Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
16 апреля 2015 | АВТОДРОМ |
По какой стороне дороги лучше ездитьНет в Кыргызстане автолюбителя, который хоть раз не задумывался о подержанных “японках” — всем хороши, только вот руль справа, несолидно... А знаете ли вы, что в Японии привычная нам леворульная машина, напротив, не носит налёт элитарности? Как получилось, что в вопросе “где делать руль” в мире не оказалось общего мнения? До появления предмета спора человечество долго выясняло, по какой стороне дороги лучше ездить. Ответ определяли два фактора: социальный статус и то, что большинство людей — правши. Простолюдины ходили справа, чтобы уберечь носимое на правом плече имущество. Экипажи и повозки при разъезде тоже забирали вправо — натягивать вожжи легче в сторону более сильной руки. Пешим или конным воинам, напротив, сподручнее было разойтись по левой стороне. В случае конфликта ударная рука с мечом ближе к противнику — а если до драки не дойдёт, то висящие слева на бёдрах клинки не ударятся друг о друга. Поскольку воины составляли меньшинство населения, а оружие в дороге со временем перестало быть необходимостью, постепенно стало доминировать правостороннее движение. К XVIII—XIX векам транспортные потоки так выросли, что потребовалось законодательное определение правильной стороны. В России, например, в 1752 году императрица Елизавета утёрла нос просвещённой Европе, издав указ о движении карет и извозчиков в городах по правой стороне мостовой. Через четыре года английский парламент (первым в Старом Свете) принял Билль о передвижении по Лондонскому мосту по левой стороне. Кстати, в Билле записан размер первого в истории штрафа за выезд на встречку — один фунт серебра. Остальные английские дороги отправил налево Дорожный акт 1773 года. Точно неизвестно, почему сыны Туманного Альбиона выбрали другую ориентацию. Предположительно, принцип взят из правил судоходства, по которым и сейчас корабли в море расходятся правым бортом. Впоследствии почти из любой “левизны” в мире торчали уши англичан — в Индии, Австралии, Восточной и Южной Африке, странах Тихого океана. Например, японцы “полевели” после того, как англичане к 1872 году построили в Японии первую железную дорогу, разумеется, на свой манер. А через 14 лет появились первые автомобили... Первые безлошадные экипажи управлялись торчащим из пола рычагом — “поводком”. Сила для него требовалась немалая, потому водитель обычно сидел слева. Неудобный “поводок” в 1893 году сменило рулевое колесо — на французском автомобиле “Панар”, созданном для гонки Париж — Амстердам. Крутить колесо можно двумя руками, только для этого лучше сидеть прямо за ним, а не сбоку — так главный орган управления сместился к борту машины. Вот только к какому? Сначала баранку ставили ближе к краю дороги — справа для правостороннего движения и слева для левостороннего. Так было проще выходить водителю, лучше были видны обгоняемые гужевые повозки (обгон автомобиля в те времена — редчайшее событие). Но машин становилось больше, и основное внимание шофёра стали занимать встречные и обгоняющие авто. Поэтому его и пересадили. Первой моделью с левым рулём и правильной посадкой водителя стал Ford T 1908 года. К 1920 году на подавляющем большинстве автомобилей место водителя располагалось со стороны встречного потока. Впрочем, бывали исключения. Например, до 1960 года в правосторонней Италии все модели фирмы Lancia комплектовались правым рулём — для езды в горах. Тот же принцип всё ещё применяется в некоторых итальянских грузовиках. В США и Канаде автомобили, развозящие почту, до сих пор отличаются от всех остальных правым рулём — чтобы служащий мог положить письмо в придорожный ящик, не выходя из машины. А в Швеции до 1967 года из-за узких дорог и опасных обочин все машины имели европейский руль, но двигались слева. Это создавало проблемы при визитах в правосторонние Норвегию и Финляндию, не говоря об остальной Европе. Сначала вопрос о переходе вынесли на референдум, на котором 83 процента шведов сказали “нет”. Через восемь лет парламент принял нужное постановление, уже никого не спрашивая. В пять часов утра 3 сентября 1967 года все шведские авто дружно остановились, аккуратно переползли на другую сторону дороги и… продолжили движение в новом порядке. В первый же месяц аварийность упала почти до нуля — никогда шведы не ездили так осторожно. Увы, в течение двух лет число ДТП вернулось к прежнему уровню. Был в современной истории и единственный обратный переход — для лучшей связи с “англофилами” Зимбабве и ЮАР справа налево перешёл Мозамбик. Страны, не желающие подстраиваться под соседей, состыковывают разные форматы движения на границах. Там, где дорожный трафик невелик, дело может ограничиться разметкой и знаками. Но на крупных магистралях приходится строить многоуровневые развязки и специальные мосты. Многие из этих сооружений становятся настоящими шедеврами инженерного искусства. Въезд в левостороннюю страну на правостороннем автомобиле (и наоборот) в большинстве случаев легален — согласно Венской конвенции о дорожном движении 1968 года достаточно, что четырёхколёсный “конь” соответствует правилам того государства, где он зарегистрирован. Правда, конвенция подписана не всеми — к примеру, её игнорирует Оман. Куда сложнее неправильному автомобилю получить постоянную прописку. В Австралии “леворукие” машины запрещены — те, кто их ввозят, должны обязательно потратиться на переоборудование. Исключение сделано для антикварных авто возрастом более 30 лет. В Новой Зеландии требуется специальное разрешение; ограничения не касаются дипломатов и... исследователей Антарктики, обычно использующих импортную технику. В Камбодже “праворукие” составляют 80 процентов автопарка, однако правительство сочло необходимым их запретить, пригрозив конфискацией тем, кто не приведёт транспортное средство в согласие с законом. К слову, перекидка руля там обходится в один-два среднегодовых дохода. В Кыргызстане ввоз “прулей” в страну уже запретили. Со дня на день парламентарии обещали взяться и за таксистов, которые обслуживают на “праворуких” тачках население. Но эксплуатация таких машин в стране, скорее всего, будет разрешена еще несколько лет — до полного износа таковых. Интересно, что блуждания руля никак не влияют на порядок педалей управления — во всех странах он закреплён справа налево формулой ABC — Accelerator Brake Clutch, то есть газ — тормоз — сцепление. Благодаря этому россиянин, арендующий машину на Кипре, хотя бы в ногах не путается. Не исключено, что стирающиеся границы государств, в конце концов, приведут и к единому расположению руля — недаром у некоторых концептов он снова находится посередине. Юрий ГРУЗДОВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/43933/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007