Распечатать: Бюджет-2012: виртуальные доходы и сомнительные расходы РаспечататьОставить комментарий: Бюджет-2012: виртуальные доходы и сомнительные расходы Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Бюджет-2012: виртуальные доходы и сомнительные расходы Посмотреть комментарии

21 октября 2011

ЭКОНОМИКА

Бюджет-2012: виртуальные доходы и сомнительные расходы

    Традиционно перед детальным обсуждением депутатами Жогорку Кенеша бюджета на будущий год прошли парламентские слушания с участием гражданского сектора и СМИ.

    Слушания открыл глава комитета по бюджету и финансам Жогорку Кенеша Акылбек Жапаров, его анализ законопроекта и был самым емким. Едкие замечания в адрес своих “учеников” из Минфина и Мин­экономрегулирования сыпались на замминистра Арзыбека Кожошева и его коллегу Учкуна Ташбаева, как из рога изобилия.

    Никто из членов правительства публично не опроверг слова парламентария, который, как известно, любит выступать с трибуны и, как правило, довольно убедительно. Уже в своей вступительной речи он дал понять собравшимся, что и в этом законопроекте есть “коррупционные схемы, которые закладываются изначально в некоторые статьи”. Это приобретения, госзакупки, неэффективное использование бюджетных средств за счет увеличения штатов, создание новых структур для чиновников.

    — К сожалению, мы не видим до сих пор со стороны правительства эффективной работы, — заявил руководитель комитета по бюджету и финансам. — Что дает сом, потраченный в условиях Кыргызстана? Для гражданина, к сожалению, этот вопрос остается тайной за семью печатями.

    Депутат напомнил, что год назад поднимались вопросы совершенствования фискальной политики, расширения налогооблагаемой базы, достижения сбалансированности внутренних возможностей и эффективного использования ресурсов государства, реформы в системе социальных выплат и, наконец, укрепления местных бюджетов. Однако, по его словам, бюджет на будущий год показал, что рекомендации ЖК были реализованы частично — только на 20—30 процентов.

    — Нам предстоит разобраться с достаточно сложной даже для финансистов и совсем непонятной для гражданского сектора формулой по выравнивающим и категориальным грантам, — отметил парламентарий. — В представленном проекте бюджета отмечается несоблюдение основных рекомендаций по сбалансированности расходов и доходов, эффективному использованию ресурсов, консолидации государственных активов и изменение долговой политики, реформе нормативно-правовой базы. В предлагаемом проекте дефицит остается на уровне 6 процентов с сохранением его зависимости от внешних грантов, кредитов и других внешних факторов, тогда как в бюджетной резолюции мы рекомендовали 5 процентов от ВВП.

    Жапаров пожурил Минфин и за то, что в новом законопроекте не предусмотрены средства для военных пенсионеров, которые вот уже несколько лет судятся с правительством за положенные им льготы и пайковые. Все суды ими выиграны, однако никто не собирается исполнять решения Фемиды.

    — По обсуждаемому проекту звучат мнения, что он менее прозрачный, чем нынешний: не раскрыты расходы на прочие государственные услуги, сокращено финансирование на образование и другие социальные нужды, — продолжил критику депутат. — Независимые эксперты убеждены, что средняя зарплата госслужащих должна быть не ниже 500 долларов, тогда, считают они, прекратилось бы воровство и коррупционные схемы. К сожалению, в этом направлении тоже не видно радикальных реформ.

    Жапаров обратил внимание  на интересный факт: правительство предусмотрело двадцатипроцентное сокращение своего аппарата, но при этом фонд зарплаты оставило без изменений. Такие “реформы” на словах приводят к тому, что за десять лет количество чиновников выросло в 5 раз. С ним согласны многие аналитики, которые считают: проблема заключается не только в разросшемся госаппарате, но и в слабости вертикали исполнительной власти.

    Независимый эксперт Зоот­бек Кыдыралиев назвал проект “трафаретом”:

    — Что было 5 лет назад и сегодня, — одно и то же. Просто цифры поменялись, — сделал он замечание Минфину. — Как можно сделать анализ, если мы не знаем, что будет до конца года? Если здесь нет данных о фактическом исполнении бюджета прошлого года? Каким образом проследить динамику? Где информация о недоимках и переплатах? Есть ли у нас подушка безопасности на случай второй волны мирового кризиса? Почему осталась прежней структура доходов госбюджета, которая служила кормушкой для отдельных семей и кланов?  Она централизована до предела, не учитывает интересов органов местного самоуправления. А отдельные доходы абсолютно не носят социального характера. Например, поощрение развития патентной системы. Это ничем не оправданно, мировой опыт показывает, что патенты должны применятся только в случае, когда невозможно определить объем выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Более того, эта система создает предпосылки для коррупции, сокрытию налоговых платежей.

    Руководитель ОНС при Минфине Азамат Акелеев тоже отметил “сырой” характер документа.

    У него вызвал недоумение чересчур оптимистичный прогноз правительства. Рост ВВП планируется на уровне 8 процентов, инфляция — 9. Тогда как международные организации гораздо осторожнее предсказывают экономическое будущее Кыргызстана, учитывая признаки очередного глобального кризиса, который вряд ли обойдет стороной нашу республику.

    — Почему, несмотря на многочисленные нарекания и призывы уменьшить госрасходы, они остались на прежнем уровне? — недоумевал экономист.

    Расходы на госаппарат растут. Правительство планирует увеличить их на треть, хотя постоянно говорит о сокращении чиновников на 20 процентов. Где логика?

    В бюджете не отражено сокращение лицензий, отмена виз и другие реформы, которые инициировал Минэкономрегулирования.

    Выступавшие обращали внимание на спецсредства и их возрастающую роль в госсекторе. “В Кыргызстане накопилось столько регулирующих органов и инспекций, что сами регуляторы не знают границ своих полномочий и перекладывают ответственность друг на друга, — поднял проблему Жапаров. — 5 миллиардов 700 миллионов сомов специальных средств — это дополнительная нагрузка на граждан и бизнес. Правительство же умудряется из этих нагрузок еще 20 процентов в виде налога забирать. Чем больше спецсредств, тем больше инспекций, комиссий, ведомств, регулирующих органов собирают деньги, тем интереснее самому правительству. Этот замк­нутый круг мы до сих пор не разорвали”.

    Почему правительство тратит на содержание госструктуры такие огромные средства — почти треть бюджета, когда в развитых странах — не больше 10 процентов? Это, пожалуй, был самый неудобный вопрос, на который замминистра Кожошев не мог ответить. Впрочем, он фигура исполнительная, а решение и обещания, как известно, раздают другие. Жаль, что не было на слушаниях двух премьеров — Алмазбека Атамбаева и Омурбека Бабанова. Первый, перед уходом в отпуск для участия в предвыборной гонке, как никогда был щедр на посулы. Прибавку в 500 миллионов сомов обещал столице для благоустройства жилмассивов самозахватчиков, миллиард силовикам и т. д. Бабанов тоже не скупится на добрые слова, когда ездит по регионам.

    Меж тем Минфин урезал финансирование образования. Сотни детей в Баткенской области в преддверии зимы продолжают учиться грамоте в палатках.

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/36258/


Распечатать: Бюджет-2012: виртуальные доходы и сомнительные расходы РаспечататьОставить комментарий: Бюджет-2012: виртуальные доходы и сомнительные расходы Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Бюджет-2012: виртуальные доходы и сомнительные расходы Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007