Все под контролем,
или Десять тысяч сомов за регистрацию строительства дома. Кто больше?
Мудрецы не зря говорят, что каждый мужчина должен построить дом, посадить дерево и воспитать сына. Потому что при таких посылах жизнь не остановится, а, напротив, будет с каждым новым поколением только улучшаться.
А теперь обратимся к статистике. В Кыргызстане если жилье и вводится, то только индивидуальное, то есть на средства самих граждан. И по части вложений государство к этому процессу отношения не имеет. А к государственным органам только одна просьба — не мешать и, более того, не стричь купоны на индивидуальном строительстве.
Но на практике все происходит иначе. Госконторы–халявщики ни за что своего не упустят. Иначе зачем же там протирать штаны? И к такого рода вымогательству за годы нашей сказочной независимости все индивидуальщики настолько привыкли, что воспринимают это вымогательство (читай: поборы, штрафы, административные наказания) как должное, как суровую действительность.
И вот, представьте, находится белая ворона, которая восклицает: стоп, ребята, а за что собственно я вам должен платить? Ребят берет оторопь: как за что? Так принято. И это до странности ЕДИНСТВЕННЫЙ АРГУМЕНТ…
В августе 2002 года у большой семьи Анвара Артыкова (одного из самых активных депутатов парламента прошлого созыва) произошло немаловажное событие — был куплен старый домишко по улице Турусбекова, чтобы на этом месте построить новый. Для этого Артыков получил разрешение в Ленинской райадминистрации, Кыргызстройэкспертизой утверждено и согласовано строительно–техническое решение, а в Бишкекглавархитектуре — инженерно–планировочное задание и проект. Но надлежало переступить порог еще одной конторы — Госархстройконтроля г. Бишкек, чтобы зарегистрировать объект.
Заметим, что ГАСК — это, конечно, сила, ибо по Закону “О градостроительстве и архитектуре” все объекты, возводимые на территории КР, в обязательном порядке подлежат авторскому надзору и государственному архитектурно–строительному контролю. А еще в законе сказано о контрактах, которые заключаются между ГАСКом и заказчиком. А именно — на контроль и приемку законченных этапов строительства. (Не путать с разрешением на собственно строительство того же артыковского дома.)
И вот приходит Анвар Артыкович в ГАСК, где ему так мило говорят: мол, платите 10 тысяч сомов. Другой бы на его месте и заплатил без лишних разговоров. Но надо знать Артыкова, который возьми и спроси: а на каком–таком основании? Покажите счет–фактуру, где было бы все расписано. А ему в ответ сотрудник и выдал: никакой счет–фактуры не получите, хотите — выпишу квитанцию. А вот если не заплатите 10 тысяч сомов, то мы выпишем предписание за самовольную застройку с последующим сносом объекта за ваш счет. Да еще и оштрафуем.
Анвар Артыков посетил эту контору трижды, и всякий раз работники выдвигали свои условия. А через год, в июле этого года, заказчик получил по почте протокол и постановление ГАСКа г. Бишкек, где говорится, что им нарушены такие–то пункты законодательства — стройка идет без разрешения органов власти, а, стало быть, объект является самовольным и подлежит сносу. Ну и к тому же штраф — 2 тысячи сомов.
Понятно, все работы по новому дому Артыкову пришлось остановить, а заняться рутинной, бумаготворческой работой — восстановлением справедливости через суд. Ну и, естественно, обложиться законами.
Из Конституции: “Собственность неприкосновенна. Никто не может быть произвольно лишен своей собственности, и ее изъятие, помимо воли собственника, допускается только по решению суда…”. (Артыков купил старый дом с участком.)
“Решения местной госадминистрации, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения на соответствующей территории…”. (Артыкову постановлением райадминистрации разрешено строительство нового дома.)
Из Гражданского кодекса: “Собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке…”. (Без комментариев.)
Из Закона “О градостроительстве и архитектуре”: “Субъекты градостроительно–архитектурной деятельности в пределах своей компетенции, бесплатно, в течение 15 дней обязаны рассмотреть и дать заключение по всем видам документации…”. (Так откуда взялись эти 10 тысяч, которые потребовали в ГАСКе с Артыкова? Весьма любопытно, что когда Артыков встретился с самим начальником Госархстройконтроля г. Бишкек М. Акматалиевым, тот обвинил своего сотрудника Капарова в неграмотности (?!) и пообещал его уволить. Правда, Капаров, говорят, до сих пор благополучно работает на том же самом месте. Кстати, сумма за регистрацию строительства нового дома после разговора заказчика с Акматалиевым упала уже до 3 тысяч сомов. Но опять же без всяких там счетов–фактур и подписания контрактов. Просто выложи сумму — и все на этом. А если не выложишь — оштрафуем и строение снесем.)
…18 сентября этого года состоялось заседание Первомайского райсуда по заявлению Анвара Артыкова. И судья Мурзалиева вынесла единственно верное решение: отменить постановление об административном правонарушении, вынесенное ГАСКом г. Бишкек в отношении Артыкова Анвара Артыковича. А в постановляющей части судебного решения говорится, что Положение о порядке выдачи разрешительной документации на проектирование, реконструкцию, перепрофилирование и строительство объектов малого и среднего бизнеса, малоэтажных индивидуальных жилых домов (утверждено постановлением правительства 3 февраля 2000 г.), где итоговым документом регистрации является выдача разрешения на ведение строительных работ Госархстройконтролем, противоречит Закону “Об индивидуальном жилищном строительстве”. То есть этот самый ГАСК не уполномочен.
Судье вторит и Комитет Законодательного собрания по строительству, недрам, транспорту и коммуникациям: “В нарушение Кодекса об административной ответственности Госкомиссия при правительстве по архитектуре и строительству издала в октябре 2000 года приказ, по которому уполномочила ГАСК рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания, а Минюст этот документ зарегистрировал”.
И что? Получается, Госархстройконтроль НЕЗАКОННО провел в прошлом году 6967 проверок, выдал 2619 предписаний, оформил 344 протокола, вручил 153 постановления на 998847 сомов. А за девять месяцев этого года — на сумму уже в 1019400 сомов. Можно представить, сколько таких граждан, как Артыков, финансово пострадали. Одно лишь отличие: похоже, только он постарался во всем разобраться и наотрез отказался вносить мзду незнамо за что. Примечательно, что буквально за день до разбора в городском суде апелляционной жалобы Госархстройконтроль зарегистрировал–таки артыковский объект. И даже пообещал при завершении работ принять его в эксплуатацию. Спасибо большое!
Но ведь не кто иной, как начальник ГАСКа г. Бишкек Акматалиев, несколькими месяцами раньше постановил оштрафовать Артыкова за самовольное строительство с последующим сносом всех строений. При этом Акматалиев причислил себя к сонму государственных строительных инспекторов, что не отвечает Кодексу об административной ответственности. Ведь в нем черным по белому: рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания вправе: главный госинспектор — руководитель государственного органа управления; госстроительные инспектора, руководитель органа архитектуры и строительства области, города, района… Всех перечислять нет нужды, но вот начальники Госархстройконтроля в этом списке не значатся. А стало быть, самозванцы.
Ну и для сравнения, что ли. Перед носом ГАСКа г. Бишкек, на углу улиц Белинского и Токтогула, частный предприниматель Алиева возводит, о чем мы не раз писали, здание по проекту, не утвержденному Бишкекглавархитектурой. И ничего. Никто это здание кафе–магазина сносить не собирается. А вот Артыкову, у которого все разрешительные документы есть, вынесли грозное постановление–предупреждение. И только за то, что он отказался выложить из пальца высосанную сумму. Чтобы другим не повадно было артачиться?
Но мы все это и описываем ради того, чтобы граждане тщательнее вникали в то, за что госструктры вынуждают их платить. Не обязательно при строительстве, а вообще везде. Если у кого–то лишние деньги, так полно богоугодных заведений, куда их, деньги, можно отнести, душу очистить…
P. S. Когда верстался номер, мы получили информацию: для проверки работы столичной мэрии по соблюдению Закона “О градостроительстве и архитектуре” создана комиссия, в которую вошли Э. Бекташев — ответственный секретарь Союза архитекторов; Ч. Кубатбеков — начальник отдела Госкомиссии по архитектуре и строительству; Ж. Иманкулов — директор проектно–конструкторского бюро “Кыргызреставрация”; А. Акматов — консультант отдела по отраслевой экономике аппарата Законодательного собрания; К. Нарбаев — директор Кыргыз– НИИП градостроительства.
Будем ждать результатов.
Геннадий Кузьмин.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/5605/