Дом, где согреваются сердца
Грибной суп с мясом, макароны по–флотски, стакан сока со сдобной булочкой. Совсем неплохой обед для пожилой женщины с пенсией 589 сомов. Такие же сытные вкусные блюда бывают на столе Эрны Емельяновны Рапп не только сегодня, но и в другие дни. Только вот ее пенсия, едва покрывающая треть прожиточного минимума (даже с повышением в этом году аж на 22 сома), здесь абсолютно ни при чем.
Эрне Емельяновне, как и многим другим людям, пострадавшим в годы сталинских репрессий, уже несколько лет оказывает безвозмездную поддержку бишкекская Станция социальной помощи, или Немецкий дом.
Эх, раз, еще раз? К сожаленью, не для нас
Осенью прошлого года Немецкий дом отметил первый юбилей — пять лет своей деятельности. Открытый в 1998 году в рамках проекта Германского общества технического сотрудничества (ГТЦ) как Станция соцпомощи, спонсируемый министерством внутренних дел Германии, он пару лет назад поднялся на новый виток — стал филиалом Общественного фонда “Немецкий фонд гуманитарной помощи”. Его учредители — Германское общество технического сотрудничества и Совет немцев Кыргызстана.
Небольшой коллектив специалистов во главе с директором Ириной Супруновой с самого начала поставил перед собой строго определенные задачи и стремится неукоснительно выполнять их. Чего здесь не допускают прежде всего, так это компанейщины. Когда другие организации в преддверии красных дней календаря начинают судорожно готовиться к разовым акциям (Дню пожилых людей, к примеру), то здесь продолжается спокойная, четкая, планомерная работа по поддержке нуждающихся.
— Это приносит гораздо большую отдачу, чем разовые подарки к праздникам. Мы даем людям главное — надежду, уверенность в завтрашнем дне, в том, что ничего плохого с ними уже не произойдет, снимаем социальную напряженность, — говорит Ирина Петровна.
Нельзя объять необъятное
Естественно, И. Супрунова прекрасно знает, как живется пенсионерам в Кыргызстане и сколько их нуждается в помощи — продовольственной, финансовой, медицинской, моральной, наконец. Но нельзя объять необъятное. Кроме того, коллектив Станции соцпомощи связан определенными обязательствами перед своими донорами и не может не выполнять первоочередных требований.
Поэтому на учет здесь ставят не всех, а только лиц немецкой национальности — трудармейцев, стариков с минимальной пенсией, многодетные семьи и людей, попавших в экстремальные ситуации.
А сверх этого оказывают поддержку десяткам людей, направленных столичными социальными службами. И ухитряются еще (я свидетель. — В. А.) помогать в экстренных случаях больным или пожилым.
Что? Где? Когда?
В местной столовой ежедневно готовят обеды на 75 человек. Большей частью пожилые люди приходят сами — с кастрюльками, баночками. 25–28 порций повара развозят по домам — тем, кто не может прийти сам и послать некого.
Уже три года получает здесь помощь Зоя Петровна Вибе. Родилась она 73 года назад в Ленинполе Таласской области. Родители — трудармейцы — погибли, и она с сестрой Ольгой воспитывалась в Краснореченском детдоме. По 40 лет отработали сестры на стройках, а пенсии — кот наплакал. Вот и приходит сюда Зоя Петровна за горячими обедами. А Ольга Петровна, у которой пенсия чуть выше, получает здесь медицинское обслуживание, лекарственные препараты.
— Всем здесь я в ножки готова поклониться, — говорит Зоя Петровна. — Как бы жила, если бы не эта помощь?
Анна Ивановна Тиряки пришла сюда месяц назад по направлению Первомайского управления соцзащиты. На вопрос о размере пенсии отвечает:
— Вы будете смеяться — 377 сомов. За умершего мужа получаю. Сама работала в шахте, но недолго. Держали с мужем кур, свиней. Деньги на старость скопили. А государство все отобрало. Как жить?
78–летняя трудармейка Лидия Александровна Шауханова говорит:
— Обеды здесь получаю, поэтому удалось на пенсию починить холодильник.
Благодаря бесплатному питанию отремонтировала в доме провалившийся пол Эрна Емельяновна Рапп.
— Этого мы и добиваемся, чтобы люди, которым мы помогаем, могли как–то распорядиться своей пенсией, — подводит итог директор И. Супрунова.
Работники станции помогают и детям. В прошлом году подкармливали 12 учащихся школы № 1, в этом году спасают от голодных обмороков учеников школы № 23. Обеды вкусны, питательны, готовят их неравнодушные люди. И хлеб пекут сами — высокие, сытные булки, без разрыхлителя.
А еще выдают здесь сухие пайки — сахар, муку, чай, крупы, жиры. Только за январь их получили 150 человек. В основном это тоже немцы, но есть и представители других национальностей.
Добрый день, Айболит
Как уже упоминалось, кроме продовольственной, здесь оказывают и медицинскую помощь. Немцев ставят на диспансерный учет. Остальные обеспечиваются бесплатными медикаментами на курс лечения.
Коллектив гордится чистыми, уютными медицинскими кабинетами, хорошо оснащенными импортным оборудованием. Работать на новейших приборах и аппаратах обучают кыргызских специалистов медики из Германии. Сейчас осваиваются рентген, лазерное оборудование, будет осуществляться ультразвуковая диагностика.
С начала этого года в медицинских кабинетах побывали около 400 человек. Пациенты прошли курс лечения, получили бесплатно медикаменты, различные медицинские услуги. Врачи и медсестры выезжают также на дом для консультаций по уходу за диспансерными больными.
Коллектив станции благодарен своим донорам, но понимает, что спонсорский финансовый ручеек не вечен, и пытается сам зарабатывать деньги. В частности, предоставляет платные стоматологические услуги. Доходы идут на развитие станции и на уставные цели.
— Если бы нас освободили от уплаты коммунальных услуг, мы на эти деньги смогли бы оказывать дополнительную помощь, — говорит Ирина Петровна. — Но, увы. Спасибо хотя бы за то, что кыргызская сторона предоставила нам это здание без уплаты аренды.
Спасибо добрым людям
Кроме “штатных” спонсоров, Станции соцпомощи помогают целые организации и отдельные граждане. Хорошо зарекомендовали себя “Кумтор оперейтинг компани”, Фонд “Сострадание”. Несколько раз наведывался сюда с подарками господин Кребс из Германии. А вот госпожа Хайне–Лора Вайзенбах никогда не была в Кыргызстане, о станции узнала случайно из газеты и развернула кипучую деятельность. У себя на родине она организовала сбор вещей, мыломоющих средств, денег, и все это пересылает в помощь местным немцам — реабилитированным и трудармейцам. Потрясающе, что делает это человек, весьма далекий от наших нищих проблем. Надо ли говорить, как благодарны г–же Вайзенбах и руководство станции, и подопечные.
Достопримечательность Станции соцпомощи — пухлая книга благодарностей, которую невозможно читать без волнения. Отчаявшиеся люди выражают глубокую признательность за сочувствие, внимание к ним, за помощь и подаренную надежду.
— У меня снова появился смысл жизни, — пишет одинокая старушка Л. Коркунова. — Спасибо, родные.
— Такие записи, такая отзывчивость помогают и нам в работе, — взволнованно говорит Ирина Петровна. — Я была в Германии, воочию видела, как живут там пенсионеры. Обидно и больно за наших сограждан, проживших горькую жизнь и встретивших такую же старость. И хочется сделать все возможное, чтобы не остались пустыми протянутые к нам руки нуждающегося человека, чтобы оттаяло его сердце.
Валентина Андреева.
Фото Владимира Пирогова.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/6125/