Заблуждаясь или запугивая?!
2 декабря с. г. в газете “МСН” было опубликовано интервью члена Центральной избирательной комиссии Т. Абдраимова “Авторитарный крен Центризбиркома” о готовящемся законопроекте о Центральной избирательной комиссии. Это интервью вызвало у нас удивление ложностью всех без исключения утверждений.
Уважаемый член ЦИК или невнимательно читал законопроект, а также Конституцию и действующий Кодекс о выборах, в соответствие с нормами которых приводится старый, принятый еще в 1997 году Закон о ЦИКе, или заблуждается, давая ошибочное объяснение ряду норм законопроекта.
Чтобы не оставлять читателей в заблуждении, которых пугают такими “страшными” словами как “усиление авторитаризма”, “жесткая властная вертикаль”, “уроза стабильности в государстве и обществе”, считаем необходимым внести ясность.
В чем смысл принятия нового законопроекта? Ответ прост: приведение действующего закона в соответствие с новой редакцией Конституции и Кодексом о выборах Кыргызской Республики. В связи с этим законопроект не содержит никаких принципиальных новшеств. Предлагаемые изменения касаются, в основном, вопросов систематизации норм закона. В результате, число его статей сократилось более чем вдвое: если в действующем законе их было 37, то законопроект состоит из 15 статей.
Содержание статей стало более ясным, они конкретизированы. Четче стали нормы, касающиеся статуса и полномочий членов ЦИК, их ответственности. Добавлена норма, закрепляющая один из основных принципов деятельности ЦИК — свободное обсуждение и решение вопросов, входящих в ее компетенцию, включена статья о статусе члена ЦИК с совещательным голосом и т. д.
Но общие улучшения закона, видимо, не заинтересовали критически настроенного уважаемого члена ЦИК, который, получив законопроект для изучения, не внес ни одного конструктивного предложения. И давая интервью, он обратил внимание только на нормы, которые, как ему кажется, ущемляют его права, как члена ЦИК.
Утверждая, что ЦИК — коллегиальный орган, согласно законопроекту превращается “в исполнительный орган с жесткой вертикалью”, он приводит такой аргумент — “имеется даже своя контрольно–ревизионная группа (КРГ)”.
КРГ — это не новшество. Это общественная структура, предусмотренная пунктом 2 статьи 52 принятого в 1999 году действующего Кодекса о выборах. Контрольно–ревизионные группы, действующие только в ходе подготовки и проведения выборов на общественных началах, предусмотрены выборными законодательствами и других стран. В Кодексе о выборах подробно расписаны обязанности членов КРГ: контроль за расходованием денежных средств, выделенных избирательным комиссиям, за правильным использованием денежных средств избирательных фондов, проверки финансовых отчетов кандидатов и т. д. Счетная палата этим никогда не занималась и не будет заниматься, это не ее функции. Что же тут нового и страшного?
Что касается “жесткой вертикали”, то тут, видимо, подразумевается, что, в соответствии со статьей 9 Кодекса о выборах в республике существует единая система избирательных комиссий, которая состоит из ЦИКа, областных и Бишкекской городской, окружных, районных (городских), участковых избирательных комиссий. Их независимость определяется порядком формирования. И, естественно, никакого авторитаризма в их деятельности не может быть, так как, например, ЦИК формировался Президентом, Законодательным собранием и Собранием народных представителей Жогорку Кенеша. А это — 13 человек со своим мнением. Какой тут может быть авторитаризм? На заседаниях все вопросы решаются голосованием, ни одно решение не принимается единолично.
Более того, в пункте 1 статьи 6 законопроекта отмечено: “Деятельность Центральной избирательной комиссии осуществляется коллегиально, гласно и открыто…”. А пунктами 2 и 3 статьи 7 конкретно расписаны вопросы, по которым принимаются решения большинством голосов от установленного числа членов ЦИК или от присутствующих.
Уважаемый член ЦИК также утверждает, что в новом законопроекте расширены полномочия председателя ЦИК, связанные с финансовым и материально–техническим обеспечением деятельности ЦИК, а также штатами, численностью, структурой и сметой расходов аппарата.
В статье 27 действующего закона о ЦИК говорится, что председатель “является распорядителем финансовых средств”; 7 пункт статьи 50 действующего Кодекса о выборах гласит: “председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий”; и, наконец, статья 7 Закона о бухгалтерском учете регламентирует: За организацию бухгалтерского учета… ответственность несет руководитель”. Где тут нарушение?
Что касается прав, обязанностей и ответственности работников аппарата ЦИК, как госслужащих, то они определяются Конституцией Кыргызской Республики и Законом о государственной службе, а вовсе не решаются, как говорится в интервью, единолично председателем.
Заметим, что в других государственных органах именно руководители утверждают структуру и штатное расписание аппаратов. Так, в недано принятом Законе “О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах” при штатных членах Верховного суда (а в ЦИК — на общественных началах) штатное расписание и структуру аппарата утверждает председатель Верховного суда.
Следующее утверждение: “Из действующего закона также исключен весьма важный пункт, гласящий: “В случае отсутствия председателя его полномочия выполняет один из членов ЦИК”.
К сведению уважаемого автора интервью сообщаем, что эта норма, записанная в статье 29 действующего Закона о ЦИКе, не исключена, она содержится в пункте 4 статьи 9 законопроекта.
И уж совсем фантастическим выглядит утверждение, что свои полномочия: вносить предложения по повестке дня, принимать участие в подготовке постановлений и инструкций, рассматривать заявления граждан и т. д., — члены ЦИК “могут выполнять только по поручению председателя”. Такой нормы нет и не может быть ни в Кодексе о выборах, ни в законопроекте. В соответствии со статьями 7—8 законопроекта члены ЦИК выполняют свои полномочия свободно, в соответствии со своей совестью.
Председатель, в соответствии со статьей 9 законопроекта, дает поручения членам ЦИК только для организации работы по исполнению решений Центральной избирательной комиссии, но эта норма прописана и в статье 27 действующего Закона о ЦИК.
Странным выглядит это интервью, построенное сплошь на ложных утверждениях и обвинениях. Возможно, член ЦИК, не изучив как следует нормативные документы, которыми руководствуется в своей деятельности Центральная избирательная комиссия, заблуждается.
Но, интервью — то, скорее всего, не случайно было опубликовано накануне обсуждения Законодательным собранием Жогорку Кенеша проекта Закона “О внесении изменений и дополнений в Кодекс “О выборах в Кыргызской Республики”.
Как нам кажется, кому–то очень хочется ввести в заблуждение общественное мнение.
Пресс–служба Центральной избирательной комиссии Кыргызской Республики 62–62–87.
(Письмо публикуется без правок.)
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/5463/