Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
8 ноября 2012 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Кузнецы своего счастьяВ городе все чаще можно увидеть ограды, двери, ворота и фонарные столбы, изготовленные посредством ковки. Изящные металлические конструкции украшают многие дома и загородные дачи. Кузнец — профессия древняя, овеянная романтикой, вспомните храброго гоголевского Вакулу. Ковалей всегда уважали за силу и ловкость, тяжелый физический труд и виртуозное мастерство. Мы решили посмотреть, как работают современные покорители металла. Мастерская художественной ковки под руководством предпринимателей Ларисы Степановой и Вячеслава Редько работает в Бишкеке уже 10 лет. — О кузнечном деле мы и не помышляли, я юрист по образованию, а Слава занимался легкой промышленностью, но жизнь свела с металлом и огнем, — говорит Лариса, которая занимается художественной и административной работой в коллективе. — Кузнечный цех был мечтой моего мужа, который держал мастерскую по изготовлению металлических конструкций. 13 лет назад он скончался, я думала уехать из Кыргызстана, но не смогла. Однажды мне подарили книгу “Секреты кузнечного мастерства”. Начала изучать эту тему, все узнала про металл и решила создать кузнечный цех. Через несколько лет объединились с Вячеславом, который до этого работал в подобном цехе, стали компаньонами. — Я ковал, но сейчас занимаюсь еще и административной работой, мое дело — техническая сторона, — включается в разговор Вячеслав. Стук и скрежет металла доносятся из кузницы постоянно. В просторном помещении почти завершенные ажурные решетки стояли рядом с неказистыми угловатыми заготовками, которым только предстояло обрести новую форму. На верстаках разложены эскизы будущих изделий, разнокалиберные молотки и клещи. В печи горит уголь, это сердце кузни — горн. Кузнец Владимир помещает в огонь прутья металла, чтобы разогреть докрасна и придать нужную форму. Затем щипцами вынимает раскаленную заготовку из горнила и кладет на наковальню. Пневматический молот начинает обрабатывать железо с такой силой, что дрожат стены и вибрирует бетонный пол. А вот с руками коваля пока никакой механизм соперничать не может, поэтому мелкие детали мастер отстукивает молотком вручную. Действовать приходится очень быстро, ведь металл моментально остывает. Магия осталась В давние времена кузнецы считались шаманами и колдунами, связанными с потусторонними силами. Например, в русских селениях считалось, что кузнец может не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. Наверное, в этом ремесле осталась доля магии и волшебства. — Металл — сильный, а ты приручаешь его, делаешь эластичным, — говорит Владимир, который три года назад начал осваивать кузнечное дело с подмастерья. — Сейчас этой профессии обучиться негде, разве что опытные кузнецы могут делиться навыками с новичками. Молодежь не очень-то стремится осваивать это ремесло, считая его непрестижным. — Я сама пробовала ковать, поняла, что женщинам и слабакам в кузне не место, — продолжает Лариса. — Это тяжелый труд. Также надо учитывать, что кузница — место жаркое. Здесь повышенный уровень шума и присутствие в воздухе химических веществ. Поэтому после каждого сложного заказа наши ребята получают недельный отпуск, который необходим для восстановления сил. — Быть с металлом на “ты” получается далеко не у всех, — подтверждает Вячеслав. — Художественная ковка требует много сил, времени и терпения, в каждое изделие мастер вкладывает частичку себя. Чтобы сделать красивую вещь, нужно работать не один месяц. Это требует большого терпения. Черные мастера Кузнецы бывают разные. Белые — те, кто работает с цветными металлами, златокузнецы — ювелиры и черные — работающие с железом. У нас сейчас распространены именно кузницы по работе с черным металлом. Из него умельцы могут выковать любые предметы: от дверных ручек, подков и подсвечников до ажурных беседок. — Иногда появляются нестандартные заказы, — говорит Лариса. — Например, довелось делать двух ажурных оленей высотой с трехэтажный дом для известного иссык-кульского комплекса. Эта работа заняла три месяца, а для погрузки и доставки использовали специальную технику. В отличие от прошлых времен сегодня кузнец не является единственной фигурой творческого процесса. — Работа над будущим изделием начинается с эскиза, создаваемого дизайнером. Далее мастер подбирает металл и делает заготовки, лишь после этого приступает к делу кузнец. После него работу продолжают сварщики, которые собирают детали в одно целое с помощью сварки. Завершающей стадией являются чистка и покраска, — на правах хозяйки рассказывает Лариса. Компаньоны сетуют, что в Кыргызстане сейчас кузнечных цехов очень много, но все они обособлены, не делятся опытом. Между тем в Европе и России общества мастеров по ковке металла существуют давно и стабильно. — Мы хотели создать гильдию кузнецов, объединить в ней несколько предприятий, — говорит Лариса. — Думали, что это поможет поднять кузнечное дело в нашей области на новый, более высокий уровень. Но отказались от затеи: сейчас гонятся за доходом, производят ширпотреб, нет стремления к искусству. Одна из древнейших Легенды и предания о кузнецах сохранились в творчестве всех народов, начиная от древних египтян, греков и скандинавов и заканчивая Киевской Русью. Мифический Гефест (он же Вулкан у римлян) — бог огня и кузнечного дела — был почитаем на Олимпе наравне с другими богами, несмотря на суровость и внешнюю непривлекательность. В народной славянской традиции многие существа и боги связывались с кузнечным ремеслом. Например, богом-кузнецом у восточных славян был Сварог, пославший на землю кузнечные клещи, научивший человека ковать и установивший брачные узы. Восточные славяне использовали образ кузнеца во многих обрядах. Так, в свадебных песнях кузнец кует свадьбу, во время святочных гаданий песни о кузнеце предвещали богатство и свадьбу. Среди святочных игр была и игра в кузнеца: парни, ряженные кузнецами, “подковывали” девок — били молотком по приставленной к ступне палочке, считалось, что это стимулирует чадородие. Место для подковы Подкова всегда считалась амулетом, приносящим счастье и защиту. Но мнения о том, как правильно ее подвешивать, расходятся. Некоторые считают, что вешать надо концами вниз. Другие утверждают, что в таком случае удача “выльется”, и, чтобы сохранить ее внутри, надо прикрепить подкову рожками вверх. В Европе подкову вешали ветвями вверх — “чтобы добро прибывало”, а на Руси — ветвями вниз — “чтобы зло не приставало”. Какой позиции придерживаться — каждый решает сам. Однако считается, что лучше всего будет работать подкова, которую нашли случайно. Фото Владимира ВОРОНИНА. Наталья ФИЛОНОВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/38437/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007