Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
3 июля 2015 | АВТОДРОМ |
Советские авто в ФинляндииДолгие годы Финляндия была одним из основных импортёров советских автомобилей среди западноевропейских стран. В небольшой северной стране не только приобретали “Волги”, “Москвичи”, “Нивы”, но даже изменяли их под свои нужды. А позднее и вовсе делали автомобили для СССР. Сегодняшний разговор о малоизвестных и забытых конструкциях. Дружба после войны После войны президент Финляндской республики Юхо Кусти Паасикиви ездил на ЗИС-110. Глава государства, кстати, вообще был приверженцем хороших отношений с прежним противником. А его ЗИС, который теперь стоит в одном из финских музеев, президенту, как гласит легенда, подарило правительство СССР. Уже с 1948 года советско-финское торговое предприятие Konela продавало “Москвичи”, “Победы”, грузовики ГАЗ-51, а затем множество иных моделей — от МАЗов до “Запорожцев” с экспортным именем Jalta. В 1960 году только легковых машин было продано 6500 штук, а в 1975-м, когда популярность “Жигулей” за рубежом достигла пика, — 12647. Финский рынок имел свою специфику, поэтому советские заводы, стараясь учесть пожелания экспортера, делали по его заказу специальные модификации. А порой фирма Konela и сама модернизировала советские модели. Больше и проще Многие автомобили для финского рынка делали под неписаным лозунгом “Перевозить как можно больше”. Таким был ГАЗ-51В с удлиненной базой и кузовом. Эти грузовики, продававшиеся в Финляндии с 1955 года, в руках рачительных хозяев работали очень долго. А через три десятка лет, в 1982-м, Ижевский автомобильный завод принял заказ на пикапы с удлиненным кузовом. Такая модификация получила мудреный заводской индекс ИЖ-27151-013-01, но в Финляндии ее продавали под именем Elite Pick Up. С 1960-х имя Elite, звучащее сегодня немного наивно, если не сказать комично, стало торговой маркой “Москвичей” в нескольких странах Европы. Кстати, у “Москвичей” в Финляндии была еще одна, совсем неизвестная у нас модификация. Помимо стандартных седанов 408 и 412 и, соответственно, универсалов 426 и 427, фирма Konela в начале 1970-х сооружала из москвичовских фургонов трехдверные универсалы, которые в финских проспектах называли Elite 1500 pakettiauto. Примерно по такой же технологии у нас сейчас из фургонов делают маршрутки. Трехдверные финские универсалы были дешевле стандартных пятидверных. А в ту пору в Европе, кстати, в этом классе трехдверные грузопассажирские автомобили были довольно популярны. Борясь за увеличение вместимости, финны сделали и свой вариант универсала “Волга” ГАЗ-22 — с откидным третьим рядом сидений. У нас такая схема появилась только на ГАЗ-24-02. К слову, Konela помимо стандартных ГАЗ-24 рекламировала версии с 65-сильным дизелем Indenor, но это были машины не финского производства, а плод труда крупного бельгийского импортера советских автомобилей Scaldia-Volga. А вот трехлитровые моторы V6 Ford мощностью 144 л.с. ставила на ГАЗ-24, судя по всему, именно Konela. Правда, таких машин сделали единицы. Фирма Konela переделывала советские автомобили, поскольку чутко следила за потребностями клиентов. Но ее возможности были ограничены. В 1972 году, когда спрос на “Москвичи” в Западной Европе стал падать, финны предложили свой вариант модернизации 412. Ему приладили жигулевские дверные ручки, перенесли горловину бензобака на правое крыло, а крышку багажника снабдили наружным замком вместо родного, который работал от вечно заедавшего тросика, протянутого через весь салон. И немного облагородили интерьер. Не сказать, что машина получилась уж очень элегантной, но почти все финские доработки реализовали через четыре года на “Москвиче-2140”. Правда, основной спрос к тому времени сместился на “Жигули”. Модный тюнинг Автомобили “Лада” — сначала “классика”, а потом и “Самары” — продавались в Финляндии очень неплохо. Однако их внешность не менялась годами, к тому же модификаций было немного. Чтобы подогреть интерес к вазовским машинам, фирма Konela сооружала модификации с облагороженной внешностью и интерьером. В частности, с наружным пластиковым обвесом, иными колесами и шинами, сиденьями и фароочистителями. В 1980 и 1990-е годы часть этих машин вернулась на родину. Они и аналоги из других стран, занимавшихся модернизацией “Лады”, производили на наших автомобилистов ошеломляющее впечатление. Именно оттуда, по сути, и пошел отечественный тюнинг. В те годы в редакцию ЗР часто приходили письма с вопросами типа “Чем приклеить тюнинги на Ниву?”. В рекламном проспекте фирмы Konela помимо прочего фигурировали “Самара” и “Нива” с кузовом кабриолет. Но это была не финская работа. Открытый ВАЗ-2108 сделали в Бельгии, а изображенная на фотографии “Нива” — немецкого производства. Во второй половине 1990-х ВАЗ вместе с финнами решил пустить улучшенные “Лады” на поток — в первую очередь в расчете на привередливого западноевропейского покупателя. Так появилась Euro-Samara, она же Lada Samara Baltic. Окраску и сборку наладили в 1996 году на финском предприятии Valmet, строившем, в частности, кабриолеты Saab. “Девятку” немного облагородили снаружи и внутри, поставили приличные колеса и шины, импортное сцепление. Машина получилась заметно дороже стандартной и ни в Западной Европе, ни в России особого интереса не вызвала. В 1998 году производство свернули. С советским паспортом Еще одна почти забытая страница финско-советского автомобильного сотрудничества — модели, созданные в Финляндии для СССР. Самые известные — машины скорой помощи фирмы Tamro (город Тампере). Финны разрабатывали модель с 1979 года. Реанимобилей с высокой крышей рижский завод РАФ тогда не делал. В СССР такие РАФы работали с начала 1980-х. Высокие “скорые” мелкосерийного производства получались очень дорогими, но других аналогичных по конструкции в СССР просто не было. Лишь во второй половине 1980-х годов латыши, используя финский опыт, стали самостоятельно строить высокие реанимобили РАФ-2914. А еще фирма Tamro переделывала в высокие санитарки “Волги” и УАЗы, но в небольших количествах. Последней главой советско-финского автомобильного сотрудничества стали фургоны под маркой Ajokki. В первой половине 1980-х на шасси КамАЗ-53212 сделали передвижную телевизионную студию “Магнолия-23” с оборудованием Шяуляйского завода, а на шасси КамАЗ-5410 — автомобиль службы крови. Испытания машин на Дмитровском автомобильном полигоне прошли не без замечаний. Один из главных недостатков — слабая прочность и герметичность фургона в районе дверей. Вероятно, финны доработали автомобили. Так или иначе, телевизионные КамАЗы-Ajokki в строю до сих пор — пробеги-то у таких машин мизерные. Konela прекратила автомобильную деятельность только в 2003 году. Некоторые машины, созданные финнами в советские времена, нынче большая редкость и мечта коллекционеров — поклонников отечественного автопрома, не только наших, но и финских. Юрий ГРУЗДОВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/44345/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007