Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
14 ноября 2013 | ЭКОНОМИКА |
В чью пользу счёт?Нынешние дебаты в Жогорку Кенеше, в правительстве, на страницах печатных СМИ по поводу вступления Кыргызстана в Таможенный союз напоминают мне событие 15-летней давности. Напомню, 14 октября 1998 года Генеральный совет ВТО дал добро на вступление нашей страны, кстати, первой из государств Содружества, в эту авторитетную международную организацию, в которую на тот момент входило 132 страны. Правда, тогда сомнений, вступать в ВТО или нет, практически не возникало. Мнение было однозначным — вступать! Примечательны заголовки статей в правительственных газетах того времени: “ВТО — надежда на будущее”, “ВТО — уникальный шанс вырваться вперед”, “Вступаем в ВТО: что это нам даст?”. Отвечая на этот вопрос, тогдашний председатель межведомственной комиссии при правительстве республики по переговорам о вступлении в ВТО Эсенгул Омуралиев называл целый ряд выгод и преимуществ этого, по его словам, исторического события. В их числе: режим наибольшего благоприятствования во внешней торговле за счет снижения экспортно-импортных и таможенных пошлин; получение дополнительных торговых преференций; ликвидация барьеров и дискриминации республики в международной торговле; доступ к оперативной международной торговой информации, что позволит проводить анализ конъюнктуры мирового рынка и выработать эффективную торгово-экономическую политику; помощь в поиске потенциальных партнеров новых рынков сбыта; повышение конкурентоспособности в соревновании с торговыми партнерами; возможность отстаивать свои торговые интересы в рамках многосторонней правовой системы и, наконец, появляется удобный случай подготовки высококвалифицированных кадров для работы во внешнеэкономической сфере. Однако уже первые 2—3 года членства в ВТО показали, что эта всемирная организация — не палочка-выручалочка для слабых и неразвитых партнеров и не панацея от всех торгово-экономических бед. Здесь нет окошка, где раздают бесплатно льготы и блага. Отношения между государствами-членами строятся по жестким правилам рынка. И хотя существуют наработанные десятилетиями культура общения и некие общие правила поведения внутри ВТО, у каждого на первом плане свои интересы и каждый не готов поступиться ими во благо других. Словом, вступление в ВТО, подобно лакмусовой бумажке, высветило все слабые стороны экономики Кыргызстана, и надежды на получение ожидаемых выгод и преимуществ не сбылись. Скажу больше, республика на первых порах даже сдала завоеванные ранее на мировом рынке позиции, что отмечали в те годы как отечественные, так и зарубежные СМИ. Сегодня вопрос о присоединении Кыргызстана к Таможенному союзу практически решен. Дело лишь в сроках. Никто определенно не скажет, когда наша страна присоединится к Беларуси, Казахстану и России и будет ли этот союз к тому времени триумвиратом или же кто-то присоединится к нему раньше Кыргызстана. Кстати, желающие войти в Таможенный союз обнаружились не только в СНГ, но и в дальнем зарубежье. К тому же, как полагают некоторые отечественные наблюдатели, если Россия и Казахстан не имеют ничего против его расширения за счет нашей республики, то президент Беларуси относится к этому с определенной долей скептицизма. Это тем более странно, что по итогам 8 месяцев нынешнего года взаимная торговля Кыргызстана с Россией превысила 1,3 млрд долларов США, с Казахстаном — 630 млн, а с Беларусью — всего 94 млн. Признаться, меня несколько удивило заявление премьер-министра Жанторо Сатыбалдиева о необходимости детально просчитать и проанализировать плюсы и минусы от вступления в ТС. Разумеется, зная объем и структуру торгового обмена между странами, размеры экспортных, импортных, таможенных пошлин, акцизные, транспортные и иные сборы, можно просчитать выгоду или невыгоду от вступления республики в ТС. Но эти подсчеты будут справедливыми лишь на крайне ограниченное, самое ближайшее время. А вот как поведут себя цены и тарифы, предположим, через 5-10 лет, как и в какую сторону изменится товарообмен, этого не скажет никто. Но ведь результаты, которые будут получены в долгосрочной перспективе, куда важнее и существеннее сиюминутных. Думается, нам надо быть готовыми к тому, что при вступлении в ТС возрастет и без того немалый приток товаров из стран-участниц союза. Наши немногочисленные промышленные предприятия окажутся под прессом обострившейся конкуренции. К сожалению, практика показывает, что пока у наших производственников не очень хорошо получается со снижением издержек и привлечением инвестиций, чтобы повысить конкурентоспособность. Сегодня для отечественной экономики крайне важно увеличить выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Пока же статистика тут далеко не в нашу пользу. К примеру, в прошлом году из 25,7 млрд сомов, полученных от налога на добавленную стоимость, 7,1 млрд поступили от НДС на продукцию, произведенную внутри республики, а 18,6 млрд — на ввозимую. В связи с этим напрашиваются вопросы: есть ли у республики резервы и возможности изменить ситуацию к лучшему и есть ли у нас специалисты, способные проанализировать краткосрочные и долговременные последствия присоединения к ТС? Вячеслав ТИМИРБАЕВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/40814/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007