Распечатать: Садыр Жапаров:  Обуздать коррупцию  необходимо и можно РаспечататьОставить комментарий: Садыр Жапаров:  Обуздать коррупцию  необходимо и можно Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Садыр Жапаров:  Обуздать коррупцию  необходимо и можно Посмотреть комментарии

23 июня 2009

ПЕРСОНЫ

Садыр Жапаров: Обуздать коррупцию необходимо и можно

На первом заседании Национального совета республики по борьбе с коррупцией председатель Нацсовета, секретарь Совета безопасности Кыргызстана Адахан Мадумаров отметил, что в декабре 2003 года наше государство первым из стран СНГ подписало Конвенцию ООН против коррупции. Тем самым Кыргызстан продемонстрировал готовность сделать антикоррупционную деятельность приоритетной сферой государства.

Однако, несмотря на все шаги, предпринимаемые в последнее время в этом направлении, международная организация "Транспэренси интернэшнл" упорно ставит нашу республику в один ряд с наиболее коррумпированными странами. В чем причина? С попытки разобраться в этом началась наша беседа с комиссаром Национального агентства Кыргызстана по предупреждению коррупции Садыром Жапаровым.

    - Мы провели жесткий и самокритичный анализ деятельности органов исполнительной власти по борьбе с коррупцией за последние годы и пришли к убеждению, что последняя оценка "Транспэренси интернэшнл" ни в коей мере не соответствует действительному положению дел. Размещение Кыргызстана по итогам 2008 года на 166-м месте по уровню мздоимства с индексом восприятия коррупции (ИВК) 1,8 из 10, строго говоря, не отражает объективной картины.

    - На чем основывается данный вывод?

    - Судите сами. В 2003 году мы были на 118-м месте с ИВК 2,3. К тому времени мы еще не ратифицировали Конвенцию ООН, у нас еще не была проведена экспертиза законодательной и институциональной базы в области борьбы с коррупцией, еще не работал Консультативный совет по добросовестному управлению. Не было еще Делового совета по предупреждению коррупции и Института общественных инспекторов.

    Нелишне вспомнить и то, что как только Курманбек Бакиев пришел к управлению государством, он первым делом утвердил Национальную стратегию по борьбе с коррупцией и план ее реализации. 21 октября 2005 года президент подписал указ "О безотлагательных мерах по борьбе с коррупцией". В соответствии с этим указом было образовано наше агентство и создан Национальный совет по борьбе с коррупцией.

    И после всего этого нас опускают на 166 место, снижая ИВК с 2,3 до 1,8.

    - Но, быть может, эксперты из "Транспэренси интернэшнл" сочли все эти меры декларативными и декоративными, рассчитанными на внешний эффект, а не на реальную борьбу с коррупцией? Ведь не секрет, что у большинства граждан республики, судя по их настроению и высказываниям, складывается впечатление, что взяточничества в стране меньше не стало, что без взяток не решаются никакие дела.

    - Давайте посмотрим на вещи объективно и трезво. По оценке той же "Транспэренси интернэшнл" повышение индекса восприятия коррупции на единицу дает прибавление ВВП на 0,4 процента. В 2003 году ВВП у нас оценивался в 76,1 млрд сомов, а в 2008, по предварительной оценке, - в 185 млрд. Рост - 240 процентов. Спрашивается, какими баллами следует оценивать ИВК в Кыргызстане по предлагаемому методу?

    Подойдем к проблеме с другой стороны. Психологи давно заметили, что человек крайне трудно расстается со своими устоявшимися представлениями. В среде обывателей до сих пор бытует мнение, что в республике сплошь и рядом вымогаются и вручаются взятки, что без них ни шагу. Но проведите хотя бы самый поверхностный опрос среди своих друзей, родных, знакомых - многим ли из них приходилось брать или давать взятки?

    Согласимся, сегодня люди уже не те, что были 10-15 лет назад. К примеру, водитель, даже если и допустил незначительное нарушение правил дорожного движения, будет доказывать, что ехал по правилам, а то и, простите за выражение, "качать права" и угрожать постовому или инспектору ГАИ всевозможными карами. И, уверяю вас, сегодня ни один представитель малого и среднего бизнеса не будет покорно и обреченно встречать проверяющего. Он потребует соответствующие документы, расспросит, откуда проверяющий, с чем пожаловал и на каком основании.

    Ради интереса, приглашаю вас совершить рейд по предприятиям частных предпринимателей. И вы сами убедитесь, насколько сегодня повысилась самооценка бизнесменов.

    Не станете же вы отрицать, что все это результат последовательной и целенаправленной работы президента, правительства, антикоррупционных служб?

    - В республике на всех уровнях нет недостатка в призывах к открытости и прозрачности в борьбе с коррупцией. Но, к примеру, я знаю, что в прошлом году в России было возбуждено более 10,5 тысячи уголовных дел по коррупционным мотивам, а вот сколько таких дел рассмотрено в судах Кыргызстана, не знаю. Вы можете назвать такую цифру?

    - В данный момент, вот так, навскидку, нет. Однако по нашему  запросу органы правосудия нам эту цифру вскоре должны предоставить. Важно то, что сегодня в стране нет структуры, которая находилась бы вне нашего контроля. Если вы подозреваете, что на решение вашего дела в суде повлияли коррупционные мотивы, обращайтесь к нам. Наши сотрудники обязательно его рассмотрят.

    - Какие реальные рычаги воздействия вам доверены, как конкретно вы можете повлиять на высокопоставленных мздоимцев?

    - Разумеется, освободить от должности или наказать каким-либо образом лицо, изобличенное нами в коррупции, мы не можем. Наше агентство ни в коей мере не карательный орган. Но мы вправе поставить вопрос о недоверии тому или иному зарвавшемуся руководителю или крупному чиновнику, внести главе государства или правительства предложение о снятии его с поста или передать дело в суд. Все наши представления подобного рода рассматриваются самым серьезным образом.

    Хочу еще раз подчеркнуть, что и у президента, и у правительства республики есть огромное стремление и политическая воля серьезно сузить поле деятельности и распространения коррупции.

    - В последнее время в республике нередко отмечается, что наиболее коррумпированными являются сферы здравоохранения и образования. Не знаю, на чем основываются эти выводы, но мне кажется, что кому-то выгодно перевести стрелки, направить общественное мнение и острие атаки не в том направлении.

    На мой взгляд, наиболее коррумпированными у нас остаются судебные органы, таможенные и налоговые службы. Во всяком случае, пока не будет наведен порядок в этих структурах, республике трудно рассчитывать на прорыв в наиболее важной сфере - экономике. Это мое твердое убеждение. Или я серьезно заблуждаюсь?

    - Здесь вам трудно что-либо возразить. Скажу больше. Сейчас мы приступаем к ревизии нашего законодательства на так называемую взяткоемкость законов. Не секрет, что в этом плане оно нуждается в серьезных поправках. Смотрите, что получается сегодня. Закон нередко предусматривает наказание за одно и то же деяние, скажем, от 7 до 15 лет лишения свободы. Ножницы слишком большие. Как правило, в уголовном процессе в коррупции заинтересованы обе стороны. Подсудимый готов платить, чтобы получить минимальный срок, а то и вообще условное наказание, закон позволяет судье сделать это. При этом судья берет взятку, практически ничем не рискуя. Не случайно мало где еще сыщется такое крючкотворство и бюрократия, как в судах. Вот почему вполне закономерно в основополагающем и фундаментальном курсе президента на обновление страны в разделе реформы системы власти и управления страной предусмотрено проведение судебной реформы, повышение независимости и одновременно ответственности судей.

    - Вспоминается такой эпизод. В 1976 году во Владивостоке состоялась встреча 38-го президента США Джералда Форда с Генсеком ЦК КПСС Леонидом Брежневым. Внезапно во Владивостоке резко похолодало, выпал снег, а Форд прилетел в легком плаще. Хозяева одели высокого гостя в пыжиковую шапку и волчью доху. По окончании визита состоялись теплые проводы. Форд попрощался с Брежневым и в меховом одеянии, поднявшись по трапу, скрылся в чреве "Боинга". И вдруг из самолета вышел помощник Форда с полушубком в руках и передал кому-то из провожающих.

    Выяснилось, что шапка стоила меньше 50 американских долларов, а потому президент мог принять ее в качестве подарка. А вот доха тянула на всю тысячу, и оставь ее Форд у себя, это, по американским законам, могло быть расценено как дача взятки, подкуп должностного лица. Президента дома могли бы за это привлечь к ответственности.

    А как обстоит с этим дело у нас? Есть ли в законодательстве градация - что считать взяткой, а что просто подарком?

    - Вопрос очень непростой. И полагаю, мерки мирового цивилизованного сообщества у нас вряд ли применимы. Необходимо учитывать вековые обычаи, передающиеся из поколения в поколение традиции, менталитет народа. Тут вы говорили о коррупции в здравоохранении. Теперь представим, что родного и дорогого вам человека врач буквально вернул к жизни. Вряд ли ваши родственники, близкие, односельчане поймут вас и не осудят, если вы не зарежете в честь спасителя овцу, не устроите подобающий прием, не наденете на него дорогой чапан и головной убор, не одарите какими-либо иными подношениями. Убежден, ни у кого не повернется язык назвать все это взяткой.

    Или другой момент. Сегодня все больше входит в обычай на дни рождения, юбилеи вручать виновнику торжества деньги. Мол, он лучше разберется, на что их потратить. А что если юбилей у руководителя коллектива? Сослуживцы кто группой, кто единолично вручают ему конверты с купюрами. Что это - взятка или подарок? Не говорю, что надо оставить все, как есть. Решать проблему, вносить в нее ясность необходимо. Но делать это следует в высшей степени взвешенно, с учетом, повторяю, обычаев, традиций, менталитета народа.

    - Недавно по российскому телевидению президент России Дмитрий Медведев заявил, что хотя по закону он не должен публично отчитываться о доходах своих и членов своей семьи, он введет это в практику, чтобы показать тем самым пример другим. У нас несколько лет ведутся разговоры о внедрении подобных отчетов, однако на практике как-то не очень получается. Почему?

    - Не могу согласиться. В последние 2-3 года отчеты о доходах за год своих и членов семей, о наличии движимого и недвижимого имущества сдают практически все должностные лица, на кого данное правило распространяется. Другое дело, что далеко не все эти сведения попадают в СМИ. Однако и тут все не так однозначно. Могу сказать, что некоторые правозащитники заявляют о нарушении прав человека, вмешательстве в личную жизнь правительственных чиновников. Знаю также о том, что многим не очень нравится публично признаваться о собственных доходах, наличии имущества. Это, как им кажется, похоже на копание посторонних в их личном гардеробе. Тем не менее, коль скоро подобное правило установлено, подавляющее большинство должностных лиц его соблюдают.

    - Давайте смотреть на вещи трезво. Коррупция неистребима. Пока существуют деньги и вещественные отношения между людьми, пока существуют люди алчные и падкие на наживу и богатство, подкуп и взятка будут жить. Коррупция существовала всегда - и в цивилизованных, развитых странах, и в развивающихся, и в самых отсталых. Не кажется ли вам, что вы воюете с ветряными мельницами, верите ли в то, что в Кыргызстане удастся накинуть на нее узду, усмирить ее?

    - Меня мало утешает, что коррупция процветает во многих странах. Я хочу, чтобы ее было как можно меньше в моей стране.

    Да, действительно, подкуп существовал всегда. Вспомним хотя бы мифологическую историю о суде Париса, когда он был должен вручить яблоко самой прекрасной из трех богинь. Каждая убеждала юношу отдать яблоко ей. Гера обещала за это власть над всей Азией, Афина - военную славу и победы, Афродита - помочь обрести в жены прекраснейшую из смертных женщин, Елену. Что это, как не прямой подкуп?

    Обеими руками голосую за то, чтобы смотреть на вещи трезво. Нельзя изменить или исправить в одночасье то, что насаждалось десятилетиями. Да, коррупцию полностью не уничтожить. Но опыт таких стран, как Норвегия, Дания, Финляндия, Сингапур и многих других показывает, что ее можно ввести в такие рамки, когда она не подрывает основы, не угрожает безопасности и самому существованию государства.

    Прекрасно понимаю нетерпение многих наших сограждан, которые бы хотели одним махом задушить коррупцию. Но чудес на свете не бывает. Нужна системная, последовательная и длительная работа. Причем слаженные и согласованные действия всех заинтересованных в этом деле сторон - власти, общества, соответствующих структур. К сожалению, до сих пор нет антикоррупционного комитета или комиссии в нашем Жогорку Кенеше.

    В борьбе с такой крайне запущенной социальной болезнью, какой является коррупция, нужны воля, терпение и время. Ну а в то, что ее можно обуздать, ввести в приличествующие границы и рамки, я твердо верю. Потому и работаю в данном агентстве.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/28284/


Распечатать: Садыр Жапаров:  Обуздать коррупцию  необходимо и можно РаспечататьОставить комментарий: Садыр Жапаров:  Обуздать коррупцию  необходимо и можно Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Садыр Жапаров:  Обуздать коррупцию  необходимо и можно Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007