Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
11 сентября 2009 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Проделки мафии, или Проклятие ЧингисханаСемнадцать лет назад осенью итало-американо-кыргызская съемочная группа завершала у нас съемку крупномасштабного блокбастера о Чингисхане с участием сотен кыргызских актеров и голливудских знаменитостей. После того как было отснято около 90 процентов материала, съемки неожиданно прервались и иностранцы уехали, забрав весь отснятый материал. Готовый фильм так и не вышел на экраны, и до сих пор не известно, где находится кинопленка. Прошел слух, что таким образом итальянская мафия отмывала свои капиталы. Однако некоторые считают, что не обошлось без магии: мол, дух кровавого властелина Чингисхана наложил проклятие на этот фильм. Сценарий к киноэпопее написал наш прославленный кинорежиссер Толомуш Океев в начале девяностых, но так как на родине средств на воплощение не нашлось, он вел переговоры в США. Голливудским воротилам идея фильма понравилась. В 1990 году студия "Келечек", которой руководил Океев, подписала контракт с итальянской фирмой International Cinema Company. Одним из главных условий договора было участие зарубежных звезд, способных обеспечить широкий прокат на Западе. Съемки происходили в Кыргызстане, Казахстане, Узбекистане и Китае - с "Кыргызфильмом" был заключен контракт об оказании технических услуг. Режиссером с голливудской стороны выступил Кен Анакин, а с итальянской - Антонио Маргаретти. К съемкам приступили весной 1992 года. Специально для фильма были открыты огромный швейный и бутафорский цеха: шились костюмы, изготавливался реквизит и оружие тех времен. Были задействованы команды гримеров и парикмахеров. Необходимо было организовать баснословную массовку. - Не слукавлю, если скажу, что на этот фильм работала добрая половина Бишкека, если не творчески, то технически, - рассказывает актер и музыкант Адиль Чекилов, который исполнял роль татарского принца, одного из противников Чингисхана. - Это была моя первая крупная работа и попал я на кастинг совершенно случайно. Итальянский продюсер пришел к моему брату гончару Таалайбеку Чекилову, чтобы заказать керамику для фильма. Тогда и заметил меня, месящего глину, и посоветовал, чтобы я непременно пришел на кастинг. На съемочной площадке мы сдружились с заграничными актерами и режиссерами, которые, кстати, высоко оценили уровень подготовки наших каскадеров и актеров. Хотя в начале работы было заметно, что они этого не ожидали. Главную роль беспощадного правителя исполнил известный актер, красавец Ричард Тайсон. Возлюбленную властителя Борте сыграла Джулия Никсон. Самым именитым актером на съемочной площадке стал 70-летний Чарльз Хестон, сыгравший вождя одного из племен. Хестон ловко держался на лошади и стойко переносил все тяготы съемочного процесса, ему как обладателю семи "Оскаров" подавали персональную "Чайку". Из отечественных знаменитостей играли Токон Дайирбеков, Гульсара Аджибекова, Эдиль Чокубаев и многие другие. Гостей из-за рубежа поразил профессионализм наших каскадеров под руководством Усена Кудайбергенова, который сам выполнял сложнейшие конные трюки и ставил батально-трюковые сцены. - Постановщики из Италии и США требовали зрелищности, поэтому в фильме множество ярких и в то же время сложных трюков, - рассказывает воздушный гимнаст Мурат Акматов. - На съемках взятия крепости произошел несчастный случай с высотным каскадером. Во время исполнения трюка он упал с крепостной стены не на специальные коробки, а на старинную черепицу. К счастью, рядом дежурили медики, которые вертолетом отправили пострадавшего в Бишкек. Труд каскадеров достойно оплачивался. Я, например, смог на деньги, полученные за месяц работы, купить дом. Разнообразный материал о съемках этого фильма сохранился в архиве наших фотографов Александра Федорова и Алимжана Жоробаева. Фотомастера были на съемочной площадке круглосуточно, один работал с режиссером, снимающим диалоги актеров, а другой - в экшн-команде по трюкам. До этого Федоров и Жоробаев много лет проработали на "Кыргызфильме". Сначала иностранцы привезли своего фотографа, с массой первоклассной техники, однако долго он не выдержал и уехал. Тогда ответственность за фотоматериалы легла на плечи наших мастеров, у которых были лишь советские широкоформатные камеры, абсолютно не знакомые иностранцам. Пришлось использовать обычные "Зениты" и немецкую "Практику". Итальянцы привезли большое количество пленки "Кодак" и разрешили ее тратить сколько потребуется. - Мы впервые столкнулись с таким профессионализмом и масштабами - люди могли работать круглые сутки, не допускалось ни малейшего отставания от заранее расписанного по минутам графика, - вспоминает Александр Федоров. - Было задействовано множество команд, причем на съемочной площадке не было второстепенных людей. Высоко ценился труд как технического персонала, так и актеров. Голливудские продюсеры с необыкновенным почтением относились к человеку, тянущему кресло кинооператора по специальным рельсам, ведь его работа тоже влияет на картинку в кадре. Для них не было мелочей или незначительных людей. Съемки начали на границе с Казахстаном в Кордае, где местность очень похожа на горы Монголии. Потом переместились в узбекский город Хива, где сохранились средневековые крепости. Большой эпизод фильма был отснят в ущелье Чонкурчак. - Поставили юрточный городок, кузницу и целый месяц снимали кусок о жизни кыргызского племени, - вспоминает Александр Федоров. - Вообще, делалась весьма американизированная версия "Чингисхана". Например, в окружение хана почему-то затесались и японцы, и русские богатыри, и даже индейцы. Задействовали большое количество вертолетов, которые доставляли обеды для съемочной группы. Однажды режиссер всерьез нам сказал, что полет на вертолете в Кыргызстане стоит так же, как и такси в Риме. Зарубежные актеры работали по строгому графику, невзирая на расстояния и участие в других проектах. Они могли прилететь из Штатов или Италии ради нескольких эпизодов и сразу же лететь обратно на родину. Запустили специальный чартерный авиарейс Бишкек - Рим. Осенью недалеко от села Байтик построили копию Великой Китайской стены из дерева и пластмассы. - Успели отснять лишь несколько эпизодов взятия этой крепости, когда пошел снег, и западные киношники поспешили свернуть весь съемочный процесс до следующего года, - вспоминает Александр Федоров. - Обещали вернуться весной, чтобы снять самый ключевой эпизод всего фильма - ход несметных полчищ Чингисхана по полям, усеянным алыми маками. Однако так и не вернулись, и какова судьба нашего блокбастера, мы до сих пор не знаем. Наталья ФИЛОНОВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/29123/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007