Распечатать: Жанторо САТЫБАЛДИЕВ: Без дирекции нельзя. Со мной или без меня РаспечататьОставить комментарий: Жанторо САТЫБАЛДИЕВ: Без дирекции нельзя. Со мной или без меня Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Жанторо САТЫБАЛДИЕВ: Без дирекции нельзя. Со мной или без меня Посмотреть комментарии

13 января 2011

ПЕРСОНЫ

Жанторо САТЫБАЛДИЕВ: Без дирекции нельзя. Со мной или без меня

Первые вопросы, которые были подняты в стенах только-только отремонтированного парламента, - ревизия проведенной национализации и работа Госдирекции по восстановлению и развитию городов Ош и Джалал-Абад. По истечении шести месяцев после кровавых событий, после того как на юге установился хрупкий мир благодаря строительству новых домов на месте руин и пепелищ, некоторые народные избранники усомнились в необходимости структуры, которая все это создала и обеспечила. Ломать не строить. Наш разговор об этом с главой госдирекции Жанторо Сатыбалдиевым произошел аккурат в его день рождения. Накануне он вернулся из Оша, куда возил целую группу депутатов-скептиков, чтобы показать, на что потратил деньги налогоплательщиков.

    - Признайтесь, не ожидали, что вопрос о целесообразности дальнейшего существования госдирекции будет поднят парламентариями?

    - Среди тех, кто сегодня попал в Жогорку Кенеш и кто инициировал этот вопрос, много министров, бывших государственных деятелей и предпринимателей. Они, хочется верить, заинтересованы в эффективном использовании средств, выделяемых на восстановление юга республики.

    Но я не ожидал, что вопрос об организации, которая руководила и координировала весь трудный процесс восстановления, станет одним из первых в работе парламента. Потому что есть более важные проблемы, требующие быстрого решения законодателей, - принятие бюджета, например. Меня удивили поспешность и эмоциональность в обсуждении данного вопроса.

    Все произошло, когда мы передали парламентариям для ратификации соглашение о выделении финансовой помощи Азиатским банком развития. Вместо этого депутаты стали обсуждать структуру госдирекции, ее штат, заработную плату сотрудников. В конце концов все свелось к тому, что с нас потребовали отчет о проделанной работе.

    Но это так не делается. Для того, чтобы заслушать отчет, прежде должна быть создана комиссия профильного комитета, которая должна изучить обстановку, проанализировать объем выполненных работ. Я ведь тоже был депутатом и все эти процедуры хорошо знаю. А тут в выступлениях парламентариев было больше эмоций, чем существа дела.

    - Это было здоровое любопытство к вашему ведомству или корыстно заинтересованное, учитывая, что через вас проходили и пройдут еще большие деньги?

    - Мне трудно об этом говорить. Но многие вопросы носили поверхностный характер. Депутаты зациклились на зарплате моих подчиненных, зато оставили без внимания такие проблемы, как объем выполненного строительства, соответствие его выделенным на эти нужды средствам из бюджета, качество работ, строительные материалы и т. д. Сколько денег всего потратили? Да и вообще нужно ли было создавать госдирекцию? Возможно, могли бы обойтись и без нее?

    Но, увы, эти вопросы как раз не прозвучали, они были не интересны депутатам. Хотя, на мой взгляд, главное здесь - результативность деятельности новой структуры. Нам крайне важно было услышать, какие были совершены ошибки и просчеты, хотелось, чтобы их назвали, если они есть.

    Если уж говорить о помощи югу, то речь должна идти о тех вещах и проблемах, решение которых способствовало бы стабилизации ситуации, а не наоборот. Ведь мир и спокойствие там пока иллюзорны, а сама обстановка нестабильна. Нарушить равновесие легко, а вот восстановить...

    Нас депутаты укоряли, мол, одной категории людей больше помогали, других вообще забыли. И самое обидное, что об этом больше всего распинались те, кто на юге в последние полгода ни разу не был. И не имел представления ни о размахе разрушений, ни о масштабах человеческой трагедии, ни о морально-психологическом напряжении и давлении, которое ежеминутно испытывали сотрудники госдирекции, работавшие сутки напролет в самых горячих точках.

    Надеюсь, что после посещения Оша и Джалал-Абада у депутатов фракций "Ата-Журт" и "Ар-Намыс" многие вопросы отпали сами собой. Некоторые прямо на объектах жилых многоквартирных домов признавались, что их неправильно информировали. По их реакции я видел, что объем проделанной работы их впечатлил.

    - Но вопросы по расходам самой госдирекции остались?

    - Я сам инициировал дальнейшее обсуждение этой темы, чтобы снять все подозрения и слухи. Позвонил председателю Счетной палаты Сабыру Молдокулову и попросил его, чтобы он назначил проверку. Он обещал, что в ближайшее время аудиторы приступят к работе. Я также обратился к неправительственным организациям, сотрудничавшим с нами, чтобы подготовили свои отчеты. Попросил премьер-министра Алмазбека Атамбаева, чтобы наблюдательный совет рассмотрел нашу работу и вынес этот вопрос на заседание правительства, а затем для обсуждения в Жогорку Кенеш.

    А еще предложил депутатам из фракций, которые были на юге, уже в начале февраля обсудить в палате отчет госдирекции. Конечно, не исключаю, что в нашей работе были ошибки. Обстановка была накалена до предела, царили хаос и безвластие, требовалось оперативное вмешательство. Упущением считаю то, что мало успели освоить, мало построили. Но нам катастрофически не хватало времени.

    Мы начали работу в Оше практически в середине сентября и с нуля. До этого шло только обсуждение, как работать, с чего начать. Нам пришлось заниматься не только восстановлением, но и разрешением межэтнических проблем. Когда появилась госдирекция, люди шли туда с разными бедами. Многие пострадавшие не верили, что мы выполним этот объем работ, что обеспечим их жильем. Они думали, что мы их просто успокаиваем.

    - Наверное, вы олицетворяли центральную власть, которой измученным людям хотелось верить, у которой думалось найти защиту.

    - Да, возможно, вы правы.

    - Раз депутатский корпус так интересовала сама структура, которую вы возглавляете, то позвольте узнать, каков у нее штат?

    - Всего 42 сотрудника, штатное расписание утверждено постановлением временного правительства.

    - Ну а средняя зарплата? Все уже знают, что ваш заместитель получает около 40 тысяч сомов в месяц, что вызвало то ли раздражение, то ли зависть у некоторых народных избранников.

    - У многих сложилось мнение, что у наших сотрудников большие зарплаты. Вознаграждение за труд определено в соответствии с постановлением правительства № 133 от 19 февраля 2009 года, где устанавливается зарплата сотрудникам отделов реализации проектов, министерств и ведомств, финансируемых на донорские или кредитные средства. Мы ничего сами не выдумывали. 41 человек - это нанятые работники, я единственный являюсь государственным служащим.

    Поймите, если бы я принимал их как госслужащих, то должен был объявлять конкурс. Если бы человек не справился, уволить его было бы очень сложно. Но у нас не было времени, чтобы заниматься такими административными бюрократическими процедурами. Правительство и так столько дней, недель потеряло. Поэтому было принято именно такое решение - люди работают и зарабатывают, как эксперты в международных проектах и международных организациях. По сути, ничего нового.

    С самого начала, когда мне предложили возглавить новую структуру, я сказал, что мои работники должны получать хорошую заработную плату. Через них проходят очень большое количество денег и материальных средств. Другого способа изжить коррупцию пока не вижу. Я же не охранник, чтобы следить за каждым их шагом.

    - Ваши люди работали в режиме форс-мажора?

    - Мы работали, как пожарные. И я думаю, что эта заработная плата, может быть, даже не адекватна тем условиям и рискам, при которых люди ее отрабатывали. Кого-то даже такие заработки не прельщали. Поэтому я благодарен всем своим сотрудникам. Они работали честно, самоотверженно, без выходных. Были, повторюсь, и пожарными, и психологами, кем угодно.

    - Большая текучка кадров у вас?

    - Да нет. Но были и те, кто добровольно разрывал контракт. Некоторые просто не выдерживали той атмосферы, которая царила на юге республики прошлым летом. Зачастую было очень страшно. Скажу честно, мало было желающих работать в таких условиях. Зато сейчас очередь выстроилась к нам. Сегодня, конечно, кое-кто может задним числом давать оценки тем, кто трудился в самом пекле конфликта.

    - Думаете, мнение депутатов по поводу объемов работ и потраченных средств изменится после поездки на юг?

    - Я на это надеюсь, должно измениться. Они еще там находятся, а я прилетел сюда, потому что стоял вопрос о ликвидации дирекции. За 5 месяцев столько проектов наработано, и многие доноры начали опасаться за их реализацию. У меня состоялся разговор с премьер-министром: структура правительства сформирована и госдирекцию никто отменять не будет. Мы об этом проинформировали всех наших доноров, партнеров, наших подрядчиков. Начатые работы до конца доведем.

    - А кто конкретно поднимал вопрос о ликвидации госдирекции?

    - Не знаю. Стоял вопрос об эффективности ее создания. Это не новая госструктура. Например, для подготовки празднования 3000-летия Оша или для реконструкции дороги Бишкек - Ош создавались госдирекции. Наверное, в данном случае подоплека больше политическая, нежели вопрос экономической целесообразности.

    Некоторые депутаты не прочь поручить восстановление Оша и Джалал-Абада органам местной власти. Я не член временного правительства, это они меня пригласили. При этом руководствовались тем, что местная власть косвенно или прямо участвовала в конфликте, поэтому было рискованно доверить ей урегулирование таких вопросов, как строительство разрушенных домов и инфраструктуры.

    - Такая организация, в которой аккумулируются средства и которая выполняет конкретную задачу, нужна, и это всем понятно. Возможно, кого-то не устраивает именно ваша персона?

    - Не исключаю, но открыто об этом не говорят. Я же как член вновь сформированного правительства не квотный, не принадлежу ни одной из фракций. Я нанятый работник. Мне скажут, чтобы я передал эту должность, сделаю. Только укажите кому. Меня лишили должности вице-премьера, но пока оставили директором. Так что можно работать.

    Возможно, генеральному директору быть вице-премьер-министром не обязательно, но кто-то из высоких чинов правительства должен там находиться постоянно. Потому что в восстановлении участвуют различные структуры, местные органы власти, правоохранительные органы. Надо решать вопросы экономики, социального блока, гуманитарной помощи, строительства, проектирования, ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Все эти проблемы должны разруливаться на государственном уровне. Пока, на данный момент, я продолжаю все координировать без всяких полномочий. Премьер-министр пообещал, что положение о госдирекции менять не будет.

    - Но теперь вам сложнее будет решать задачи, так как правительство разношерстное, министры - люди из разных партий.

    - Конечно, организационно будет очень тяжело. Сейчас я должен создавать треугольник, выходить на кого-то, наделенного полномочиями. Он должен дать указание в соответствующее ведомство, и оно для решения вопроса должно связаться со мной. Раньше, сидя в Оше, вызывал чиновников для решения вопросов на месте. И за пять с половиной месяцев мы выполнили такой объем работ. Думаю, если политики не поймут, то народ оценит: вот пишут благодарственные письма простые ошане, общественные организации.

    При временном правительстве я работал с президентом и местными органами власти, действовал самостоятельно. Теперь буду вынужден обращаться к кому-то, и так по цепочке. Это продлит время принятия решений.

    - Как вы относитесь к предложению Акылбека Жапарова передать деньги на восстановление местным властям? Ведь властям Оша не все доверяют, в том числе доноры.

    - Акылбек Жапаров достаточно опытный политик. Он долгие годы был депутатом, министром финансов, первым вице-премьер-министром и должен отдавать отчет своим словам. Местные органы власти должны заниматься восстановлением, они это и делают в меру возможностей. В мирное время это было бы оправданно, но в конфликтной ситуации, когда надо решать быстро и эффективно, когда у правительства на юге не было практически власти, создание госдирекции было единственным выходом. Из всех ведомств и организаций мы больше всех контактировали с международными финансовыми институтами и донорами, у которых на тот момент были определенное недоверие к новой власти и сомнения в том, что она сумеет правильно распорядиться потоками финансовой помощи, которые пошли в страну со всего мира.

    Уверен на все сто: со мной или без меня такая структура, как госдирекция, должна быть. И ее создание было оправданно.

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/34244/


Распечатать: Жанторо САТЫБАЛДИЕВ: Без дирекции нельзя. Со мной или без меня РаспечататьОставить комментарий: Жанторо САТЫБАЛДИЕВ: Без дирекции нельзя. Со мной или без меня Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Жанторо САТЫБАЛДИЕВ: Без дирекции нельзя. Со мной или без меня Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007