Кыргызская империя времени упадка
Не успели наши политики создать разношерстное по составу и пока не совсем понятное общественное объединение — Гражданский союз «За честные выборы!» во главе с секретарем Совета безопасности Мисиром Ашыркуловым, как президент своим указом освободил его от должности. Наказание за сотрудничество с глубоко неприятными Аскару Акаеву людьми последовало незамедлительно.
У главы государства был шанс сохранить лицо, но он им пренебрег. Ведь что много раз повторял М.Ашыркулов на пресс-конференции? “Президент тоже за честные выборы”. Из этого логически вытекало, что задача у Гражданского союза и у президента общая, и наводило на мысль о двойной игре председателя этого объединения. А после увольнения секретаря Совбеза выяснилось: вовсе даже не общая задача. Это значит, что президент против честных выборов?
Таким образом, дав волю крайнему раздражению, А.Акаев внес в ситуацию полную ясность и, может быть, сам того не желая, реабилитировал М.Ашыркулова в глазах тех, кто считал его засланным в стан врага лазутчиком. И теперь можно не сомневаться в том, что Гражданский союз — не детище “белодомовских” политтехнологов.
Когда на пресс-конференции за один стол сели политики порой диаметрально противоположных взглядов, это вызвало замешательство в рядах журналистов. Оптимисты радовались: хорошо, что лидеры партий и оппозиционные депутаты нашли общий язык, забыв о былой неприязни. Пессимисты опасались, что председатель союза — фигура подставная, “засланный казачок” из администрации президента.
Как известно, оптимист — это плохо информированный пессимист.
За информацией далеко ходить не надо: политика делается у всех на глазах, и каждое телодвижение того или иного лидера обществу известно. В том числе движущие мотивы и стимулы. Достаточно собрать их в один букет, как аромат даст о себе знать.
Самая неоднозначная фигура в Гражданском союзе, безусловно, Мисир Ашыркулов. Вот что пишет о нем в своей статье, опубликованной в Интернете, политолог Абильда Сыргаков:
“Богатенькие кандидаты скупают округа оптом, на круг. Именно они, а не акимы и не “Белый дом”, теперь будут решать, кому быть депутатом. Конечно, при помощи Гражданского союза “За честные выборы!”.
Создание последнего стало верхом мастерства неведомых стратегов. Блестящий ход, свидетельствующий, что политическую стряпню для А.Акаева делают не просто профессионалы, но и талантливые, обладающие большим чувством юмора люди. Соединить в одну компанию Мисира Ашыркулова и партию “Ар-Намыс”, чей лидер оказался в тюрьме стараниями тогдашнего председателя СНБ М.Ашыркулова, — это верх политического иезуитства. Поскольку москвичей поблизости в последнее время не наблюдается, то либо очередное “лечение” Ашыркулова в России оказало такую пользу, либо у нас есть свои, отечественные, без преувеличения, великие политтехнологи.
Во всяком случае, если вспомнить недавнее сенсационное для нашей наивной оппозиции заявление М.Ашыркулова по поводу ответственности виновных в аксыйских событиях, а также еще более раннее и столь счастливо завершившееся “покушение” на него, то выстраивается довольно занятная линия на выдвижение этого друга семьи со студенческой поры на роль политического лидера, чья кандидатура могла бы быть принята всеми. Даже, как мы видим, куловцами. Сценарий, в котором, кажется, в очередной раз оппозицию с успехом попользовали в качестве статистов. Осторожный, с острым чувством конъюнктуры и грантовых денег Байсалов, всегда успевающий на всякий случай сделать заявление, понял, что и на этот раз дело нечисто, опять идет игра.
Если это так, то мы присутствуем при начале разворачивания кыргызского варианта операции “Преемник”. Мисир Ашыркулов — почти идеальная фигура, приход к власти которой снял бы все постпрезидентские страхи семьи Акаева. Он не даст в обиду ни их самих, ни детей, выросших почти у него на руках, ни собственность и бизнес семьи”.
Точка зрения, как видим, вполне мотивированная и жесткая. И даже несколько циничная: “столь счастливо завершившееся “покушение”. То есть автор не сомневается в том, что и покушение — это часть варианта, разработанного в “Белом доме” с целью привести к власти своего человека, который станет гарантом счастливого дальнейшего существования и полного финансового благополучия нынешнего президента и его семьи.
Мисир Ашыркулов, как это для него ни прискорбно, всей своей жизнью под крылом Аскара Акаева заработал такую оценку. Если теперь он искренне желает перемен в стране и действительно по своей воле пришел к оппозиционерам и центристам, ему придется это упорно доказывать. В Гражданском союзе есть и другие политики, время от времени меняющие свои убеждения на прямо противоположные, а затем делающие пируэт в обратную сторону. Но с ними все ясно, и кредит доверия общества они давно исчерпали. Ашыркулов же всегда держался пропрезидентской линии и, казалось, был обречен разделить судьбу своего патрона и других, как бы она ни сложилась. Но что-то не сошлось.
Богатые тоже плачут, и даже самые обласканные властью политики порой проливают невидимые миру слезы. Пребывание в президентской обойме — это игра в русскую рулетку: никто из чиновников акаевской администрации и членов правительства не ведает, сколько лет, месяцев или дней суждено обретаться у подножия властного Олимпа и когда вместо холостого выстрела раздастся убийственный. Несть им числа — бывшим единомышленникам и соратникам президента, служившим верно и преданно и в мгновение ока оказавшимся преданными своим шефом и отправленными в почетную ссылку или вообще выброшенными на задворки.
За тринадцать лет пребывания Акаева у власти кто только не мелькал в этом сумасшедшем калейдоскопе. Уже и не вспомнить, сколько составов правительства сошли со сцены — девять или десять, легче перечислить госсекретарей и руководителей администрации президента. Опытные администраторы, политики и хозяйственники, ученые и практики и неоперившиеся молодые люди, которых в народе звали лаборантами или киндер-сюрпризами, честные и лживые, умные и дураки, воры и порядочные, трудяги и лодыри, обладатели жесткого нрава и слабохарактерные слюнтяи. Всех перемолола акаевская мясорубка. Чей-то позвоночник оказался более гибким, и зализавшего душевные раны бывшего соратника мановением царственной руки возвращали в лоно политики — но уже с понижением статуса и самооценки.
У кого-то травма оказалась несовместимой с политической жизнью, и они либо вообще плюнули на это дело и занялись бизнесом, преподаванием, et cetera, либо тихо варятся в собственном соку подальше от глаз людских. Но даже и те, кто когда-то безоговорочно верил президенту, должны были рано или поздно прозреть. А прозрев — увидеть, что страна отдана на откуп Семье и двум-трем ближайшим сподвижникам, которые много лет таскают для Акаевых жареные каштаны из огня и слишком много знают. Убрать таких можно лишь физически. Но люди они хитрые, умные, подстраховались. Случись что с ними — и на свет всплывут такие факты, по сравнению с которыми все, что обществу известно о нашем “фараоне ” и его домочадцах, покажется колыбельной песней.
К числу последних в Кыргызстане с полным основанием всегда относили и Мисира Ашыркулова. Но случилось непредвиденное: кто-то его “заказал”, то ли по злобе, то ли спьяну. На этот счет есть парочка версий, но до тех пор, пока они не будут документально подтверждены, обнародовать не стоит. Вариант специально спланированного “покушения со счастливым концом”, очевидно, сразу следует напрочь отмести. Если пуля — дура, то граната — идиотка. Ее не уговоришь разорваться без последствий. А когда в организм одновременно попадает несколько десятков осколков и некоторые невозможно вынуть без риска для жизни потерпевшего — это кратчайший путь к голове, мгновенно приходит осознание: никто и не думал играть. Действительно стремились убить. Из недр оскорбленной души, не верящей в случайность происшедшего, вырывается недоумевающий вопль: “За что?!! За любовь, преданность и верность?”. А дальше — обида, горечь, реакция отторжения.
Такой лично мне мне видится эволюция взглядов Мисира Ашыркулова, которая в конечном счете привела его в Гражданский союз. Не думаю, что он “вдруг” прозрел. Тертый чиновник, Ашыркулов, конечно, знал всю подноготную президентской политики. Не только знал, но и активно вносил собственный вклад в ее осуществление. Далеко не ангел, в общем. Впрочем, в политике ангелов не бывает. Как и в обычной жизни. Ангелы — на небе, а люди — на грешной земле.
Что двигало Мисиром Ашыркуловым, сознательно подставившим себя под удар в качестве председателя Гражданского союза? Обида? Желание мести? Надежда на смену власти? Стремление сохранить себя в политике? Понимание, что при нынешнем режиме ему осталась роль отверженного, бессловесного статиста, с которым опасаются общаться вчерашние друзья и коллеги? Знакомый журналист расценил это как проявление мужества. На мой взгляд, давление в котле превысило все пределы, и произошел взрыв. Ведь даже мышь, загнанная в угол, может броситься на обидчика.
Фигура такого ранга — одна из самых крупных в руководстве страны, имеющая мощную поддержку в высших сферах за рубежом, — отнюдь не мышь. Поэтому появление М.Ашыркулова даже в безобидном общественном объединении, которое не является политическим блоком или движением, произвело в “Белом доме” впечатление разорвавшейся бомбы.
Если такие столпы акаевского правления не просто уходят из-под влияния, но открыто идут на сотрудничество с оппозиционерами и центристами — это катастрофа для режима. Значит, монолит власти треснул, и началось разрушение.
Пример Ашыркулова может оказаться заразительным для стольких людей, которые по определению считались сочувствующими президенту, что мало не покажется. Функционеры администрации, чиновники из аппарата правительства, депутаты, лидеры центристских партий, опальные политики, бизнесмены, наконец. У каждого из них, надо полагать, есть свой явный или тайный счет к президенту или его присным. Одного публично унизили, другого незаслуженно лишили должности, третьему, наоборот, пообещали должность, но долго мурыжили, использовали и оставили с носом. Четвертого, пятого, семидесятого лишили собственности. До поры до времени обиды копились втуне — не было прецедента открытого неповиновения. Теперь есть.
Кроме Ашыркулова, в рядах Гражданского союза мы видим и депутата Марата Султанова, бывшего лидера партии “Эл учун”. Еще один демарш, еще одна крупная пробоина в некогда стройных рядах сочувствующих.
Но не только эти моменты напугали “Белый дом”. Оказывается, вопреки уничижительным оценкам и прогнозам оппозиция в Кыргызстане, которую “Белый дом” именовал не иначе как “кучка крикунов-экстремистов”, способна объединиться и привлечь к сотрудничеству центристов. А это могучая сила, которой по плечу добиться смены власти в стране вполне законным мирным путем. И основные претенденты на роль наших “старших братьев” — США и Россия — это уже поняли. “Настоящих буйных мало, вот и нету вожачков”, — пел Владимир Высоцкий.“Настоящих буйных”, как оказалось, в Кыргызстане много, значит, есть и “вожачки”.
Остались, конечно, политики и лидеры, не примкнувшие к семейной партии “Алга, Кыргызстан!” и пока не вступившие в Гражданский союз. Например, оппозиционное движение “За власть народа!”, возглавляемое Азимбеком Бекназаровым, или Партии cправедливости и прогресса Муратбека Иманалиева. Особняком держится один из серьезных потенциальных кандидатов в президенты депутат ЗС Курманбек Бакиев. У всех разные мотивы и причины сохранения независимости: нежелание делиться славою, принципиальные возражения или чрезмерная осторожность, но последствия могут быть одинаковыми — паровоз свистнет последний раз, и поезд уйдет без них. Какой смысл бежать вдогонку по рельсам? А гордое одиночество в борьбе за власть в наших условиях заведомо обречено на провал.
Какие основания считать, что окружением президента овладела паника? Вы будете смеяться, но на днях в редакцию “МСН” прибыл посланец Семьи с деловым предложением — опубликовать статью против Мисира Ашыркулова. И даже с готовым коллажом. Осталось только поставить анонимную подпись и опубликовать на страницах нашей газеты. За деньги.
Хорошо воспитанный главный редактор “МСН” Александр Ким ссориться не стал и отказал деликатно, но категорически. Никогда, ни за что, ни за какие деньги мы не будем бороться против гражданского общества и оппозиции, а уж тем более бок о бок с властью и Семьей. Даже если им на минуточку показалось, что “МСН” выступила против Гражданского союза и его председателя. Что захотели, то и вычитали в статье “Консенсус — это хорошо. Особенно для Аскара Акаева (“МСН” от 21 мая). А в ней автор всего лишь проанализировал основной расклад сил и сделал блицпрогноз на перспективу. Разумеется, не утаив и сомнений относительно действенности и реальных возможностей союза, сформулировавшего свою главную цель в названии: “За честные выборы!”. Обучать электорат, проводить семинары, объяснять людям суть процесса через СМИ — это нормально. Но противостоять государственной машине таким набором мер обеспечения честности и прозрачности парламентских и президентских выборов — несерьезно. И внезапное появление в столь непривычном окружении и несвойственной роли секретаря Совбеза Мисира Ашыркулова тоже вызывало определенные вопросы. Спасибо Аскару Акаевичу — он их снял одним росчерком пера.
Крепко, видать, припекло обитателей резиденции “Ала-Арча” и их свиту, если пришла в голову абсолютно бредовая идея пригласить к сотрудничеству “МСН”. Особенно после того, что они с нами делали три года и с народом — последние десять лет. Ясное дело, слить компромат на Ашыркулова нужно было независимой газете. Причем не абы какой, а пользующейся в народе доверием. Получив в “МСН” от ворот поворот, наверное, тиснут статейку в других изданиях, именующих себя независимыми (кстати, так рекомендует себя и “ВБ”, представляясь зарубежным визитерам, не ориентирующимся в кыргызстанских реалиях).
Но сам приход посла “с того берега” в нашу редакцию — нонсенс на грани диагноза. Право, было бы не так дико, если бы здесь неожиданно появился известный людоед Коля Жумагалиев с предложением вместе скушать Ашыркулова. Плох он или хорош и в чем грешен — это слова из другой песни.
Но схарчить его с потрохами власть самостоятельно уже не может — слишком для нее чревато. Другой уровень: близок локоток, да не укусишь. Вот и ищет союзников где ни попадя. Чистый цирк. Монгольская трагикомедия.
Объявив о создании Гражданского союза, его организаторы, естественно, надеялись на мгновенную и полную поддержку независимой прессы. И получили бы ее, если бы честно заявили о том, что их цель — добиться смены власти в Кыргызстане законным путем, без эксцессов и кровопролития. Они предпочли “маскировкой закрытый резерв”. Ну и кого ввели в заблуждение? “Белый дом” мгновенно все просчитал и теперь для него нет разницы между оппозиционером Мадумаровым и центристом Султановым. Все теперь — враги, со всеми надо бороться любыми средствами и любыми деньгами.
Как бы то ни было, новорожденный Гражданский союз — доселе небывалое явление на политической сцене Кыргызстана. Свидетельство того, что в нашем обществе есть серьезные силы, способные от слов перейти к делу, объединиться, несмотря на внутренние разногласия, и выступить единым фронтом за демократию без Акаева. И это внушает надежды.
Рина Приживойт.
P.S. Интервью с М.Ашыркуловым читайте в следующем номере.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/6888/