей сотовых телефонов), доступность телекоммуникационных услуг для населения, образованность населения, качество предоставляемых услуг и распространенность Интернета.
Нынешний уровень интернетизации в Кыргызстане по самым оптимистичным оценкам составляет всего 10 процентов. Даже активное создание центров общественного доступа к Интернету в населенных пунктах республики с помощью ПРООН, Всемирного банка и других доноров вряд ли за три года сможет решить проблему “цифрового неравенства”.
Между тем внедрение электронного правительства достаточно сложный организационный, технологический и социальный процесс, требующий значительных финансовых затрат и административных усилий.
Организация полноценного электронного правительства включает в себя два основных этапа. На первом этапе создаются многочисленные сайты различных министерств и ведомств, содержащие информацию о деятельности данного ведомства с “зачатками” интерактивности, что чаще всего выражается в появлении интернет–форумов. Именно на таком уровне развития находятся сегодня официальные сайты министерств и ведомств Кыргызстана. Уже 60 процентов от общего числа органов государственной власти республики имеют свои веб–сайты.
Второй этап включает в себя создание единых правительственных порталов, предоставляющих весь комплекс услуг всех государственных ведомств в он–лайновом режиме. Такие порталы уже действуют в США, Великобритании, Австралии и ряде других развитых стран. Граждане этих стран в он–лайновом режиме могут не только получить информацию из того или иного ведомства, но и совершить ряд действий, ради которых ранее пришлось бы сходить в конкретное государственное учреждение — от операций со своей карточкой социального страхования, продления лицензии до уплаты штрафа.
В прошлом году в Кыргызстане был создан единый государственный портал по адресу www. gov. kg. Но пока что никакого электронного правительства на данном портале нет. Все, что там есть, — это куча текстов с государственными программами, лента правительственных новостей, законодательные акты и другие нормативные документы, отчеты, гиперссылки на другие официальные сайты и прочая информация, по которой совершенно невозможно получить качественное понимание того, что происходит не только в стране, но и в каждом отдельном ведомстве. Видимо, создатели просто старались вложить всего понемногу.
Говорить об интерактивности на государственном портале вообще не приходится. К примеру, наличествует услуга “написать письмо”, с помощью которой можно отправить письмо президенту и премьер–министру республики, но вот рубрика “ответы на письма” почему–то начисто отсутствует.
Практика показывает, что информационные технологии сами по себе не являются гарантией развития демократии. На первый взгляд, внедрение информационных технологий в таком наиболее консервативном и наименее подверженном изменениям институте, как государственное управление, должно стать еще одним шагом на пути к подлинной демократии. Но “электронное управление” не заменяет государственное управление, как системы автоматизации не заменяют менеджмент предприятий.
К примеру, мировым лидером по внедрению электронного правительства является Сингапур, который вряд ли можно назвать демократическим государством. С каждым годом сингапурские власти взамен некоторой открытости получают фактически неограниченную информацию о каждом гражданине страны, которую могут использовать по своему усмотрению. Наиболее жесткие критики даже усматривают в сингапурской модели электронного правительства зачатки будущей цифровой диктатуры.
Прозрачность структур государственного управления не решается простым созданием веб–сайтов органов государственной власти. Чиновник прекрасно знает, что информация — это власть. Более того, чиновник лучше, чем кто–либо иной, умеет распорядиться информацией, выпуская массу второстепенных сведений или, наоборот, давая их дозированно и всегда в своих интересах. Посмотрите, сегодня отдельные руководители с удовольствием стали говорить об открытости своих ведомств для общественности, как раз ссылаясь на официальные сайты, хотя действительно важной информации там кот наплакал.
Таким образом, главная проблема при внедрении такого необходимого института, как электронное правительство, заключается не только в отставании Кыргызстана в плане освоения современных информационных технологий, но и в рисках бюрократической профанации.
Эрмек Козубеков, политолог.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/7052/