Особенности выборов. Школьных
Опечатанная урна, кабинки для голосования и даже наблюдатели — все по–взрослому.
— Только компромат не копали друг на друга! — довольно выдают кандидаты.
В столичной 67–й школе–гимназии минувшая суббота была посвящена выборам собственного президента. Нет, ну и до этого президент имелся. Только вот не выборный он был, а назначался сверху — учителями и парламентом (школьным же). А какая это демократия?
Словом, ученикам оказалась по вкусу новая игра. Объявились пятеро самовыдвиженцев, три из которых — девушки (вовсе не в пику реальности — так случилось). Каждый выстроил предвыборную платформу, с которой и ходил по классам. Не одну, между прочим, неделю. Встречи с избирателями порой затягивались до вечера.
— Каждый день почти, — вспоминает Факрия Марова, секретарь избирательной комиссии, — дебаты, митинги — так интересно! И кандидаты старались. Мы, одиннадцатиклассники, уже просто сторонние наблюдатели. Но времени на выборы тратить не жалко: интересно посмотреть, как наша школа меняется. Тем более братишки–сестренки здесь учатся. И хочется, чтоб у них жизнь была интересной.
Всех школяров (за исключением, понятное дело, начальных классов) приписали к “участкам”, назначили время (чтоб не во вред занятиям), и те с 8 утра принялись исполнять свой гражданский долг. Впрочем, от долга этого не отлынивали и преподаватели, и даже директор школы.
— Практически все пришли голосовать, — докладывает о ходе процесса Екатерина Белецкая (восьмиклассница сидит в комиссии). — За исключением тех, кто болеет. А для чего нам нужен президент? Хотим устанавливать свою политику в школе. Не потому, что что–то не устраивает, просто с президентом школа станет интереснее: КВНы чаще будут проводиться. Президент будет подталкивать на новые идеи, а мы ему помогать. А он все же ближе к завучам будет, легче что–то сделать.
— Президент у нас возглавит и детское движение в школе, — рассказывает Ирина Борисовна Ем, преподаватель. — Такой аналог пионерскому, в котором и патриотическое воспитание, и благотворительность. Задумок много, главное, чтоб нашелся лидер.
— Я себя выдвинула, чтобы помочь ребятам в учебе, в реализации идей, — делится кандидатка Ольга Зюлина. — И чтоб друзей было много.
— Главное качество президента — это уметь выслушать другого, быть простым и объективным, — перечисляют кандидаты.
И рассказывают об особенностях агитпериода: листовки, программы… Кто–то обещал организовать радиорубку, кто–то — бюро находок и школьную милицию (к эсбэшникам не всегда подойдешь, сетуют ребята, они сразу к завучу, а так — ученик ученику больше доверится). Почти все упор делали на культмассовую развлекуху. Впрочем, все равно каждая из этих идей начнет по возможности воплощаться независимо от того, кто станет главным: мы будем вместе, потому что ум хорошо, а пять лучше, смеются соперники.
— А мы — наблюдатели, — представляются парни у стеночки. — Из других школ и вот он — из института физкультуры.
— Мы уже такое проходили, люди более–менее опытные, — говорит один из них, Александр Степанов. — Можем проследить за точностью процедуры. Насколько помню, школьные выборы пилотировались чуть ли не с 96–го года — от Фонда “Сорос — Кыргыстан”. Кажется, с тринадцатой школы началось… Но здесь — наиболее приближенные к настоящим выборы (кое–кто даже по нескольку раз пытался проголосовать. — Т. О.). Да, есть нарушения, но это, скорее, мелкие недостатки. Вот агитационный лист не сняли (интересно, что бы предприняли в ЦИК России, обнаружив днем 14–го на участке портрет Хакамады, скажем? — Т. О.). А так — на высшем уровне.
Татьяна Орлова.
Фото Владимира Пирогова.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/6281/