“Освободившихся от страха людей у нас еще недостаточно…”
В минувшую пятницу вернувшийся утром из Грузии Топчубек Тургуналиев дал пресс–конференцию. Он рассказал о президентских выборах в Грузии, где был 10 дней в качестве международного наблюдателя (этот материал мы опубликуем в ближайших номерах “МСН”). Затем директор Института прав и свобод ответил на вопросы журналистов.
ТРК “Пирамида”: — Какие выводы вы сделали для себя в Грузии? Могут ли в Кыргызстане повториться грузинские события?
— У нас период “бархатной революции” был давно, когда Масалиева выдворили из “Белого дома”. Но перед этим был прецедент — ошские события, вина за которые полностью лежит на А. Масалиеве. В прошлом году в Кыргызстане трижды была возможна “бархатная революция” — в июне, сентябре и 15 — 20 ноября. Но масса людей, которые освободились от страха, была еще недостаточной. Среди организованной оппозиции оказались предатели и трусы. Некоторые пошли в Конституционное совещание. У других были дети–бизнесмены… В Кыргызстане повторение грузинских событий невозможно до тех пор, пока не будет достаточного количества освободившихся от страха людей, пока не найдутся те, кто укажет им направление движения, правильный путь. Организованная оппозиция должна быть сплоченной, объединиться для решения основных задач. Одна из них — правильная организация выборов. Есть международные стандарты, которые были соблюдены в Грузии. Первое — прозрачные урны; второе — пронумерованные бюллетени для голосования; третье — маркировка большого пальца. Но это не так важно, как добиться мирными средствами ухода Акаева.
“МСН”: — Как теоретик “чистого искусства” вы четко понимаете и провозглашаете необходимость объединения всех оппозиционных сил. Но две минуты назад сами обвинили оппозиционеров в предательстве и трусости. Сколько можно сводить счеты?
— Вы правы. Мы в своем Движении “За отставку Акаева…” говорим: “Кто старое помянет, тому глаз вон”. Мы попытаемся сплотиться. Вы правы, не надо вспоминать раздоры. Есть вариант — создание теневого коалиционного правительства. В Грузии оно было фактически создано еще до выборов. Я давно это предлагаю. Предвижу, что нас обвинят в том, что мы рвемся к власти. Политические силы и должны стремиться к власти, потому что только с помощью больших возможностей государственной власти можно осуществить свои программы подъема страны. Но часть тех, кто называет себя оппозицией, никогда не согласится на создание коалиции.
— Как наша оппозиция работает с населением? Когда южане пошли на Бишкек, “вожди” не знали, что с ними делать, водили туда–сюда. Очевидно, оппозиция ждет, когда у народа кончится терпение, вода к горлу подступит и он не выдержит и сам выйдет на баррикады?
— В Грузии Национальное движение давно и кропотливо работало с госструктурами. И если бы даже Шеварднадзе дал приказ применить оружие, силовики его бы не выполнили. А у нас всего лишь 5–10 тысяч человек, свободных от страха, способны выйти на площадь. Остальные мечтают о переменах, но боятся…
— Госдепартамент пригласил в марте четверых кыргызстанских политиков на две недели в США. Как вы этот факт оцениваете?
— Америка очень умно делает. Открыто приглашает одних, чтобы мы запутались, кого она на самом деле поддерживает.
Газета “Лица”: — В последнее время доводится слышать, что уход Шеварднадзе есть не что иное, как спектакль, в котором он сам принял участие. Вы слышали об этом?
— Я к такой информации отношусь отрицательно. Эдуард Амвросиевич остался на высоте. Он понял, что обречен. Но я не верю, что он согласился участвовать в заговоре против себя.
— Есть ли информация о конкретных фактах причастности семьи Шеварднадзе к коррупции? Будет ли Саакашвили принимать какие–то меры по ним?
— Да, есть. Дочь занимается бизнесом — контрабанда бензина и сигарет, об этом много заявлений. Если все это подтвердится и Шеварднадзе не пощадят, все разворованное будут возвращать народу. Но начнут, очевидно, не с него, а с министров. Там вообще очень много спекулятивного. Робакидзе заявил, что была фальсификация результатов выборов. Это не так. Триаде Саакашвили — Бурджанадзе — Жвания надо было показать всему миру, что они за демократические выборы, и получить финансовую помощь от Запада. Но провокации были. Например, в Марнеули в 3 часа дня члены комиссии закрыли избирательный участок и начали пить водку. А в Батуми была ничем не прикрытая провокация — средь бела дня какие–то люди ворвались на избирательный участок и унесли урну с бюллетенями. Через некоторое время удалось урну возвратить, но в ней было всего два бюллетеня. Так что явных и тайных врагов революции в Грузии немало — как внутренних, так и внешних. Саакашвили хорошо знает: если он не оправдает доверие народа, смять его будет гораздо легче, чем Шеварднадзе.
Об этом открыто говорит сам избранный президент.
Рина ПРИЖИВОЙТ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/5688/