До демократии еще далеко
Ниже публикуются выдержки из докладов Госдепартамента США о положении с правами человека в странах мира за 2003 год.
(Кыргызская Республика)
Хотя Конституция 1993 г. определяет форму власти как демократическую республику, президент Аскар Акаев продолжал занимать доминирующее положение в правительстве. Серьезные нарушения омрачили парламентские и президентские выборы в 2000 г., а также дополнительные парламентские выборы в 2002 г.
Серьезные нарушения допускались и на февральском общенациональном конституционном референдуме, который привел к усилению президентской власти и ослабил парламент и Конституционный суд.
Конституция предусматривает независимую судебную систему, однако исполнительная власть доминировала в судебных органах, и правительство во многих случаях использовало судопроизводство против видных деятелей политической оппозиции и независимых СМИ.
Правоохранительные обязанности разделены между Министерством внутренних дел (МВД), которое занимается общей преступностью, Службой национальной безопасности (СНБ), которая занимается государственными преступлениями, и прокуратурой, которая занимается обоими видами преступности. Гражданские органы сохраняли общий контроль над МВД и СНБ и полный контроль над Государственной пограничной службой (ГПС). Некоторые сотрудники сил
безопасности совершали серьезные нарушения прав человека.
Правительство проводило прогрессивные рыночные реформы, хотя некоторые намеченные реформы не были осуществлены в полной мере. Коррупция была повсеместной и затрагивала все слои общества.
Деятельность правительства в области прав человека оставалась неэффективной и в ряде областей ухудшилась, хотя в некоторых областях произошли улучшения, отмечались случаи многочисленных нарушений. Правительство резко ограничило право граждан добиваться его смены, и демократические институты оставались слабыми. Сотрудники сил безопасности периодически избивали людей и допускали иное жестокое обращение. Условия в тюрьмах оставались очень плохими, но в течение года немного улучшились. Хотя безнаказанность оставалась проблемой, многие должностные лица МВД были уволены или подверглись судебному преследованию за злоупотребления или халатность. Было много случаев необоснованных арестов или задержаний. Доминирование исполнительной власти в судебной системе ограничивало право граждан на надлежащую процедуру, а ее вмешательство влияло на приговоры, выносимые видным деятелям оппозиции.
Правительство ограничивало права на неприкосновенность частной жизни. Оно ограничивало свободу слова и печати, хотя разрешило независимой типографии и телекомпании начать работу. Правительство использовало бюрократические
механизмы преследования и давления на независимые СМИ, некоторые неправительственные организации (НПО) и оппозицию, а также ограничивало свободу собраний и свободу объединений.
Временами правительство вводило ограничения на деятельность религиозных групп. Граждане обычно имели возможность свободно перемещаться по стране, однако правительство несколько раз пыталось блокировать поездки граждан на политически значимые мероприятия. Правительство продолжало преследовать некоторые правозащитные группы и оказывать на них давление, хотя правительственный уполномоченный по правам человека активно работал в области защиты личных прав.
Проблемами были насилие и дискриминация в отношении женщин. Проблемой было насилие против детей, возросло число беспризорных детей. Дискриминация этнических меньшинств была проблемой, как и детский труд. Торговля людьми оставалась повсеместной проблемой, для решения которой правительство предпринимало шаги.
Хотя новая Конституция запрещает цензуру, вмешательство властей в деятельность независимых телекомпаний и
радиостанций продолжалось. Были введены новые процедуры обязательного распределения частот на конкурсной основе, что привело к более продолжительным срокам получения разрешений на использование частот. В сентябре правительство создало совет по средствам массовой информации для разрешения споров между правительством и СМИ, в состав которого вошли представители правительства и СМИ.
Средства массовой информации и журналисты критиковали формирование совета. В течение года совет призывал президента внести законопроекты, предусматривающие плату за иски, подаваемые против средств массовой информации, и отмену уголовного наказания за клевету. В конце года парламент обсуждал оба законопроекта.
Конституция и законодательство предусматривают свободу вероисповедания, и правительство в целом соблюдало это право на практике; однако действовал ряд ограничений на свободу вероисповедания, особенно на деятельность исламских групп, которые правительство считает экстремистами и угрозой стране.
Закон запрещает торговлю людьми, однако она оставалась повсеместной проблемой. Жертвы торговли людьми утверждали, что государственные должностные лица содействуют торговле людьми или соучаствуют в ней.
Распространено Бюро международных информационных программ Государственного департамента США.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/6163/