Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
31 июля 2009 | ПЕРСОНЫ |
Вдохновленный ИракомУроженец Кыргызстана спустя тридцать лет вернулся на родину. Валерий Жданович последние три года провел в Ираке, работал водителем, доставлял грузы в американские военные части. Во время изматывающих рейсов по раскаленному Ираку у него проснулась тяга к стихосложению и окрепло желание вернуться в знакомые с детства родные края. Вот уже около года он работает в Бишкеке водителем на автомобиле, который купил в Кувейте и проехал на нем через множество границ. - "Вольво" привез в качестве сувенира, на данный момент это моя единственная собственность, - говорит Валерий Жданович. - Много я там не заработал, состояние нажить не получилось, к тому же большую часть заработанного отсылал дочери на Украину. После ужасов войны стал иначе относиться к жизни. В долгих рейсах создавалось ощущение отсидки в одиночной камере, не с кем было словом перемолвиться. Передвижения только ночью, а днем томительное ожидание. Для саморазвития взялся изучать английский язык, ведь приехал туда без элементарных базовых знаний, приходилось объясняться жестами. Каждый день заучивал несколько новых слов и со временем научился сносно изъясняться. По гражданству он украинец, но в душе считает себя кыргызстанцем, ведь родился и вырос именно здесь. Хотя приходилось колесить по разным странам. Еще пять лет назад Валерий Жданович был владельцем успешного бизнеса в Запорожье, своя оптовая торговая база приносила стабильный доход. Рядом была полноценная семья, дети учились в престижных столичных вузах Украины. Сын, окончив киевский университет, пришел в семейное дело. Жданович-старший не мог нарадоваться деловой хватке своего наследника, даже переписал фирму на его имя. Однако молодой человек решил вообще отодвинуть отца от дел, а вскоре жена подала на развод, в итоге Валерий остался без жилья и без гроша за душой. Нашу страну он покинул сразу после окончания школы, когда поступил в Кемеровское военное училище по специальности радиоразведка. Служил в одной из секретных частей в Германии, но пришлось уйти в запас по состоянию здоровья. - Кем я только не был после завершения военной службы: инженером связи, заводчиком свиней, частным предпринимателем, - говорит Валерий. - После разлада с семьей оказался в буквальном смысле слова на улице. Податься было некуда, навалилась депрессия, но нужны были деньги, ведь сохранилась связь с дочерью, которой все еще нужна была моя поддержка. Какое-то время промыкался разнорабочим в Латвии, но эта работа перспектив не сулила. Поэтому, когда случайно увидел объявление о наборе водителей в Кувейт и Ирак, не задумываясь, обратился в фирму. Знал, что обстановка в регионе напряженная, но терять мне было нечего. - Как же американцы не побоялись взять на работу советского разведчика? - Во время собеседования я умолчал о своем военном прошлом. Но как оказалось, их это не беспокоило. Позже в личной беседе один из американских офицеров сказал, что уже весь мир знает о том, что происходит в Ираке. Я видел, как ежедневно гибнут люди, население бедствует. Несмотря на запасы нефти, которую вывозят в большом количестве, миллионы иракцев покидают страну. Зато в тех краях водитель - профессия дефицитная и рискованная, люди на этой работе долго не задерживаются. Кроме меня из Украины набрали еще 17 человек, но после первых месяцев осталось только пять, остальные - индийцы, пакистанцы и афроамериканцы. - Как местное население отнеслось к вам? - К выходцам из СНГ там относятся очень тепло, а к американцам отрицательно. Люди живут в крайней бедности. В ста километрах от Багдада семьи ютятся в палатках. Дети и женщины, завидев автокараван, бегут за машинами, просят еды и питья. Мы обязательно им кидали то воду, то хлеб, но наше начальство это категорически запрещало, и нас за это наказывали. Однажды довелось побывать на базе, которую занимают казахстанцы, чехи и поляки. Они научились ладить с местным населением, делиться с ним водой, поэтому здесь все относительно мирно, но когда эту базу занимали американцы, обстрелы не прекращались. Все колонны с продуктами и спецтехникой военные охраняют, но есть такие отрезки пути, где безопасность гарантируют только местные полицейские. Внутри иракского общества идет противостояние между суннитами и шиитами. Представители этих религиозных течений негласно поделили всю территорию страны, и в случае нарушения границ чужаку грозит смертельная опасность. Самыми опасными считаются военные базы, которые находятся в центре междоусобных разборок. - В чем заключалась особенность вашей работы? - Все передвижения происходили только ночью, а на самых опасных участках приходилось выключать фары. Из-за угрозы подорваться на мине колонна шла за разведывательным автомобилем. Двигались с разной скоростью от 10 километров в час до ста. При таком режиме от водителя требуется максимум внимательности и собранности. Приходилось бороться с жарой, которая там держится не ниже 60 градусов, а ночью спадает лишь до сорока, и со сном. Под рукой всегда была бутылка с ледяной водой. Так я совершил сорок рейсов по Ираку, побывал практически на всех военных базах. В дороге видел немало страшных сцен, подрывались на минах и горели мои товарищи. Однажды во время остановки в мою машину попали из гранатомета, к счастью, меня внутри не было. - Кувейт сильно отличается от Ирака? - Кувейт - процветающая и мирная страна, она отделилась от Ирака в 1958 году, там царят спокойствие и порядок. В Кувейте находился перевалочный пункт фирмы, на которую я работал. В общежитии можно было немного отдохнуть после изматывающих рейсов. Иногда я отлынивал от поездок, специально терял права, покупал больничные листы. Это наша советская смекалка выручала, никто из моего начальства никогда не усомнился в правдивости моих отговорок. Во время отгулов я обычно ездил купаться на Персидский залив или просто путешествовал по стране. - После трех лет, проведенных в Ираке и Кувейте, с какими чувствами вы покидали эти страны? - Меня не хотели отпускать, но мама написала письмо с просьбой отпустить меня в отпуск на десять дней. Только благодаря этому получил разрешение выехать. На границе с Ираном чуть не попал в тюрьму из-за проволочки с документами. Выручила случайная встреча с таксистом, который немного говорил по-русски и помог мне разобраться с чиновниками на таможне. Потом на неделю застрял в Узбекистане, пока ждал разрешения пересечь границу и въехать в Кыргызстан. За это время подружился с местными жителями и раздарил им все сувениры. - Нет желания отправиться в новое путешествие? - После странствий не получается закрепиться в Бишкеке. Недавно получил предложение поехать работать в Афганистан, но я еще не решился на это. Жаль оставлять мать одну, она мечтает, чтобы я обосновался рядом с ней. - А ваше увлечение поэзией - это способ отвлечься от будней? - Это спасение от одиночества, хотя раньше никогда ничем подобным не увлекался. На чужбине особенная потребность с кем-то поговорить, а в поездках бывало по полгода русской речи не слышал. Стал писать обо всем, что видел. Первыми моими читателями стали водители с Украины. Тогда впервые увидел, как здоровенных мужиков пробило на слезу. И сейчас свое увлечение не забросил, уже набралось около трехсот стихотворений на разные темы, но над ними еще нужно работать, приводить в порядок и редактировать. Меня, как и любого автора, одолевает желание поделиться своими мыслями со всем миром, поэтому всегда ношу с собой тетрадку со стихами. Наталья ФИЛОНОВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/28744/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007