Власть раскрывает объятия СМИ. Значит, придушить хочет
Очень странная ситуация складывается у нас с разнообразными визитерами из–за рубежа. Вроде бы едут они с благой целью — составить непредвзятое впечатление о том, что делается в Кыргызстане. Но ступив на кыргызскую землю, немедленно проникаются необоримой симпатией к нашей власти и начинают призывать гражданское общество, неправительственные организации и СМИ к сотрудничеству с правительством. Кстати, под правительством у них понимаются все ветви власти, так уж на Западе принято. Это бы ладно, сотрудничать действительно как–то надо, нельзя всю жизнь пребывать в конфронтации. Но вот беда — очарованные чудным приемом странники в упор не видят того, что у нас в действительности происходит.
На днях “Фридом Хауз” провел в Бишкеке “круглый стол” на тему “Власть и пресса в Кыргызстане”. От власти были зав. отделом по делам обороны и безопасности администрации президента, советник президента по связям с общественностью Болот Джанузаков, заместитель министра внутренних дел, руководители пресс–служб властных структур. Приглашенные депутаты и Омбудсмен блистали своим отсутствием. Зато приветствовал собравшихся Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Кыргызстане Стивен Янг.
Его выступление сильно озадачило журналистов. Потому что Чрезвычайный и Полномочный — он к нам надолго, не праздный турист, не однодневный визитер. И такое говорит. То есть сначала все, что положено по должности и по этикету — о необходимости развивать здоровые отношения между правительствами США и КР. Затем — о поддержке Америкой наших независимых СМИ, что является свидетельством приверженности его страны и нашего правительства демократии. Потом несколько слов о проекте “Фридом Хауз” — создании Международного издательского дома.
Затем начался краткий ликбез для журналистов. “Свободная пресса, — отметил господин Янг, — не самоцель, а путь к свободному обществу”. И далее развил мысль в том направлении, что журналисты часто попадают впросак из–за собственного непрофессионализма. Вы, мол, пользуетесь слухами, поэтому проигрываете суды. Нельзя пользоваться слухами. Нужно все тщательно проверять и иметь документы, чтобы доказать в суде свою правоту.
Ни разу предыдущий посол США в Кыргызстане Джон О’Киф не позволил себе столь пренебрежительного отношения к журналистскому корпусу в стране пребывания. Разумеется, он полностью владел информацией, поскольку регулярно общался с представителями самых разных слоев — с госчиновниками разного уровня, депутатами, оппозицией, НПО, прессой. Анализируя случаи нарушений прав и свобод человека в Кыргызстане, господин О’Киф не мог не видеть того, что независимая по Конституции судебная власть у нас подчинена исполнительной, что в таких условиях отстаивание гражданских прав и существование независимой прессы сопряжены с огромными трудностями. Потому, может быть, с большим сочувствием относился к журналистам, испытывающим непрестанное давление со стороны властных структур.
Надо полагать, что при желании за два месяца новый посол США господин Янг мог бы разобраться в проблемах развития демократии в Кыргызстане. Но тогда пришлось бы признать очевидное: в стране укрепляется авторитарная власть президента, результаты выборов фальсифицируются, процветают коррупция и теневая экономика, бедность населения вопиющая, безработица растет, права граждан ущемлены, проводить мирные митинги и демонстрации стало почти невозможно, свобода слова и печати подавляется всеми доступными способами. То есть налицо явный откат от демократии.
Неприятно все это, дискомфортно. Куда удобнее принять на веру официальную статистику о росте ВВП, сокращении бедности и прочих славных достижениях Кыргызстана. И обвинить журналистов, отваживающихся на нелицеприятную критику действий президента и правительства, в отсутствии профессионализма. Особенно если иметь
в виду дальнейшее пребывание авиабазы Ганси в “Манасе”.
К сожалению, вопросы Рыспека Омурзакова и Бермет Букашевой, адресованные господину Янгу, он не услышал, потому что ушел. И отвечать пришлось гостье — корреспонденту “Брэйкерс Консалтинг” (США) Нэн Симер. Она полагает, что проблемы демократии в Кыргызстане для Америки очень важны и не связаны с наличием авиабазы. Для начала Нэн тоже поучила журналистов не доверять слухам. То же самое твердили руководитель пресс–службы президента Досалы Есеналиев, зам. министра ВД, советник президента. Слаженный такой хор, певший за упокой кыргызстанской журналистики. Мол, власть у нас, донельзя открытая и прозрачная, делится информацией с каждым желающим. Она готова к сотрудничеству. А журналисты поголовно все искажают, пользуются непроверенной информацией. Потому наши абсолютно и совершенно независимые суды их штрафуют. (Автор этих строк решила по ходу дела проверить информацию и задала Болоту Джанузакову два неудобных вопроса. Правда ли, что он давал телефонные указания судьям штрафовать “Мою столицу” по полной программе? Правда ли, что, когда был арестован тираж газеты, он посетил на дому руководителя соответствующего департамента и запретил отдавать тираж? Ответ был предсказуемым на 200 процентов: “Вы пользуетесь слухами”.)
К чести Симер, она врубилась в ситуацию очень быстро и по окончании встречи высказала восхищение силой духа своих коллег здесь и убеждение, что замолчать нас никто не заставит. Такая вера вдохновляет, конечно, но грубая реальность обольщаться не дает. О каком партнерстве СМИ с властью может идти речь, если премьер–министр судится и предъявляет безумные исковые суммы не только редакциям и журналистам, но и неимущему пенсионеру? Если первая газета была закрыта в Кыргызстане по прямому указанию президента. Если иски на СМИ подают не только и не столько граждане (о чем радостно поведал Досалы Есеналиев как о свидетельстве развития культуры общества), но в подавляющем большинстве — госчиновники. Если суды плюют на неопровержимые доказательства журналистов и подчиняются не закону, а приказаниям сверху. Если незаконно закрыть газету, перестать ее печатать, отобрать тираж, снять со счета грантовые деньги — пара пустяков. Если зарегистрировать новую газету учредителям “МСН” труднее, чем верблюду пролезть в игольное ушко. Если властью владеет одна, но пламенная страсть — подчистую истребить независимую прессу.
Да, власть может сотрудничать со СМИ — но не на принципах, принятых в мировой демократической практике, а на собственных условиях. Критику она предпочитает “конструктивную”. Конструктивной считается неумеренная лесть, неконструктивной — умеренная. А все остальное — клевета и оскорбление достоинства, чреваты исками. Это значит, что вся журналистика в объятиях власти должна стать полностью комплиментарной, подконтрольной и легкоуправляемой.
Не дождутся. Вся — не станет. Есть несколько газет в стране, которые не сдадутся. Мы отвоевываем свободу каждый день, каждый час. Это не очень просто делать под потоками лжи и грязи, выливающимися на нас с полос проправительственных газет, фальшивок, которые фабрикуют и распространяют через Интернет под нашими именами всякие лжеагентства. Редакции закрывают, разоряют, мы получаем нокауты в судах, но встаем на ноги вновь и вновь.
И когда мимолетные визитеры начинают нам, как слабоумным, внушать прописные истины, учат следовать законам, не верить слухам и повышать профессиональный уровень, это звучит смешно. Потому и держимся, что прошли жестокую школу выживания и на своей шкуре испытали все прелести властного беспредела. И потому еще, что есть в мире люди, которым судьба демократии в Кыргызстане действительно небезразлична. Их поддержку и помощь мы ощущаем ежечасно и принимаем с благодарностью.
А подталкивать СМИ в объятия нынешней власти — значит облегчать ей задачу по удушению независимой прессы. Нэн на прощание сказала: “В Америке есть такая поговорка. Крепче, чем друг, нас может обнять только враг”.
Рина ПРИЖИВОЙТ.
МЕЖДУ ТЕМ
— Кыргызские власти должны прекратить вмешательство в дела неправительственных групп, занимающихся правами человека и мониторингом выборов в республике, — заявила 7 октября “Хьюман Райтс Вотч”.
“Хьюман Райтс Вотч” призвала участников ежегодного Имплементационного совещания ОБСЕ по человеческому измерению, проходящего в Варшаве 6—17 октября, рассмотреть ситуацию с теми НПО, которые испытывают наибольшие проблемы.
В письме президенту Кыргызской Республики А. Акаеву “Хьюман Райтс Вотч” отметила, что действия правительства ставят под угрозу продолжение работы и само существование ключевых национальных неправительственных организаций.
“Кыргызские НПО прилагают все усилия, чтобы добиться улучшения ситуации с правами человека для всех, — говорит Рейчел Денбер, и. о. исполнительного директора отделения “Хьюман Райтс Вотч” по Европе и Центральной Азии. — Их работа заслуживает всяческой поддержки. Вместо этого мы становимся свидетелями топорных попыток кыргызских властей раздавить эти группы”.
“Хьюман Райтс Вотч” выражает свою озабоченность фактическим лишением регистрации одной из ведущих правозащитных неправительственных организаций — Кыргызского комитета по правам человека (ККПЧ).
В письме А. Акаеву “Хьюман Райтс Вотч” приветствовала решение правительства перерегистрировать коалицию “За демократию и гражданское общество”, принятое за несколько дней до начала работы Имплементационного совещания ОБСЕ. Эта НПО несколько раз получала отказ под различными предлогами и уже, как представляется, находилась на грани утраты статуса легально действующей организации. Немалую роль в том, что такое решение все же было принято, сыграло давление со стороны международного сообщества.
“Случившееся с коалицией “За демократию и гражданское общество” еще раз доказывает, что активное вмешательство международного сообщества в защиту правозащитных групп может эффективно повлиять на ситуацию, — говорит Р. Денбер. — Участники Имплементационного совещания ОБСЕ должны воспользоваться случаем, чтобы поднять проблему притеснений неправительственных групп в Кыргызстане”.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/5128/