Распечатать: Неутомимый Роберт РаспечататьОставить комментарий: Неутомимый Роберт Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Неутомимый Роберт Посмотреть комментарии

21 января 2011

ПЕРСОНЫ

Неутомимый Роберт

Однажды неподражаемая Майя Плисецкая обронила остроумную фразу: "В балете гораздо важнее голова, чем ноги и шея". Это высказывание в полной мере подтверждает заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики, академик Общественной академии наук Кыргызстана, доктор искусствоведения, профессор Роберт Уразгильдеев.

    Он талантливый артист балета и неутомимый исследователь и летописец кыргызского театрального искусства.   Детство и война

    Роберт Уразгильдеев родом из Перми. Ему исполнилось семь лет, когда началась Великая Отечественная война. Отец добровольцем ушел на фронт, и мама осталась одна с тремя детьми. Мальчишкой Роберт испытал все трудности военного лихолетья: холод, голод, хлебные карточки, гибель родных и близких. Жизнь требовала быть самостоятельным, и он пилил и колол дрова, топил печь голландку.

    - На открытой сценической площадке пермского парка Красный сад я однажды увидел танцующих мальчиков и девочек моего возраста, одетых в странные несовременные костюмы, - вспоминает Роберт Хасанович. - Не скажу, чтобы увиденное увлекло меня, но достаточно позабавило. Как-то уж очень смешно они танцевали под музыку, отвешивая друг другу замысловатые поклоны. "Это ребята из балетной школы", - сказал кто-то из взрослых зрителей.

    В годы войны в Перми находился в эвакуации знаменитый Театр оперы и балета им. Кирова из Ленинграда (Мариинский театр), утвердивший прочную основу классической хореографии на Урале. И вот в 1946 году одиннадцатилетний Роберт оказался в числе поступающих в Пермское государственное хореографическое училище.

    - В большом зале мы, одетые в майки и трусики, в основном в носках маршировали, вытягивали ноги, прыгали. Было смешно, хотя строгие экзаменаторы-женщины требовали от нас серьезности и внимания, не позволяли баловаться и толкать друг друга, - говорит Уразгильдеев. - Удержать команду послевоенных подростков - задача для физически хорошо развитого мужчины. Никто из нас не уступал друг другу, и если тебя толкнули или двинули по шее, то надо было сразу "разобраться" с обидчиком. В итоге до конца дошли только трое мальчишек, в числе которых был и я.

    Москва связала

    Десять лет Роберт блистал в ведущих партиях Пермского театра оперы и балета, а в конце 50-х поступил на заочное отделение ГИТИСа, выбрав профессию театроведа. Именно в Москве произошла судьбоносная встреча, которая и привела Уразгильдеева на кыргызскую землю.

    С будущей женой он познакомился в московской библиотеке. Инга Левченко была родом из Омска, но в годы Великой Отечественной ее семью эвакуировали во Фрунзе, где они и остались. Она окончила Фрунзенское музыкально-хореографическое училище, уехала в Сибирь, была солисткой Бурятского театра оперы и балета, а потом поступила в ГИТИС на отделение педагогов-балетмейстеров. Инга сразу обратила внимание на высокого, подтянутого и очень образованного парня. Два года их связывали дружеские отношения, да и жили они в разных городах, а в 1962 году поженились. С тех пор их имена всегда упоминаются вместе.

    Незабываемая

    Бибисара

    После окончания учебы в Москве молодую семью звали в Горьковский и Красноярский театры. В Москву тогда приехала из Фрунзе директор Театра оперы и балета народная артистка СССР Сайра Киизбаева. Она и уговорила семейную чету отправиться в далекую Киргизию. Ехали они на пару лет, а остались на долгие годы.

    Роберт Уразгильдеев работал почти со всеми режиссерами Кыргызского театра оперы и балета. За свою достаточно большую артистическую жизнь станцевал и сыграл ведущие и сольные партии в балетах "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Баядерка", "Жизель", "Чолпон", "Дон-Кихот", "Корсар" и во многих других спектаклях.

    - Первое время я держался особняком. Я был единственным в нашей труппе членом Компартии, и здешних артисток удивляли мои манеры, например, когда они видели, как я помогаю жене надеть пальто, - вспоминает Роберт Хасанович. - Открытием для меня стало искусство Бибисары Бейшеналиевой. Эта удивительно красивая и обаятельная женщина словно мощным магнитом притягивала к себе самых разных людей. Я очень много наблюдал за ней из-за кулис театра, а то и танцуя рядом и вместе с ней.

    В те годы ведущий солист балета Уразгильдеев много выступал в периодической печати со статьями по вопросам музыкально-хореографического искусства и поступил в аспирантуру Академии наук Киргизской ССР на заочное обучение.

    Именно в это время у него возник замысел написать книгу о Бибисаре Бейшеналиевой.

    - Почти год я в свободные от работы часы увлеченно писал эту книгу. В моем небольшом кабинете были повсюду разложены фотографии Бибисары в различных танцевальных партиях. Маленькая дочь Наташа все время настойчиво спрашивала меня: "Папа, ты эту тетю любишь? А маму тоже любишь?". 30 декабря 1971 года я получил сигнальный экземпляр своей книги. Меня растрогали слова старейшего наборщика, который, поглаживая переплет книги, сказал мне: "Какие мы наконец книги стали выпускать". На черном глянцевом фоне обложки в горделивой жизнеутверждающей классической позе героини балета "Лебединое озеро" Одетты стояла Бибисара Бейшеналиева. Я сразу побежал домой к Бибисаре, она расчувствовалась, и мы выпили шампанского, - рассказывает Уразгильдеев. - С грустью вспоминаю нашу последнюю встречу с Бибисарой. 3 декабря 1972 года мы встретились у театра и присели на лавочку. Через два дня я по вызову Министерства культуры СССР улетал в Москву, а затем на работу в Египет. "Вот ты уедешь, а я умру", - сказала Бибисара. "Да бросьте вы, - запротестовал я, - не надо таких мыслей". К несчастью, то была действительно наша последняя встреча.

    Восток - дело тонкое

    Не зря когда-то пели, что "в области балета мы впереди планеты всей". Речь идет о классическом советском балете. В советские годы это великое искусство служило еще и большой политике. Наши специалисты направлялись в разные уголки дружественных государств для налаживания культурных связей. Понятно, что отправляли за рубеж специалистов, которые могли с достоинством представлять мировую державу.

    По приказу из Москвы Инга Евгеньевна и Роберт Хасанович были направлены на несколько лет для работы в Каир и Тегеран, чтобы передать мастерство балетного танца артистам Египта и Ирана.

    - В Египте мне поручили руководство каирской балетной труппой численностью 80 артистов. Учителями и воспитателями арабских балетных артистов были ведущие деятели советского хореографического искусства - около 25 человек. В Москве я получил строгое указание отвечать за всю работу, вплоть до того, что наши люди покупают на местных базарах. Регулярно я отчитывался перед тогдашним министром культуры СССР Екатериной Фурцевой, - вспоминает Роберт Хасанович. - Наша дочь Наташа пошла учиться в четвертый класс советской общеобразовательной школы, работавшей при Посольстве СССР в Египте. И вдруг неожиданно 5 октября 1973 года грянула война между Египтом и Израилем. Казалось, что жизнь столицы замерла. Взлетели цены на продукты, было введено военное положение. Репетиции и уроки зачастую проходили под оглушительный грохот артиллерии и завывание сирен гражданской обороны. И все же и эта война закончилась. В начале января 1974 года в зале знаменитого Каирского университета торжественно открылся Фестиваль балета, посвященный 15-летию создания египетской балетной труппы.

    Через два года Левченко и Уразгильдеева направили на работу в Иран, в театр оперы и балета Рудаки-холл и Иранскую балетную академию. Вскоре советская пара получила в Иране статус особого доверия, и шах Ирана пригласил Ингу Евгеньевну преподавать танцевальное искусство во дворце. В группе учились и трое детей шаха. Левченко была первым и единственным советским человеком, переступившим порог дворца Его Величества.

    Во времена железного занавеса нередко советские артисты балета сбегали за рубеж (Михаил Барышников, Рудольф Нуриев). У Уразгильдеева тоже была такая возможность, но он решительно отказался.

    - Персы очень трепетно к нам относились и окружили нас настоящей заботой и вниманием. Но однажды один из танцовщиков, работавший в США, в дружеском застолье сказал мне, что в Штатах открывают школу моего имени и готовы поспособствовать переправке моей семьи на Запад, - говорит Роберт Хасанович. - Но я, воспитанный советским строем, даже не допускал мысли об измене родине.

    Единственный

    на регион

    Ему довелось и танцевать в одних спектаклях, и работать в репетиционном классе с Бибисарой Бейшеналиевой и Ураном Сарбагишевым, Рейной Чокоевой и Айсулуу Токомбаевой, Чолпонбеком Базарбаевым и Бериком Алимбаевым. Ныне Роберт Хасанович в постоянных разъездах между Алматы и Бишкеком. Его как единственного доктора искусствоведения в нашем регионе часто приглашают для защиты диссертаций по хореографии.

    Два года назад Роберт Хасанович потерял самого близкого человека - ушла из жизни Инга Евгеньевна. Дочь Наташа с внуком живут за границей. Вдали от родных смыслом его жизни стала интенсивная научно-исследовательская и педагогическая деятельность. Он преподает на созданной несколько лет назад им же кафедре хореографии в Институте искусств им. Б. Бейшеналиевой и пишет новые книги о кыргызском театральном искусстве, которому посвятил большую часть жизни.

    Балет всегда был элитарным искусством, требующим места, времени и действия. Это искусство во всем мире существует либо за счет государства, либо за счет меценатов.

    - Советская балетная школа все еще сильна в кыргызском искусстве, но мы теряем молодые кадры, которые вынуждены подрабатывать в ущерб балету или покидают республику, - сетует Роберт Хасанович. - Да и в целом культура нуждается в четко продуманной программе развития. Нужен взвешенный государственный подход. Чтобы люди знали, куда двигаться дальше, а иначе все заглохнет.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/34216/


Распечатать: Неутомимый Роберт РаспечататьОставить комментарий: Неутомимый Роберт Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Неутомимый Роберт Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

Купить мангу Токийский гуль Том 1 https://www.bookvoed.ru/

1000 лучших мест планеты в подарочном коробе купить книгу на https://www.chitai-gorod.ru/

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007