Транзит в средневековье
Своей версией по поводу неутихающих в стране идеологических разборок между высокопоставленными госмужами и отдельными представителями независимых СМИ поделился известный читателям нашей газеты журналист–международник радиостанции “Свобода” Эсенбай НУРУШЕВ.
— Эсен–агай, главный идеолог страны обвинил журналистов–кыргызов из “Моей столицы” в том, что мы не являемся патриотами, и даже намекнул, что мы не настоящие кыргызы, служим верой и правдой тем, кто ненавидит наш народ. Видимо, на этой волне писатель Толеген Касымбеков вообще, недолго думая, предложил нашу редакцию депортировать из Кыргызстана. А поскольку в нашем штате есть представители тех народов, которые очень хорошо знают о том, что такое быть депортированным, подобного рода заявления не могли их не шокировать. Точно так же, как прозвучавшие уже заявления о том, что с оппозицией и протестующими пришло время говорить языком пуль, “как это принято во всех цивилизованных странах”. То есть нас уже не только клеймят непатриотами, но и, похоже, заведомо приписывают к бандитам, в борьбе с которыми все средства хороши.
— Что я могу сказать? Видать, не зря шутит наша пишущая братия: как только начинаешь говорить правительству всю правду, на другой день обнаруживаешь, что твоя мать, оказывается, еврейка. Ваша газета, насколько я знаю, тоже немало, а порой даже очень много правды говорит нашим властям. Вот они и вспомнили вашу генеалогию: кто вы, откуда и каков разрез ваших глаз и т. д. Все это глупо, конечно, но не забывай, что всякая власть всех своих оппонентов ненавидит одинаково, без различия расы, религии и цвета кожи. И так же одинаково любит и вместе с тем презирает всех своих холопов. Но если в цивилизованных странах все эти трения проходят в рамках приличия и регламентируются законом, то у нас, судя по всему, власти решили вести борьбу любыми средствами.
— Но ведь на нас косо смотрят еще и отдельные представители научной и творческой элиты...
— По этому поводу на память приходит другое выражение, кстати, придуманное московскими острословами специально для нас и про нас, которое гласит: “Там, где академики становятся президентами, ученые не умнеют, а глупеют”. Я этим вовсе не хочу кого–то обидеть, нет, просто констатирую факт. Ведь надо же додуматься и на полном серьезе, например, утверждать, что все языки мира произошли от кыргызского и что рай был сотворен на берегах Иссык–Куля, как это делал один ученый–филолог из Академии наук. С помощью такой “научной” логики совсем не трудно объявить кыргызом по национальности и самого Господа Бога. А что касается нашей художественной интеллигенции, то большинство ее представителей способны лишь улучшить только прошлое, а не настоящее или будущее, о чем недавно ярко и убедительно писал весьма уважаемый мной Салижан Джигитов.
— Эсен–агай, не боитесь, что ваши слова могут быть истолкованы как проявление “кыргызофобии”?
— Я раньше говорил и сейчас могу сказать, что у нас образовался слой идейных “кумалаков” (что на русском означает “дёготь”), способных поразить весь национальный интеллект. В понимании представителей этого слоя народ — это “священная корова”, которую надо держать в авгиевых конюшнях. Когда он ведет себя более или менее спокойно, ему поют дифирамбы, дескать, какой у нас древний, мудрый и терпеливый народ. Но если он вдруг начинает протестовать, сразу же ему напоминают о том, как от него дурно пахнет. Помнится, несколько лет назад один бойкий журналист кыргыз из правительственной газеты весьма пакостно отозвался о своих сородичах. Кровожадность — в плоти и природной ментальности у кыргызов, утверждал он. Ворон ворону глаз не выклоет, но кыргыз кыргызу не только глаза выклевать, но и голову отрубить сможет, а потом сочинить “героическую” песню в честь этого дела, писал он. Автора раздражало только то, что народ тогда начал слегка симпатизировать тем, кто оказался в тот момент в немилости у правящей верхушки. И что же? Наша честолюбивая, легкоранимая национальная интеллигенция ничуть не обиделась на подобные пассажи, и ей даже в голову не пришла мысль о закрытии этой газеты. Наоборот, при активном участии отдельных уважаемых академиков, член–корреспондентов и известных деятелей культуры в последные годы в правительственных СМИ широкое развитие получила более утонченная, но, по сути, весьма циничная и наглая форма “народофобии”. В частности, участники всех так называемых альтернативных митингов назывались народом Кыргызстана, а те, кто протестовал и требовал справедливости, — смутьянами, бунтарями. А кое–кто даже успел окрестить их варварами. На этом фоне такие определения, как “южане”, “районный народ” и т. д., звучали почти как награда.
— Все это напоминает феодально–патриархальные времена, когда мы подразделялись на сарбагышский, бугунский, саякский и прочие народы. Как вы думаете, почему такое происходит с нами и сейчас?
— Больно осознать, а признать — тем более, но, похоже, правы те, кто утверждает, что у нас — я имею в виду наш Центральноазиатский регион и Кыргызстан в частности — идет процесс демодернизации и децивилизации. Так называемый переходный период для многих из нас оказался, по словам американского политолога Стивена Коэна, “трагическим транзитом в средневековье”. Тон в этом задавали государственные идеологи, новоявленные “философы”, сама национальная интеллигенция, рьяно призывающая к возврату к историческим истокам. Вот и возвратились. Не могу сказать, пришло к нашей руководящей элите понимание того, куда завели нас эти “сусанины”, или нет, но, во всяком случае, она в последнее время все чаще стала призывать своих оппонентов к цивилизованности. Вот только ей бы самой задаться вопросом: а цивилизованна ли сама власть? Для такой власти, как известно, должны существовать вещи, которые она не может и не должна делать ни при каких обстоятельствах. Есть ли такие вещи у наших “слуг народа”? Боюсь, что ничего уже не осталось невозможного. Буквально в конце ноября было заявлено с самой высокой трибуны, что этот год был самым удачным во всех отношениях — чуть ли не самым лучшим за все годы независимости. И ни одного слова о боспиекском расстреле, словно его не было вообще. Только один этот факт, на мой взгляд, ставит под большое сомнение цивилизованность того самого человека, который произнес эти слова.
— Обычно лучшим лекарством от деградации тех, кто стоит у руля власти, считают оппозицию, независимую прессу, наличие которых служит как бы отрезвляющим фактором. Неужели они не сыграли этой своей роли в данном случае?
— К сожалению, оппозиция у нас вышла не ахти какая. Отдельные ее лидеры, откровенно говоря, частенько напоминают (извини, конечно, за грубое сравнение), базарную бабу, которая все время бурчит, кричит, скандалит, но все без толку. Будь у нас действительно нормальная, дееспособная оппозиция, мы наверняка уже жили бы при втором, а то и третьем президенте. Сам знаешь, наши предки в стародавние времена говорили: “Кто не стыдится, тот певцом становится”. Нынче эта поговорка, по–моему, приобретает весьма актуальное звучание касательно многих наших оппозиционных деятелей. А насчет независимой прессы можно сказать, что у нее тоже своя ахиллесова пята, и не одна. Есть и такие, которые пишут языком пинков и зуботычин, считая это лучшим способом конструктивного диалога, клеймя власть, как говорится, каленым железом. А иные газеты, чего греха таить, не знают, как заметил еще Б. Шоу, различия между велосипедной аварией и катастрофой цивилизации, раздувая вселенский шум по любому пустяку. Но все же независимая пресса худо–бедно, но выполняет свою миссию: пытается проверить любое подозрение, возникающее в отношении тех или иных публичных лиц, будоражит общество. И пусть иногда ее тревоги оказываются ложными, но все равно у людей появилась уверенность в том, что кто–то постоянно стоит на страже, не давая покоя, говоря словами Уинстона Черчилля, “неуслужливым хозяевам” независимого Кыргызстана. В этом смысле, мне кажется, независимая пресса со всеми своими минусами и плюсами нынче является едва ли не единственным более или менее эффективным средством, способным оказать хоть какое–нибудь влияние на власть. А знаешь, в чем сейчас главная разница между независимыми и официальными СМИ?
— В чем же?
— В том, что независимые СМИ, на мой взгляд, все–таки стараются в отношении народа придерживаться принципа Чаадаева, который говорил, что он не прочь обидеть, унизить, а то и оскорбить свой народ только ради того, чтобы его никогда не обманывать. А правительственные СМИ делают и то и другое в зависимости от ситуации и, конечно же, как следствие такой бесхребетности,— много и часто врут.
— А что вы можете сказать конкретно о нашей газете?
— “Мою столицу” я считаю наиболее серьезным изданием из всех независимых газет, выходящих ныне у нас, и к тому же с явным профессиональным и интеллектуальным потенциалом. Такие газеты власти не любят больше всего и прежде всего. А потом, если власть здоровая, она перенесет даже нездоровую критику. Например, известный американский актер Мартин Шин недавно публично назвал Джорджа Буша идиотом, а президент на него даже внимания не обратил. Так что если наши власти действительно на вас злятся, то, надо полагать, с ними что–то не в порядке. И если у кого–то не хватает ума понять это, то это его личная беда. Вообще вся эта шумиха, раздутая по поводу “ущемления национального достоинства кыргызского народа”, есть не что иное, как попытка выиграть бой запрещенным приемом, когда уже больше не к чему придраться.
Беседовал Замир ОСОРОВ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/2943/