Правда одна...
- После апрельских событий оба сахзавода беспрестанно проверяют, - подчеркнул генеральный директор ОАО "Кошой" Александр Барбалат. - При этом финполиция отказывается расписываться в книге регистраций, изымая из заводских бухгалтерий документацию за два года. Действия финпола могут поставить под угрозу продовольственную безопасность страны.
Отрасль, по данным сахзаводчиков, обеспечивает куском хлеба почти 300 тысяч человек (от крестьян до реализаторов готовой продукции). В 2010 году заводчане планировали переработать 200 тысяч тонн сахарной свеклы. Для этого Госагентство по антимонопольному регулированию установило самую высокую в мире закупочную цену на свеклу - 2,5 тысячи сомов за тонну. Заключены договоры на посев семян почти на 10 тысячах гектаров. Выданы беспроцентные кредиты в виде 33 тонн семян и 88 тонн ГСМ. Заводы должны были получить 10 миллионов сомов льготного кредита для запуска "Каинды-Канта" и ремонта оборудования "Кошоя". Но тут сменилась власть.
- Каждый день промедления чреват тем, что заводы не смогут подготовиться к переработке, - говорит гендиректор завода "Каинды-Кант" Дуйшенкул Матеев. - Потом уже никакие миллиарды не помогут - заводы просто закроются навсегда. Кроме того, нам совершенно непонятно, какое отношение к данному делу имеют бухгалтерские документы начиная с 1 января 2009 года. Первый сахар по квоте в 2009 году на предприятие поступил лишь в июне, а в июле его уже не было на складе. К тому же квоты выделяло правительство.
- Срок на квоты, введенные на импорт сахара 2 апреля прошлого года, истек, - говорит А. Барбалат. - После прихода временного правительства мы говорили о необходимости пролонгации квот на импорт со всеми ответственными министерствами, в том числе с зампредседателя ВП Темиром Сариевым. У нас есть их подписи. Однако итоговое постановление новый кабинет не подписывает. Оно с 17 апреля лежит у первого заместителя председателя ВП Алмазбека Атамбаева.
По данным директоров заводов, из-за абсолютной неопределенности заводские специалисты намерены уехать из страны. Они боятся, что останутся без работы. К тому же заводы обеспечивают жителей города Шопокова и пгт Каинды водой и электричеством.
- Мы уже не можем работать, но предоставляем коммунальные блага до 10 мая. Потом, если ситуация не изменится, будем вынуждены остановить все, - говорит А. Барбалат.
...и другая
По поводу сахарной темы выступили открытые акционерные общества "Ак-Суу Вита" и "Тамаск-Кант". Эти ОАО оценивают происходящее иначе. Они назвали ситуацию вокруг сахарной проблемы информационной войной и заявили, что их конкуренты - "Каинды-Кант" и "Кошой" - в последнее время входили в зону интересов Максима Бакиева.
В заявлении также говорится: "Отсутствие сахарных квот не мешало вышеуказанным заводам производить сахар из свеклы и тростника в прошлом. Что же случилось сейчас? Видимо, кому-то нужны были не свекловоды и заводы - им нужна только монополия в этом сегменте рынка. Получить ее можно с помощью квот. Этим и обусловливается столь резкий и значительный рост цен на сахар в 2009 году - до 50 сомов за килограмм. Тогда как годом ранее он стоил 36-39 сомов".
Вспомнили заявители и о 80 тысячах квотных тонн, выделенных "Каинды-Канту" и "Кошою". По их данным, прибыль с каждой тонны импортного сахара составляла 200 долларов США. Из этих средств половина шла в карман Максиму Бакиеву, другая - импортерам-монополистам. А чтобы формально обойти национальное антимонопольное законодательство, конечная мелкооптовая реализация сахара велась через три-четыре "карманные" фирмы.
Кроме того, в совместном заявлении ОАО "Ак-Суу Вита" и "Тамаск-Кант" говорится: "У членов временного правительства КР сегодня находится предложение Ассоциации производителей свеклы и сахара Казахстана. Они выражают готовность закупать у наших крестьян в неограниченных количествах корнеплоды. И условия гораздо лучше, чем у отечественных монополистов. За метрическую тонну свеклы они намерены платить 10,5 тысячи сомов и снизить уровень требований к сахаристости (дигестии) до 15,7 процента. Для сравнения: те же отечественные заводы предлагают лишь 2,5 тысячи сомов и требуют, чтобы дигестия была 16 процентов".
Кроме того, пишут заявители, директора "Каинды-Канта" и "Кошоя" умалчивают, что у них на складах скопилось до 8 тысяч тонн завезенного под консигнацию недешевого сахара, который после отмены квот они не смогут реализовать по высоким ценам. И, соответственно, лишатся своей прибыли.
Чтобы выровнять ситуацию, импортеры сахара предлагают ввести лишь временные квоты - с ноября по март, когда будет перерабатываться местная свекла. Это, по их мнению, необходимо, чтобы стабилизировать отечественный рынок сахара и защитить нашего производителя.
"В этих условиях руководство отечественных заводов будет вынуждено искать пути снижения издержек и повышения эффективности менеджмента, - считают в "Ак-Суу Вита" и "Тамаск-Канте". - Также появится здоровая конкурентная среда. А главное, потребители получат возможность приобретать сахар по приемлемым ценам, и бюджет страны будет иметь регулярные поступления налогов и акцизов за ввозимый и произведенный товар".
Третья сторона
Пока производители сахара выясняют, кто прав и у кого больше прав, крайними, как всегда, оказались фермеры и потребители. То есть мы с вами. Уже сейчас крестьяне интересуются: "А где гарантии того, что урожай купит хоть кто-нибудь, когда придет время?". Рынок сахара пока замер в ожидании. Предусмотрительные хозяйки на всякий случай начали скупать сахар впрок. В такой ситуации ответственные товарищи лишь пожимают плечами и обещают "стабилизировать ситуацию". А пока просят всех не паниковать и не создавать ажиотажный спрос.