Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
13 марта 2009 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Энергетика пожилого мальчикаДревнегреческий поэт Пиндар сказал: "Любимцы богов умирают молодыми". Анатолия Крупнова не стало 27 февраля 1997 года во время записи в студии - остановилось сердце. Он не дожил до своих 32 лет всего 15 дней... Я мало жил, но я немало успел,Жизнь суматошную ценя и любя... За такой короткий срок поэт, композитор и музыкант - лидер группы "Черный обелиск" Анатолий Крупнов действительно успел многое. Три театральные роли, включая и Воланда в "Мастере и Маргарите", одна работа в кино - следователь в фильме "Научная секция пилотов", объединенная книга стихов (не песенных) и эссе "Размышления пожилого мальчика", работа на радио, записи альбомов, гастроли, концерты... "Я безумно люблю концерты, - признался однажды Анатолий. - Ведь концерт - это общение с живыми людьми, а не с аппаратурой в студии. На каждом концерте я выкладываюсь до конца и не жалею об этом. Вся энергия, которую я потратил, с лихвой возвращается ко мне из зала". Насчет же "внероковых" занятий Крупнов как-то раз пояснил: "Я использую каждую возможность попробовать себя в отличном от рок-музыки качестве. Обидно ее упускать". Когда ему было 14, он написал: Я хочу быть, как солнце,Но не серым, как небо... Юрий Шевчук вспоминал о нем: "Толик произвел на меня неизгладимое впечатление. Совершенно потрясающий человек! С ним всегда было комфортно. А уж когда он начинал играть... Все просто открывали рты и смотрели на него... Крупнов помогал Батьке аранжировать партии бас-гитары песен альбома "ДДТ" "Это все...". В собственном же творчестве порой доходило до кризисов: Хрупко светит луна, из хрустальных домовРаздается то шепот, то смех. Опускаюсь со дна, поднимаюсь на дно, Растворяюсь, как кошка, во тьме... В 90-е годы в российских "металлических" текстах безраздельно царствовал культ нечистой силы. Черти, ведьмы, упыри, вурдалаки - когда слышал эти песни, порой казалось, что попал не на концерт, а на сатанинский шабаш. Но "Черный обелиск" из этого ряда выделялся. "Я не понимаю детской чертовщины нашего трэша, - говорил Анатолий. - Это же дебилизм - писать такие стихи". У него было другое: Память о прошлом недолговечна порой,Все, что случалось, кажется после игрой. Выбрав из памяти нужное только тебе, Все остальное отринешь, забыв о судьбе. Смерть в поэзии Крупнова присутствовала, но отношение к ней у Анатолия было иным, нежели у его "коллег по цеху". Внимательно вчитываясь в его стихи-песни, понимаешь: он призывал бороться со смертью всеми силами, а не готовиться к ней с покорностью барана на заклание: В начале дня, как всегда, несмотря ни на что,Забыв усталость, болезнь и врожденную лень, Старайся все свои силы направить на то, Чтобы остаться в живых, пережив этот день. Каждая песня Крупнова - не апология смерти, а предупреждение: "Смотрите, люди, что будет, если вы не прекратите выяснять между собой отношения кулаками и оружием". Когда 19 августа 1991 года танки катили по улицам Москвы, глядя на них в окно, Анатолий написал: День прошел, и было все, как вчера,Все, как прежде точь-в-точь. Цепь событий разорвав до утра, Город ринулся в ночь. Тишина сменилась треском огня, Краски словно во сне. Утро взорвано, реальность страшна; И, не веря глазам, ты видишь город в огне. Без огня, как мы помним, тогда обошлось. Зато не обошлось через два года - в октябре 1993-го Борис Ельцин не поделил власть с Александром Руцким. Совсем немного не хватило тогда, чтобы Россия начала воевать сама с собой. Не зря говорят, что поэты видят то, что многим недоступно... Когда Анатолия не стало, заговорили, что он-де умер от передозировки героина. Героин в жизни Крупнова был - это правда. Но правда и то, что, к его чести, Анатолий сумел выбраться из героинового "рая". Впоследствии он даже вел на московском радио цикл передач "Новая жизнь", где рассказывал о наркотиках, исходя из собственного опыта. Его мама Эвелина Петровна вспоминает: "Однажды, приехав на кладбище, я разговорилась с двумя мальчиками. Я убирала Толину могилу, а эти мальчики стали мне помогать. А потом спросили меня: "Вы не Толина мама?" - "Да, я - Толина мама". И тогда один из мальчиков мне говорит: "Знаете, а Толя спас меня от наркомании". - "Каким образом?" - спрашиваю. "Я слушал его передачи "Новая жизнь". Я никому не верил: ни врачам, ни родителям, а Толе поверил. До этого я очень сильно кололся. И я сошел с иглы". Толя мне говорил, что если хотя бы он одного человека спасет от наркомании, значит, делал он это все не зря. И вдруг этот 18-летний мальчик говорит мне, что Толя его спас. Это было как бальзам на мою душу". Мама, прости мне все то, в чем виновен я, мама!К тем, кто нас любит, относимся мы кое-как! Жизнь - это ямы, канавы, канавы и ямы Или строительство дома в зыбучих песках! Это песня из незаконченного альбома Анатолия Крупнова. Позднее его "сводили" друзья поэта и музыканта. Работу назвали "Postальбом". В песне "Семь бед" он сумел перечислить все главное в своей жизни, а в финале сказал: И вот осталась мне одна -Седьмая, как придет она, Так и отвечу Пока же буду петь, плясать, Играть концерты на басах - Еще не вечер. Однажды Анатолия пригласили в суперпопулярную германскую группу "Акцепт" бас-гитаристом. Но Крупнов отказался. Знакомые стали донимать его упреками вроде: "Зачем ты отказался уехать? Сейчас бы греб деньги лопатой. В России ловить нечего - из этой страны надо бежать". Вместо ответа Анатолий написал свою, пожалуй, знаковую песню "Я остаюсь", которой я и заканчиваю рассказ о нем. Я остаюсь А мы опять стоим, и в трюме вода, И ты опять твердишь, что надо бежать. И ты опять твердишь, что надо туда, Где не качает, сухо и есть чем дышать. Но ведь и здесь есть шанс, пускай один из десяти. Пусть время здесь вперед не мчится - ползет. И пусть остаться здесь сложней, чем уйти, Я все же верю, что мне повезет. И я, я остаюсь Там, где мне хочется быть. И пусть я немного боюсь, Но я, я остаюсь, я остаюсь, чтобы жить. Ты говоришь, что здесь достаточно зла, И ты спешишь скорей отсюда уйти. Ты говоришь, что мне неволя мила, И свято веришь в правду другого пути. Бежать и плыть, лететь, куда, все равно. Лишь бы туда, где нет и не было нас. Ты говоришь, здесь все погибло давно И слишком много чужих среди нас. Я здесь привык, я здесь, как будто в строю. Я вижу все, хоть здесь и мало огней. И на ногах я здесь так твердо стою, А чтоб стоять, я должен держаться корней. Я здесь привык, я здесь не так одинок. Хоть иногда, но здесь я вижу своих. Когда начнет звенеть последний звонок, Я буду здесь, если буду в живых. Дмитрий ОРЛОВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/26948/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007