Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
29 мая 2009 | ПЕРСОНЫ |
Сергей Масаулов: Бишкек станет вторым ХельсинкиНедавно на границе КР с Узбекистаном "отметились" боевики организации "Исламский джихад", а в начале мая в Азии возник новый узел напряженности - афгано-пакистанский. Все это означает, что проблемы общей безопасности региона требуют новых решений.О шагах, предпринимаемых нашей страной в этом направлении, мы беседуем с директором Института стратегического анализа и оценки при президенте КР Сергеем Масауловым. Миротворческий прорыв - Сергей Иванович, президент Курманбек Бакиев предложил сделать столицу нашей республики площадкой для мирных переговоров по Афганистану. Этот проект получил название "Бишкекская инициатива". Здесь расчет на то, что можно всерьез примирить тамошних "полевых командиров"? - Для начала позвольте уточнить: "Бишкекская инициатива" рассчитана не только на примирение в Афганистане. Она будет постоянно действующим органом для решения любых спорных вопросов. И не только в нашем регионе, но и в перспективе всех его соседей. А примирить можно любого, кто этого хочет. От тридцатилетнего кровопролития устал не только сам афганский народ. Его соседям тоже надоело жить в постоянном страхе: "А вдруг эта война перекинется и на нас?". Но не только война - главная угроза безопасности региона. В 2001 году в Афганистане было произведено 180 тонн разных наркотиков, а в прошлом - больше восьми тысяч тонн. Специалисты ООН говорят: афганский героин очень низкого качества, но он дешевый, поэтому и пользуется популярностью в мире. А транзит идет через нас, что тоже не добавляет Центральной Азии авторитета в мире. - В общем, "Бишкекская инициатива" появилась не случайно. - Скажу больше: для нее есть не одно основание, а несколько. Во-первых, в Азии до сих пор нет реального механизма решения разногласий, возникающих между государствами. Есть целые регионы, где проблемы накапливаются десятилетиями, а потом доходит до того, что иными методами, кроме радикальных, снять эти проблемы невозможно. Согласитесь, лучше их снимать на начальном этапе, чем потом бороться с неприятными последствиями. Во-вторых, по отношению к Центральной Азии существует огромное количество внешних игроков. Их интересы порой различаются очень сильно. И если мы сами не предпримем в регионе ряд усилий по выражению собственной позиции, то внешние игроки решат все вопросы по-своему, но за наш счет. И тогда мы в Центральной Азии станем не субъектами, а полем, куда приходят помериться силами. Этого никто не хочет ни в нашей стране, ни у соседей. Ну а третье основание - будущее самого Кыргызстана. В своем Курсе на обновление страны президент Бакиев не случайно заявил, что необходимо строить будущее Кыргызстана, которое соответствует нашим национальным интересам. Одним из таких интересов является превращение Кыргызстана в место, где прекращаются любые споры и конфликты в Евразии. Чтобы обезопасить страну в будущем. - Считаете, что все это возможно осуществить? - А почему нет? Тем более это соответствует нашим культурно-историческим традициям. В Бишкеке проходил один из этапов переговоров по прекращению карабахского конфликта, и именно здесь был положен конец гражданской войне в Таджикистане. Возможности нашей столицы позволяют развернуть всю необходимую инфраструктуру для широкого международного переговорного процесса. Если же говорить конкретно обо мне, то я лично вижу Бишкек вторым Хельсинки, для будущего, назовем его условно, совещания по безопасности и сотрудничеству в Азии. - Недавно вы принимали участие в чолпон-атинском форуме экспертов ШОС и встрече премьеров СНГ в Астане. Как относятся к "Бишкекской инициативе" на этих уровнях? Иногда создается впечатление, что страны-соседи не во всем понимают нашу позицию. - Я бы сказал, что понимание достигается и позицию нашу принимают. На форуме ШОС не было ни одного выступления, в котором наше предложение было бы отвергнуто. Конечно, все осознают, с какими трудностями придется столкнуться. Достигнуто также понимание, что мы находимся в самом начале процесса и, возможно, еще не видим всех препятствий, с которыми придется иметь дело. Но главное, наш подход признан новым и перспективным. Что касается прямой поддержки наших предложений, надо проделать большую работу, чтобы предпринять конкретные шаги в этом направлении. Но ведь все начинается с первого шага! FATA, да не та - А как можно распутать упомянутый вами клубок? - Сложное не управляется просто - взять хотя бы ситуацию на пакистано-афганской границе. Сейчас ведущие мировые аналитики и "мозговые центры" обсуждают новые подходы в политике администрации Барака Обамы по отношению к Афганистану и Пакистану. Также затрагивают и район компактного проживания пуштунов в пакистано-афганском приграничье. В английской аббревиатуре этот район называется FATA - Federal Administered Tribal Area или "Зона племен федерального подчинения". Как полагают в Штатах, именно из FATA исходит основная угроза не только Афганистану и Пакистану, но и всему международному сообществу. Этот регион никто не контролирует - ни пакистанское правительство, ни международные силы. Именно там базируются "Талибан", "Исламское движение Узбекистана" и "Аль-Каида". - Пока что, судя по всему, по отношению к тем местам все же преобладает упрощенный подход. - Пожалуй, я с вами соглашусь. Иначе бы не подняли опять тему распада Пакистана и Афганистана как государств на отдельные "лоскутные" псевдогосударственные образования. Впервые об этом заговорили в начале 80-х годов прошлого века. Тогда обсуждался вопрос создания "Великого Пуштунистана", собранного из районов компактного проживания пуштунов по обеим сторонам так называемой "Линии Дюранда" в Пакистане и Афганистане, и "Великого Белуджистана", состоящего из пакистанского и иранского Белуджистана и иранской же провинции Систан. - А чем распад Пакистана угрожает нам? - Тем, что непонятно, кому в случае распада достанется его ядерное оружие. Поэтому наша страна и настаивает на немедленном диалоге с талибами в рамках "Бишкекской инициативы". Других предложений о месте переговоров пока нет. Поэтому сейчас наша позиция - как Афганистан, так и Пакистан должны быть едиными государствами. Потому что только в этом случае можно и угрозу терроризма ликвидировать, и поток наркотиков остановить, а в перспективе - полностью ликвидировать влияние международных преступных группировок. Только так оба государства смогут обеспечить мир и стабильность как внутри себя, так и для своих соседей. - Но ведь в Афганистане слишком много этнических групп? - А никто и не говорит о том, что мы хотим привлечь только пуштунов или одних хазарейцев. "Бишкекская инициатива" президента требует участия в мирных переговорах всех народов Афганистана. Без участия всех этносов никакой разговор просто не имеет смысла. Также в переговорах должны участвовать и те, кто состоит ныне в оппозиции Хамиду Карзаю и Асифу Али Зардари. Договор по миру в Афганистане потому и назван всеобъемлющим, что подписать его будут приглашены все. Дмитрий ОРЛОВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/27939/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007