Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
3 января 2013 | АВТОДРОМ |
Водитель для VIPа: разве что не женаНайти человека, более приближенного к высокопоставленному чиновнику, чем его личный водитель, вряд ли удастся. И разговорить его — тоже. Однажды автор этих строк на парковке у стен “Белого дома”, где градус нервозности определяется количеством заданных вопросов, попытался поговорить с водителями. Большинство из них тут же ретировались. Но взамен появились и начали суетиться люди в штатском. С не слишком назойливыми репортерами они обычно ограничиваются лишь профилактической беседой, а иных могут просто грубо вытолкать с элитного пятачка: разговаривать с журналистами водителям депутатов и прочих VIP-персон запрещено. Немногословность — вот залог успешной работы с властной верхушкой. Возможно, именно поэтому ни охрана, ни личные водители чиновников откровенничать не любят, а сами VIPы зачастую доверяют им больше, чем близким родственникам. В поисках клона Как правило, многие высокопоставленные руководители и их личные водители работают совместно не один год. За это время шоферы успели перенять привычки боссов и даже их манеру общения с людьми. Если шеф деспот, в большинстве случаев под стать ему ведет себя и водитель. Если же руководитель добродушный и уравновешенный (в правительстве и Жогорку Кенеше такие тоже встречаются), шофер общается с окружающими без агрессии. Устроиться на работу водителем VIPа — престижно и непросто. Боссы на эту работу практически всегда берут только самых преданных из родственников. А кандидат со стороны, если такое и случится, должен пройти спецпроверки, иметь безупречную репутацию и, наконец, не провалить личное собеседование с будущим шефом. Как правило, это обычный разговор. Вначале босс обязательно поинтересуется, где претендент до этого работал. Плюсом могут стать рекомендации с прошлых мест работы. Есть и испытательный срок — во время него проверяются мастерство вождения и личные качества. К выбору будущего водителя политическая элита страны подходит со всей скрупулезностью, пытаясь наперед застраховать себя от всевозможных рисков утечки информации. Поэтому личному собеседованию предшествует колоссальная работа доверенных лиц. Так, на всех кандидатов, по признанию самих водителей, непременно собирают досье: изучают их привычки, круг общения и прочие подробности личной жизни. После заставляют подписать бумаги, суть которых сводится к обязательству держать рот на замке — нечто вроде коммерческой тайны. На практике руководители ищут даже не шоферов, а настоящих спутников жизни — людей, которым они могут доверить самое сокровенное. Именно поэтому, найдя своего водителя, боссы не расстаются с ними долгие годы. Он уже член семьи, знает, где у босса лежат деньги, документы, книги. Личный шофер должен быть еще и честным. Не в службу, а в дружбу Зачастую VIPы пытаются найти в личном шофере еще и телохранителя. И хотя требования к таким кандидатам выдвигаются намного серьезнее, претенденты ничуть этого не страшатся. Кроме хорошей физической подготовки он должен иметь разрешение на ношение оружия и, что немаловажно, само оружие. В этом случае шеф и водитель становятся единым целым, поскольку один берет на себя ответственность не просто за здоровье второго, но и за его жизнь. Соответствующая и зарплата. Официальный оклад водителя депутата или министра не добегает и до 10 тысяч сомов. Но это лишь верхушка айсберга. Когда журналисты интересуются у водителя VIPа, доплачивает ли ему шеф за выполнение особых поручений, тот удивленно отвечает, что у него фиксированная заработная плата, и все дополнительные поручения входят в оклад. Однако все они, как один, лукавят. Кроме постоянной зарплаты у водителей есть еще и премиальные. Их выплачивают за особые услуги. Правда, о чем именно идет речь, водители категорически отказываются говорить, отшучиваясь общими фразами вроде “кому-то что-то отвезти”, “передать документы”, “выполнить личные поручения шефа” и так далее. Гонорар именно за такие поручения и есть основной доход водителя. Так что на деле в месяц VIP-шофер зарабатывает, да-да, в нашей нищей стране до тысячи долларов. Если же он выполняет еще и функции охранника, его зарплата достигает как минимум двух тысяч и более. Влиятельные пассажиры не скрывают, насколько дороги им их извозчики. Один из парламентариев откровенно заявил: “Людям, с которыми я работаю очень близко, приходится многое доверять. Мой водитель, кроме всего прочего, является еще и помощником. Он задействован в разработке законопроектов, встречах, работе с избирателями и так далее. Он мне как друг, товарищ. И конечно, вхож в мою семью…”. Смотри в оба Традиция щедро благодарить личных водителей за преданную службу и умение хранить чужие тайны пришла в нынешние высокие кабинеты еще из СССР. И если бизнесмен вынужден оплачивать благодарность из собственного кармана, то чиновники зачастую используют для этого возможности государственной службы. Личных водителей принято поощрять не только денежными премиями из бюджета, но и внеочередными званиями, рангами госслужащего, квартирами, табельным оружием и даже местами в избирательном списке партий. Один из чиновников в нарынской глубинке однажды заявил журналистам: “Назовите мне хоть одного акима, министра или губернатора, любого, кто не помог бы водителю или охраннику?! Ведь ему улучшают бытовые условия не как водителю, а как главе семьи, у которого есть жена и дети. Я помогал…”. Давняя традиция улучшать материальное положение личных водителей за счет госслужбы хорошо известна представителям всех наших политических лагерей. Но если раньше ловить на этом высокопоставленных чиновников было как-то не принято даже в рамках политических разборок, теперь негласный мораторий на наказание конкурентов за предоставление внеочередных бонусов личному шоферу уже снят. Вспомните скандальные истории, связанные с водителями членов семьи экс-президента Бакиева, на которых были записаны машины, квартиры и другая крупная недвижимость. Казалось бы, ныне уже ни один чиновник не может быть уверен, что оппоненты после его ухода с должности не попытаются посадить его за решетку на основании “невинной” благодарности водителю. Но это не совсем так — две революции в стране лишь стимулировали появление более хитрых схем награждения и продвижения по карьерной лестнице личных шоферов. А роль влиятельного босса в этом процессе стала еще более недоказуемой. Юрий ГРУЗДОВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/38839/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007