Раскол в рядах правозащитников Киргизии
В то время как представители региональных организаций “Киргизского комитета по правам человека” говорят о финансовых злоупотреблениях, председатель ККПЧ Рамазан Дырылдаев называет случившееся “происками властей”.
В одной из крупнейших правозащитных организаций Киргизии произошел серьёзный раскол. В среду на пресс-конференции в Бишкеке лица, называющие себя координаторами “Киргизского комитета по правам человека” (ККПЧ) по Нарынской, Иссык-Кульской и Таласской областям Качкын Булатов, Болот Тыналиев и Ырыскельды Момбеков обвинили председателя организации Рамазана Дырылдаева в присвоении зарубежных грантов, поступивших на поддержку правозащитной деятельности в республике. С подробностями наш корреспондент Солто Темир:
Финансовые злоупотребления?
Помимо прочего, речь идет о 465 тысячах американских долларов, выделенных нидерландским “Международным гуманитарным институтом по развитию сотрудничества” (“ХИВОС”). Возмущенные действиями своего лидера, региональные представители комитета продемонстрировали журналистам бухгалтерские отчеты, свидетельствующие по их словам, о финансовых нарушениях, допущенных Дырылдаевым. Они утверждают, что Рамазан Дурылдаев не выделял полагающиеся средства на содержание региональных отделений и не выплачивал сотрудникам заработную плату с начала 2002 года. В отчетах же главного бухгалтера, по их словам, фигурируют фиктивные суммы, якобы потраченные правозащитниками на свою деятельность. Причем, если верить финансовым документам, зарплата активистам комитета начислялась в виде командировочных расходов. К примеру, сотрудник комитета Сулайманов якобы получил за прошлый год тысячу долларов, сам же этих денег в глаза не видел. Как заявил на пресс-конференции координатор правозащитного комитета Болот Тыналиев, “все финансовые отчеты попали в наши руки случайно”.
Особенно сотрудники комитета негодовали по поводу невыплаченных зарплат, поскольку “ХИВОС” выделил на эти цели почти полмиллиона долларов. По словам правозащитников, председатель “Киргизского комитета по правам человека” грубо нарушил права своих подчиненных.
Вот что рассказал “Немецкой волне” Ырыскельды Момбеков:
“Мы изначально не хотели предавать всё это огласке, хотели сами разобраться в финансовой деятельности комитета. Поэтому мы написали заявление председателю ревизионной комиссии ККПЧ Фоменко, чтобы он предоставил нам отчет по расходу финансовых средств, получаемых от “ХИВОС”. Но главный бухгалтер Масакеева отказалась предоставить Фоменко необходимые документы”.
Бедственное положение местных филиалов
По утверждению организаторов пресс-конференции, областные филиалы ККПЧ вынуждены влачить жалкое существование и не имеют телефонов, канцелярских принадлежностей, компьютеров, а зачастую даже офисов, так как денег на это из бишкекского офиса не выделялось. Как сказал представитель ККПЧ по Иссык-Кульской области Болот Тыналиев, только за 5 месяцев 2002 года Рамазан Дырылдаев задолжал ему 350 долларов заработной платы. По информации Тыналиева, при личных встречах известный правозащитный лидер клятвенно заверял, что деньги выплатит полностью и очень скоро, но потом вдруг неожиданно уехал в Европу. А по словам нарынского координатора комитета Качкына Булатова, за годы его деятельности в ККПЧ не было проведено ни одного тренинга или семинара. Он тоже пожаловался, что зарплата не выдается, в регионах нет компьютеров, факсов, телефонов и мебели.
В итоге, недовольные своим лидером, правозащитные активисты приняли обращение, адресованное нидерландским спонсорам из “ХИВОСА”. В документе они пишут, что финансируемый голландцами комитет сейчас находится в крайне затруднительным материальном положении. Большинство его областных филиалов закрылись из-за отсутствия финансирования. Центральный офис ККПЧ в Бишкеке бездействует. В своем обращении правозащитники просят направить в Бишкек аудитора для проверки использования денег, выделенных ККПЧ. На вопрос “Немецкой волны” о глубинных причинах нынешнего раскола в правозащитном комитете, Момбеков ответил следующее:
“Просто он (Дарылдаев) хочет снова постучаться в двери Европы и сказать, что на него устроены гонения со стороны властей и он снова объявит о том, что мы являемся агентами СНБ”.
“Происки властей”
Рамазан Дырылдаев действительно назвал шумиху вокруг комитета “происками властей, которые любыми путями пытаются меня скомпрометировать” и созвал внеочередную конференцию правозащитного комитета, где отчитался за свою деятельность с 1999 по 2002 годы, включая время нахождения в эмиграции в Австрии. В интервью “Немецкой волне” Дарылдаев заявил:
“После парламентских слушаний 12-го февраля в правительственных СМИ развернулась кампания, направленная дискредитацию ККПЧ и меня лично. Люди, которые сегодня выступают с обвинениями против меня не являются ныне ни членами, ни сотрудниками нашей организации. Будучи уволенными, они обманывают общественность, представляясь активистами ККПЧ. Булатов и Момбеков пытались вынести из нашего офиса оргтехнику, украли оттуда документы. В то же время доноры, осуществляющие финансирование комитета, никаких претензий ко мне не имеют. Я считаю, что вся эта кампания организована киргизскими властными структурами”.
Хороший имидж
Дарылдаев подчеркнул, что комитет имеет имидж надежной правозащитной группы, стал членом таких солидных организаций, как Международная хельсинская федерация по правам человека в Вене, Международная федерация прав человека в Париже, Всемирная организация против применения пыток в Женеве. Как было отмечено на конференции сторонниками Дырылдаева, несмотря на то, что их лидер находился в изгнании в Вене, комитет получал устойчивую финансовую помощь со стороны доноров в лице “Института открытого общества”, голландского “ХИВОСА” и других.
Говорилось также о том, что ККПЧ тесно сотрудничает с более чем тысячей международных организаций, включая Евросоюз, ОБСЕ, Европарламент и Конгресс США. За время руководства Дарылдаева активисты комитета проходили обучение в Колумбийском университете, стажировались в Швеции, Австрии, Польше и других странах. ККПЧ имеет свои филиалы в Брюсселе и Нью-Йорке, осуществляет более 20 программ и ведет мониторинг прав человека, свободы слова и СМИ, пыток, смертной казни, судебной системы, прав национальных меньшинств, дискриминации женщин, торговли людьми, коррупции и миграции. Комитет постоянно отслеживает ситуацию с правами человека в Узбекистане и Туркменистане, РФ, КНР и даже в США. Участники конференции резко осудили действия Булатова, Тыналиева и Момбекова и заявили, что эти люди никогда не были членами комитета, будучи временно приняты на работу с испытательным сроком в период вынужденного отсутствия Дырылдаева в стране. Конференция выбрала новое правление правозащитного комитета. Председателем ККПЧ вновь был избран Рамазан Дырылдаев.
Людвиг Гибельхаус,
«Немецкая волна».
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/4401/