Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
9 октября 2009 | ЭКОНОМИКА |
Инновации по–японски — путь к совершенствуЖить, как японцы, - долго и богато - хотели бы многие. Правда, не у всех получается, потому что в мечтах мы упускаем один важный аспект. Чтобы жить, как в Стране восходящего солнца, нужно и пахать так же много и умно, как умеют ее жители. Но у нас появился шанс познать их секреты успешности. В Кыргызстане на двух пилотных предприятиях началась апробация современных методов и инструментов, позволяющих качественно улучшить управление производством. И происходит это с помощью консультантов из всемирно известного Кайзен института в России и при содействии Германского общества технического сотрудничества (ГТЦ). В последние два года президент Курманбек Бакиев постоянно нацеливает правительство на то, чтобы оно пропагандировало широкое использование в разных сферах жизнедеятельности инновационных технологий. Он часто говорит о том, что для повышения конкурентоспособности страны необходимы "конкретные меры" по повышению производительности труда, качества инвестиций, снижению издержек производства, росту инновационных технологий и, наконец, повышению качества управления. Для достижения этой цели как нельзя лучше подходит японская школа менеджмента, идеологом которой является Кайзен институт и его основатель Маасаки Имаи. Для экономистов всего мира он является своего рода гуру. Человек, который умеет хорошие компании выводить в мировые лидеры. Так что выбор ГТЦ не случаен. Его сотрудники, уже не первый год исследующие наши различные предприятия, считают, что именно недостаток знаний в области управления производственными процессами, человеческими ресурсами не позволяет местным компаниям выйти со своей продукцией на международные рынки и конкурировать с мировыми брендами. Для сведения: "кайзен" в переводе с японского означает "улучшение". В наши дни это звучит и как синоним инновационного подхода в управлении, позволяющего достичь успешного результата на любом участке производственного процесса. - И даже в СМИ? Например, в подготовке новостей или телерепортажей? - с этого вопроса началась наша беседа с российским экспертом Игорем Васильевым. - Почему нет? Выпуск газеты или передачи в эфир - это тоже производственный процесс, где могут быть свои издержки из-за слабой профессиональной подготовки журналистов, отсутствия дисциплины, согласованности и т.д. Люди, как правило, знают о причинах срыва заявленной телепередачи или статьи. Чтобы улучшить работу группы или компании, нужно собрать всю статистику о дефектах, выявить наиболее часто встречающиеся из них и сфокусировать внимание на их искоренении. Добившись положительного результата, обратить свой взор на другой участок. И так шаг за шагом... Возможно, это потребует иной организации рабочего места, обучения, изменения психологического климата. - А как широко применяются эти принципы в России? - Если предприятия принадлежат западным компаниям, то это обязательное требование, без этого вообще невозможно жить. Если на заводе или фабрике сохранились частично принципы советского управления, то там, как правило, считают, что передовой менеджмент у них не приживется. При этом ссылаются на человеческий фактор: мол, у нас люди другие. - Отговорки? - Конечно. На соседнем предприятии все работает, функционирует, растет производительность труда и улучшается качество благодаря грамотному управлению, а тут нет? Просто это связано с косностью мышления. Поэтому самая главная задача - изменить мышление. Стратегия Кайзен предусматривает также оптимальную организацию рабочего места: стол, например, должен быть от пола на высоте метр двадцать. На японских заводах даже очерчены места, где должны находиться ступни рабочего. Все должно быть под рукой, чтобы сотрудник не делал лишних движений. В нашем арсенале очень много различных методов и инструментов, благодаря которым можно увеличить производительность труда, улучшить творческий процесс. - В Китае, чье давление чувствует на себе экономика Японии, используют методы Кайзен? - Да, и вполне успешно. Там тоже функционирует наш институт. Но там, я бы сказал, занимаются неформализованными улучшениями. Например, в маленьком кооперативе приварили железку к инструменту и производительность труда сразу подскочила, а проблемы с качеством остались. Но в тех компаниях, где используются современные методы управления и организации труда, качество китайской продукции очень высокое. В США 95 процентов всех товаров из КНР. Знаете, там компании, применяющие принципы Кайзен, выполняют и другую, социальную миссию. На германских предприятиях работают много китайцев, которые являются в семье вторым или третьим ребенком. У них нет никаких документов. В свои 25 лет они впервые оказываются на крупном предприятии, при этом еще и не умеют читать, не имеют медицинской страховки, у них проблемы с коммуникацией. Немецкие коллеги рассказывали: надо было видеть, как они радуются словно дети, когда им выдают справку - внутренний паспорт компании. Это первый в их жизни документ. Немцы не жалеют денег на их обучение, медицинское страхование. Конечно, возникает вопрос: почему они не возьмут на работу обыкновенных китайцев с документами, с ними и проблем меньше. Но немцы объясняют, что идут на такой шаг сознательно, так как дают людям путевку в жизнь. Согласитесь, это гуманно. - Какова ваша задача в Кыргызстане? - Мы исследуем предприятие, обучаем руководство, создаем рабочую группу и ставим ей план на полгода по улучшению качества, повышению производительности труда, по рабочим местам. Наша цель - дать первый толчок, запустить проект, научить людей быть менеджерами. Если люди заразятся поиском потерь, то у них все получится. А уже через шесть месяцев, собрав заново статистику, мы проанализируем, какие произошли качественные и количественные изменения. Совершенствовать производственный процесс можно до бесконечности, и в этом деле может участвовать каждый. В свой первый приезд эксперты Кайзен института познакомили с философией и методологией японской школы менеджмента управленцев из компаний и предприятий швейной и пищевой промышленности. Но со временем, считают в ГТЦ, к ним могут присоединиться и предприятия других отраслей. Ведь сейчас экономия времени у японцев идет на минуты, в России такой счет идет уже на дни. А у нас в Кыргызстане - на недели? Нам сегодня как никогда нужна японская философия управления, которая говорит, что растить кадры и лидеров надо в своем коллективе. Ведь не факт, что приглашенный успешный менеджер выведет компанию в лидеры. Лариса ЛИ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/29543/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007