Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
10 декабря 2010 | ЭКОНОМИКА |
По доходам ли расходы?Заглядывая в госбюджетный "казан" Кыргызстана, всякий раз испытываю разочарование и недоумение. Казалось бы, есть у нас Министерство финансов, государственные службы финансовой политики и разведки, есть Счетная палата, Налоговая и Таможенная службы, есть, наконец, отделы финансовой и кредитной политики в администрации президента и аппарате премьер-министра, парламентский комитет по вопросам бюджета и финансов. Нет главного - ясности в проводимой бюджетной политике, прозрачности в использовании общественных средств, нет порядка и строгого государева ока за эффективным расходованием денег из госказны. Приведу самый простой пример. Сколько лет пытаюсь узнать, во что обходится налогоплательщикам страны содержание по отдельности администрации президента, аппарата премьер-министра, Жогорку Кенеша. Все тщетно. Элементарный вопрос, знать ответ на который хотели бы и имеют право граждане общества, хранится в строжайшей тайне. Случайно ли? Обратимся к статистике. По данным Нацстаткомитета, после сферы образования самый жирный кусок бюджетного пирога приходится на долю государственных служб общего назначения. В январе-ноябре прошлого года на их содержание было выделено 7,1 млрд сомов - 14,2 процента всех расходов госбюджета. Для сравнения замечу, что на оборону, поддержание общественного порядка и безопасности, охрану окружающей среды, культуру, отдых и религию, вместе взятые, государство отвалило 6,9 млрд сомов - 13,8 процента общих расходов. Понимаю, что статья бюджета "государственные службы общего назначения" включает не только зарплату чиновников всех рангов от глав государства и правительства до рядовых таможенников и налоговых инспекторов, а также обслуживающий персонал, но и содержание зданий, их техническое оснащение, визиты руководителей страны, парламентариев, других официальных лиц за рубеж, приемы иностранных делегаций, проведение международных форумов и многое другое. Но меня как гражданина этой страны заботит, почему расходы на бюрократический аппарат растут заметно быстрее, чем на все другие важные статьи. К примеру, за 11 месяцев прошлого года в сравнении с тем же периодом года предыдущего содержание госслужб общего назначения подорожало на 1,3 млрд сомов, или на 21,6 процента, а вот на поддержание общественного порядка и безопасности расходы возросли на 174,3 млн сомов, или на 5,5 процента. Но неужели сытость и благополучие не очень добросовестного и квалифицированного чиновничества для государства и общества важнее, чем обеспечение безопасности и общественного порядка? Не здесь ли следует искать первопричину того, что наша милиция и службы нацбезопасности проявляют вопиющую беспомощность и непрофессионализм в экстремальных ситуациях. Попутно напомню, что в бытность президентом страны Курманбек Бакиев заявлял, что пенсии пожилым кыргызстанцам будут повышаться ежеквартально. Объективности ради скажу, что пенсии, пусть не так регулярно, как было обещано, но все же повышались. К примеру, в январе-ноябре 2009 года средств на улучшение социальной защиты кыргызстанцев было выделено на 774,3 млн сомов, или на 18,5 процента больше, чем в 2008-м. Однако следует отметить, что в этот перечень входят не только пенсии по возрасту, но и пособия инвалидам всех категорий, многодетным и неполным семьям, детям-сиротам. Говорю это к тому, что бюрократический аппарат Кыргызстана верен давнему и непреложному наблюдению: при любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах чиновники самих себя никогда не обделят. Не до жиру Общеизвестно, что всякий бюджет характеризуют две составляющие - доходы и расходы. Львиная доля доходов госбюджета приходится на налоги. Но если в январе-ноябре 2005 года налоговые поступления в общих доходах госбюджета республики составляли 81,5 процента, то через четыре года их доля снизилась до 66,8 процента. Зато удельный вес официальных трансфертов возрос за этот период с 1,2 до 17,7 процента. Иными словами, в доходной части бюджета заметно уменьшилась доля налоговых поступлений, которые были практически пропорционально замещены зарубежной помощью. Не всегда бескорыстной и безвозмездной. Не берусь судить, что тут сыграло решающую роль, то ли работать мы стали хуже и производить продукции меньше, то ли научились хитрее уклоняться от уплаты налогов. Просто констатирую факт, который, с какой позиции ни посмотри, наводит на невеселые размышления. Другая грань проблемы. В 2005 году вклад добавленной стоимости в общие налоговые поступления составил 42,9, в 2009-м - 37,5, а за январь-август нынешнего - 34,4 процента. При этом в прошлом году НДС на товары и услуги, произведенные на территории Кыргызстана, едва достиг 13 процентов, тогда как на товары, ввозимые извне, превысил 24,5 процента. В январе-августе этого года данный НДС составил соответственно 10,9 и 23,5 процента. Симптом достаточно тревожный, свидетельствующий о том, что доходная часть госбюджета республики становится все более зависимой от ввоза продукции, а не от собственного производства. Об этом же свидетельствуют и поступления от акцизного налога. В прошлом году товары, производимые дома, дали в казну акцизов на 453 млн сомов, а ввезенные в страну - 1051 млн. За восемь месяцев текущего года - соответственно 311,5 и 744,5 млн сомов. Бюджет с такой структурой доходов не оставляет никаких надежд и иллюзий на достижение хорошей жизни. Тут, как говорится, не до жиру, быть бы живу. Цена революции Прекрасно сознаю, что человеческие потери, моральные и материальные издержки в результате апрельского свержения президента К. Бакиева и трагических июньских событий в Ошской и Джалал-Абадской областях, поджогов и вандализма, мародерства и разграбления люмпенами брошенных жилищ и торговых предприятий, а госчиновниками - банковских ячеек, падение имиджа и авторитета Кыргызстана в глазах мирового сообщества не поддаются точному и реальному учету и подсчету. Однако и здесь существуют потери и утраты, которые, пусть не со строгой достоверностью и точностью, все же как-то можно взвесить на весах экономики. Не предлагаю никаких выводов, привожу только цифры и факты, взятые из официальных данных Нацстаткомитета. Развитие экономики Кыргызстана в первом квартале нынешнего года внушало определенный оптимизм. Если в январе-марте 2009 года доходы госбюджета равнялись 9,8 млрд сомов, то за те же три месяца 2010 - 13,9 млрд. Рост, о котором можно только мечтать, - 41,8 процента. Однако революционный апрель и вызванные им июньские ошские и джалал-абадские события резко затормозили так хорошо начатое продвижение, перечеркнули радужные надежды на благополучный год. Достаточно сказать, что за апрель-август этого года доходы госбюджета превысили доходы этих же пяти месяцев года прошлого всего лишь на 1,3 млрд сомов. Это меньше, чем пришлось в среднем на каждый из трех месяцев первого квартала. Сравним: прибавка в 4,1 млрд сомов за первые три месяца и 1,3 млрд за последующие пять. А теперь посмотрим, как изменилась картина бюджетных расходов. В первом квартале текущего года расходы в сравнении с тем, что наблюдалось в январе-марте 2009-го, возросли на 2,7 млрд сомов. При этом профицит бюджета превысил 1,1 млрд против прошлогоднего дефицита в 352,1 млн. События же апреля и июня привели к тому, что уже во втором квартале дефицит составил 1,3 млрд, за январь-август бюджетный дефицит превысил 4,5 млрд сомов. И это при том, что за те же восемь месяцев прошлого года дефицит равнялся 904,3 млн сомов. Напомню, что это лишь видимая верхушка айсберга финансовых потерь и утрат, вызванных неуправляемой стихией массовых бесчинств. К сожалению, последние годы мы тратим больше того, что зарабатываем. Проще говоря, паразитируем за счет "добрых" иностранных дядюшек. Вячеслав ТИМИРБАЕВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/34026/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007