Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
5 августа 2011 | ЭКОНОМИКА |
Не нужен нам берег турецкий, или Почему отдых на Иссык-Куле дороже, чем в Турции?Главный конкурент нашей высокогорной жемчужине отнюдь не европейское Средиземноморье, туда ездят единицы, и даже не Таиланд, а турецкая Анталия. Основное отличие между кыргызским и турецким взморьем в том, что далеко не комфортный отдых в Прииссыккулье обходится отдыхающим гораздо дороже, чем проживание на более благоустроенном антальском побережье. Превратится ли когда-нибудь Иссык-Куль в туристический рай? Возможно, но в обозримом будущем, увы, не для рядовых кыргызстанцев. Обидно это, господа! Кое-что из истории Еще лет 30—40 назад с приближением лета советские люди начинали битву… не за урожай, а за хороший отдых. Поехать летом к морю — мечта многих граждан бывшей Страны Советов. А на Иссык-Куль — и вовсе экзотический подвиг. Его осуществление стоило трудов, поскольку все нужно было “доставать” — путевки, билеты на поезд или самолет. А тех, кто не мог “достать”, ожидала незавидная участь “дикарей”. В советское время пансионаты заполнялись полностью уже в мае, а пустели к началу октября. Рабочие и колхозники со всего Кыргызстана и других братских республик в больших количествах по профсоюзным (читай: практически бесплатным) путевкам приезжали в приозерье и сметали все продовольствие не только в здравницах, но и магазинах, а его и так было немного. Образ отдыхающего, который отнимает кусок хлеба, до сих пор остается в подсознании современных иссыккульцев, хотя уже и начал трансформироватья в образ клиента, приносящего доход. Но все же и ныне в Иссык-Кульской области наблюдается летнее подорожание всех продуктов, от которого страдают не только приезжие, но и местные жители, вынужденные платить втридорога. Это подогревает негативное восприятие, и в этом кроется одна из психологических причин того, что на побережье до сих пор так плохо обслуживают отдыхающих. А вот деньги норовит сделать на туристах каждый. Кроме обыденных сомнительного качества пива, рыбы, кукурузы, которые предлагают местные туристам на пляжах, там же может проскакать и лихой джигит, едва не наступая на расслабленных отдыхающих, навязывая им экзотическую услугу прокатиться с ветерком на скакуне. До апрельских событий администрации здравниц с этим еще как-то пытались бороться. Но позже сельчане стали митинговать у пансионатов целыми селами и недвусмысленно заявлять, что спалят все, если их не будут пускать на пляжи и не разрешат там ставить торговые лотки и юрты. Акции протеста проходили и по другим причинам, что никак не способствует имиджу курортного озера. Ныне на каждый квадратный метр пляжей Иссык-Куля приходятся едва ли не пять арендаторов, субарендаторов и собственно хозяев. И всем им надо кушать. И все они должны получить свой процент. Естественно, что деньги от этого бизнеса идут в карманы частников без каких-либо налоговых отчислений, а не на развитие курортного края. И количеством, и качеством Но не все так плохо. И в Прииссыккулье можно легко создать аналог Анталии — курорта, которым можно гордиться. В Кыргызстане нет газа и нефти, но Всевышний дал народу уникальное озеро. Почему бы не сделать на этом бизнес, как в Турции? А там туристов встречают, если судить по нашим меркам, “невероятно роскошно”: исправно работающими кондиционерами, холодильниками, телевизорами, чисто вымытыми туалетами и четко работающей системой ублажения клиентов. В Анталии на одном квадратном километре вы найдете пять—шесть гостиниц высокого класса и десятка два отелей поскромнее. И все они между собой конкурируют. Благодаря этому повышается качество услуг и снижается цена. И в нашей стране такого можно было бы достичь. Для этого нужна политическая воля, которая позволила бы оздоровить бизнес-климат, упростить разрешительную систему и снизить налоги. Именно по такому пути пошла в начале 80-х годов Турция, приняв решение о развитии курортного региона Анталия. Власти начали с того, что выделили в долгосрочную аренду участки земли для строительства отелей. После этого государство занялось развитием инфраструктуры, строительством дорожной сети и аэропортов. Через специальный туристический банк отельерам компенсировали проценты по кредитам, полученным в коммерческих финучреждениях. Что касается налоговых льгот, которые действуют и по сей день, то первые четыре года владелец гостиницы освобождается от всех сборов, кроме выплат в социальные фонды. А если за четыре года действия льготы гостиница не окупается, у отельера всегда есть возможность обратиться к государству и попросить продления налоговых каникул. Как правило, бизнесу идут на уступки. Именно поэтому компаниям в Турции выгодно быть прозрачными и не утаивать информацию о своих доходах, ведь в противном случае помощь от государства получить невозможно. Благодаря такой политике в 2010 году Турция приняла 28,6 миллиона туристов, а оборот ее туррынка превысил $25 миллиардов. А ведь тридцать лет назад в Анталию приезжало отдыхающих меньше, чем сейчас на Иссык-Куль. На достигнутом турки останавливаться не собираются и планируют к 2023 году довести турпоток до 60 миллионов человек. Безусловно, на увеличение турпотока в Анталию повлияли и волнения в Египте. Использовать этот шанс в своих интересах могли бы и иссыккульцы, но, к сожалению, они этим не воспользовались, а подняли и без того высокие цены на 10—15 процентов. Цены с потолка В разгар нынешнего курортного сезона на Иссык-Кульском побережье стало просто невыносимо: народу тьма, на пляжах давка. И что особенно раздражает — везде плати, плати, плати… За зонтик — плати. За бутылку холодного пива — плати втридорога. За ужин в местной юрте вообще придется выложить дикую сумму. Соответствуют ли цены качеству? Сегодня мы оставим в покое этот “дикий” отдых (удел основной массы кыргызстанцев) со всеми его прелестями — крошечными комнатушками в частном секторе, очередями, которые приходится отстоять, чтобы кое-как пообедать в третьесортной кафешке, и прочим кошмаром. Поговорим об отдыхе, если можно так выразиться, среднем — в пансионатах и санаториях, до недавнего времени бывших пределом мечтаний о комфортном времяпрепровождении, — и элитарном. Если посвятить хотя бы час беседе с друзьями и знакомыми, побывавшими в этом сезоне на Иссык-Куле, то весь спектр высказанных мнений придется на диапазон от “вполне терпимо” до “ужасно”. Тех, на кого пребывание в средних иссык–кульских здравницах произвело хорошее впечатление, единицы. — В сутки я платил 1800 сомов, — рассказывает молодой врач Бакыт Мукашев. — Деньги это, в общем-то, немалые. В Бишкеке, когда брал путевку на 10 дней, мне обещали номер повышенной комфортности и трехразовое питание. На деле удобства представляли собой жуткое зрелище. В номере никогда не мыли окна, не вытирали пыль, постельное белье — как решето. Кондиционеров нет. На балконе стояла никогда не видевшая ремонта кушетка. Кстати, особо сильно убивало курение соседей — балконы тянутся вдоль стены, не имея разделителей. Санузел — тема отдельная: битый кафель, вода в так называемом душе не уходит, крышка от унитаза оторвана, дверь не закрывается и т. д. А обслуживающий персонал вел себя просто по-хамски. Питание тоже впечатлило. Заказал голубцы, принесли жаркое. Попросил официанта дать то, что заказывал, принесли наконец голубцы, которые… уже кто-то ел — в капусту была завернута косточка от персика. На мой вопрос о соблюдении санитарных норм представители администрации стыдливо потупились. Сама столовая тоже убила жуткой теснотой и скученностью — все сидели, прижатые грудью к столику, иначе просто было невозможно. Пляж грязный, лежаков и зонтиков нет. Прокат водного мотоцикла — 500 сомов за 5 минут. Но это еще по-божески. У соседей просили за то же самое в два раза дороже. Но на этот пляж мне попасть не удалось — не пропустили бдящие службу секьюрити. Подобным организации отдыха и ведению бизнеса, конечно, очень бы удивились в Анталии, на которую мы постоянно равняемся. И еще — весь пансионат пестрел объявлениями, что администрация за ценные вещи отдыхающих ответственности не несет. Поэтому приходилось спать со всем своим добром в обнимку и таскать документы и ценные вещи с собой на пляж. Но, в общем, если не особенно обольщаться рекламными посулами и трезво представлять себе, что вы получите за свои деньги, отдыхать вполне можно. Хотя, по моим подсчетам, сутки проживания в этом пансионате не должны превышать 600 сомов. Отзывы других знакомых и друзей о здравницах подобного класса, собственные впечатления практически ничем не отличаются. Директора этих пансионатов, похоже, просто плевали на заявление молодых туроператоров, объявивших в начале сезона об акции “Моя родина — не совок”. Последние даже грозили регулярно публиковать на ведущих туристических порталах черные списки санаториев и баз отдыха, в которых клиентов “балуют” совковым обслуживанием, но… Директора подобных здравниц ныне живут припеваючи — сезон удался, а число туристов увеличилось практически вдвое. Ну а для крутых кыргызстанцев и гостей страны, конечно, есть и престижные центры отдыха. Для цивилизованного человека гостиничный номер или апартаменты — это не только приличная постель, диван в прихожке, холодильник и телевизор. Это еще бесплатный Интернет, спутниковое телевидение, кондиционер и стерильная чистота. Что-то похожее на Иссык-Куле будет стоить от 70 до 200 долларов. И это без питания. Хотя в той же Анталии за такие деньги можно обрести в любом звездном отеле полный пансион. Сами владельцы наших дорогостоящих отелей и здравниц ценовые аппетиты объясняют не недостатком конкуренции, а другими причинами. По их словам, больше всего на цены влияет то, что туристический сезон в приозерье длится всего два, от силы три месяца. За это время необходимо заработать столько, чтобы компенсировать затраты на содержание сотрудников в оставшиеся девять месяцев. — В течение года у нас работает 60 процентов персонала, — заявил корреспонденту “МСН” управляющий одного из элитных отелей Нурбек Ж. — И всем приходится платить вне зависимости от того, загружен отель или нет. По этой причине мы и вынуждены “отбивать” время зимнего простоя высокими ценами… И где выход? Изначально с советских времен Иссык-Куль рассматривался как место пляжного отдыха, продолжительность которого очень коротка. Но с обретением независимости в нашей стране сообразили, что в приозерье есть чем заняться и зимой. В итоге была раскручена каракольская горнолыжная база. Вот уже несколько лет кряду в зимний сезон туда не пробиться. И не только потому, что все номера в двух крупных отелях и нескольких хижинах-шале там заранее забронировали богатые россияне и казахстанцы. Вопрос все в тех же ценах. Да, сервис там уже европейский, мало чем уступающий тому же Куршавелю, но цены на отдельные услуги, пожалуй, даже выше. Поэтому основная масса кыргызстанцев предпочитает останавливаться в самом Караколе все в тех же частных гостиницах. Каждый день утром они поднимаются на гору, а вечером спускаются. Не меньше народу там и летом, когда на лыжах кататься нельзя. Для туристов из-за рубежа на базе организовали так называемые экологические туры. Это переходы через перевалы на лошадях, отдых в юрте на джайлоо и многое другое. В Караколе быстро сообразили, что это тоже лакомый кусок в виде приносящей хорошие доходы части турбизнеса. Примеру владельцев каракольской горнолыжной базы, безусловно, могли бы последовать и хозяева крутых отелей — осенью, зимой и весной они могли бы предложить гостям развлечения, не связанные с пляжем, например игру в гольф или теннис, катание на лыжах или SPA-процедуры, а в крайнем случае просто могли бы понастроить бассейны, отвоевав у природы с их помощью целый год. Кстати, на Иссык-Куле вы не найдете ни одной гостиницы, оформленной в этническом стиле, где на стенах висели бы национальные туш-кийизы, а на полу лежали шырдаки. Везде все та же бледная копия Турции. Может, представителям гостиничного бизнеса не хватает знаний или фантазии? Представители Ассоциации туроператоров жалуются, что не знают, где в приозерье есть ремесленные лавки и куда можно вести туристов. Юрий ГРУЗДОВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/35720/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007