Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
11 декабря 2009 | ПЕРСОНЫ |
Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ: Повышение тарифов. Рискуют всеРефрен "революции тарифов" можно сформулировать так: "Нельзя ли поменьше?". Как варианты - "помедленнее" и "помягче". Недавно депутат Жогорку Кенеша от "Ак Жол" Галина Куликова назвала новые цены на свет и тепло и вовсе "антинародными". Эксперт-аналитик Нурдин Дуйшенбеков считает, что общее недовольство - это лишь часть целого блока проблем, возникающих в связи с новой тарифной политикой. Авария - дочь старости - Для начала попытаемся понять логику правительства, решившего утвердить шоковые тарифы, - говорит эксперт. - Министр энергетики Ильяс Давыдов утверждает, что необходимость повышения цен связана с усиливающимся износом инфраструктуры. Энергосистема, мол, эксплуатируется без инвестиций уже 18 лет, а ныне существующие тарифы позволяют выполнять не более 30 процентов необходимых ремонтных работ. Глава Минэнерго на "тарифном" заседании 12 ноября не уставал напоминать, что у системы есть предел прочности. Он даже предположил, будто последние аварии на гидроэлектростанциях стран-соседей, а также отключения высоковольтных линий в Казахстане и Кыргызстане - звенья одной цепи. - Какой именно? - Устаревания материально-технической базы энергообъектов в постсоветских государствах. Предыдущие попытки правительства привлечь в отрасль инвесторов успехом не увенчались, поскольку ТЭЦ Бишкека и Оша остаются убыточными предприятиями. Они реализуют свою продукцию - горячую воду, тепловую, электроэнергию - по ценам ниже себестоимости. Как следствие, энергетики приходят к выводу, что при сохранении такого положения техногенная катастрофа для экономики Кыргызстана не за горами. И что единственный выход из ситуации - новая тарифная политика. Помимо себестоимости продукции, она должна включать еще и инвестиции в модернизацию, реконструкцию и развитие энергосистемы. - Похоже, это единственный аргумент правительства в пользу повышения цен на свет и тепло? - Насколько можно судить, да. А единственной "альтернативой" повышению тарифов правительство видит не что иное, как техногенную катастрофу. Во всяком случае, других вариантов ни со стороны премьера Данияра Усенова, ни со стороны министра энергетики Давыдова пока не прозвучало. Конечно, они обещают провести инвентаризацию, поставить "умные счетчики" и прочее. Но они не назвали конкретных способов проведения означенных мероприятий. А это настораживает. - Мы пока только рассуждаем о техногенной катастрофе, а в России и Таджикистане уже прозвучали первые, весьма явные сигналы опасности. - После саяно-шушенской аварии, например, российский премьер-министр Владимир Путин распорядился провести полную инвентаризацию стратегических объектов промышленности страны. Иначе говоря, российское правительство намерено выяснить, каковы реальное состояние, степень износа и потребностей в модернизации экономической инфраструктуры в масштабах всего государства, а не какой-то отдельной области. Это нужно, чтобы заранее определить объекты, которые приближаются к критической черте, а главное, запланировать инвестиции в обновление с учетом единого графика очередности и приоритетности. - То есть проблема устаревших мощностей не должна сводиться только к дефициту бюджета? - Саяно-шушенская авария в небедной России, по идее, должна служить нам не столько примером изношенности советской инфраструктуры, сколько доказательством того, что наличие больших денег не является гарантией бесперебойного функционирования не только энергетики, но и других стратегических отраслей. Значит, кроме повышения тарифов правительство Кыргызстана должно иметь объективную информацию о том, как "чувствуют себя" ключевые объекты энергосектора. Также необходим комплексный план мероприятий по его поэтапной модернизации. Еще не факт, что новая тарифная политика изменит ситуацию в энергетике республики. Чтобы получился именно тот результат, на который рассчитывает правительство, процесс обновления должен являться частью более масштабного комплекса государственных мер в данной сфере. Как ТЭКнется, так и откликнется - Каким, по-вашему мнению, должен быть этот план государственного обновления? - Самое главное, он должен включать все основные стадии процесса. Сбор с населения платы за свет и тепло - это, конечно, нужное и важное мероприятие. Но само по себе оно не является определяющим. Нужно суметь грамотно распределить полученные средства внутри отрасли. Лучше, если это распределение будет адресным, таким образом средства легче уберечь от расхищения. С другой стороны, необходима система оценки результативности проводимой политики. То есть еще до поступления в бюджет дополнительных доходов правительство должно точно знать, куда и на что именно пойдут деньги. Если говорить об электроэнергии, то уже сейчас нужно ответить на вопрос, сколько из дополнительных 80 тыйынов с каждого киловатта пойдет на реабилитацию и модернизацию генерирующих мощностей, а сколько - на обновление сетей электропередачи, разработку и строительство новых энергообъектов, дотации наиболее уязвимым категориям потребителей и так далее. Из этих же денег, думается, стоит повысить энергетикам зарплату - в качестве антикоррупционной меры. - То есть вы боитесь, что получится, как у героя детского мультика: "Средства есть, а ума не хватает?" - Не так однозначно. Но хочется верить, что правительство не ограничится лишь идеей, условно называемой "чем больше соберем, тем лучше заживем". Есть надежда, что планирование охватило и остальные стадии процесса. Подчеркну еще раз, тарифная политика не может быть решением энергетической проблемы. Да, это важная, может быть, даже принципиальная часть успеха. Но только часть. Без наличия полномасштабного плана такой шаг окажется бессмысленным. Энергетическая реформа, кроме сбора денег, должна держаться на трех "китах": ответственности, динамичности и прозрачности. Так что, утвердив новые тарифы, правительство очень сильно рискует. - Считаете, народ выйдет на улицы? - Не в этом дело. Увеличив стоимость ключевых услуг, правительство настолько же увеличило и цену собственных ошибок, времени и неизбежных издержек. Сегодня дороже становится все. И не только для потребителей. Платить больше придется всем: как народу, так и власти. По некоторым категориям граждан рост цен ударит особенно сильно - это понятно. Но и государство увеличит социальные выплаты. И не из воздуха оно их возьмет, как вы понимаете, а из госбюджета. Не стоит забывать и о том, что удорожание электроэнергии и коммунальных услуг неизбежно подстегнет инфляцию. - В общем, не жизнь, а сплошной апокалипсис... - На самом деле, не все так плохо. Несмотря на вероятный негатив, здесь есть и несомненный позитив. Во-первых, правительство признало очевидный застой в области инфраструктуры, поставило диагноз нашей болезненной энергетике. Во-вторых, продемонстрировало, что готово взять на себя ответственность и принять непопулярные, но решительные меры. Так что главный вопрос сегодня: является ли новая тарифная политика дорогостоящим лечением или же это его не менее дорогостоящая имитация. Ведь "шоковая терапия" - слишком опасное средство, чтобы применять его без особой нужды и твердой уверенности в положительном эффекте. Однако давно замечено: чтобы решить проблему, для начала нужно ее признать. Образно говоря, сейчас правительство энергично дергает некую дверцу. Хочется надеяться, что в результате откроется походная аптечка, а не ящик Пандоры. В стиле модерн Почти год с самых высоких трибун в разном контексте раздается фраза: "Без модернизации нам придет конец". Поэтому нет ничего удивительного в том, что повышение тарифов правительство тоже объясняет желанием модернизировать энергетическую отрасль. Понятное дело: модернизацию начинают не потому, что ее хотят начать. Просто иначе невозможно. В Кыргызстане мировой кризис совпал с внутренним - энергетическим. Денег и раньше-то не хватало, а тут и вовсе кончились. Где их взять теперь? Один из возможных путей - прогрессивный налог на личные доходы. Это противоречит правилам рынка? Тогда давайте вспомним золотое время для такой рыночной страны, как США образца 60-х годов. Именно тогда в Штатах были самые высокие темпы экономического развития и настоящий инновационный прорыв. И именно в то время Америка применяла самый жесткий прогрессивный налог на личные доходы. В 1961 году американский капиталист был вынужден платить 98 процентов налога на личные доходы, если они "зашкаливали" за 2 миллиона долларов в год. И взяли США эту систему у... гитлеровской Германии. Там капиталист тоже имел право собственности на прибыль, но тратить на свои нужды более 5 процентов прибыли он не мог. Все остальное - вкладывай в переоснащение имеющихся предприятий и создание новых. Конечно, если капиталист не хочет платить огромный прогрессивный налог, то у него есть выход - он может укрупнять свой бизнес и создавать новые компании. Это дает работу все большему числу граждан и поднимает экономику страны. С другой стороны, при таком подходе капиталист просто вынужден впрягаться в общую лямку и тратить деньги на научные исследования и нужные народу и стране инновации, а не на громадные джипы. Как говорил миллионер Осгуд Филдинг Третий из фильма в "Джазе только девушки": "Иметь яхту длиннее двенадцати метров - дурной вкус". Справка "МСН" Нурдин Дуйшенбеков. Родился в 1976 году в пгт Каинды Панфиловского района Чуйской области. В 1999 году окончил исторический факультет Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына. Преподавал в Кыргызской академии образования и Академии управления при президенте КР. С 2005 года работает консультантом в Жогорку Кенеше КР. Автор ряда статей на политические, экономические и социально-культурные темы, публиковавшихся в республиканской периодической печати. Дмитрий ОРЛОВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/30501/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007