Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
30 января 2009 | ПЕРСОНЫ |
Болот ОСМОНОВ: Нашу молодежь переманивают в КазахстанДиректор Кыргызского национального театра оперы и балета Болот Осмонов награжден Золотой медалью "ТЮРКСОЙ" за большой вклад в развитие искусства тюркоязычных стран. Награду наш соотечественник получил во время празднования 15-летия создания этой организации в Анкаре. Он отмечен в числе 12 человек по решению министров культуры тюркоязычных стран. -И почетно, и неожиданно для меня оказаться в компании людей, отмеченных этой наградой, среди них есть Полад Бюль-Бюль оглы и Михаил Швыдкой, - говорит Осмонов. - Видимо, мои скромные заслуги при участии в различных проектах этой организации не остались незамеченными. В прошлом году Болот Осмонов второй раз занял пост директора оперного. - Я мог бы стать посредственным вокалистом, но понял, что это не для меня. Обнаружил у себя организаторские способности. Из меня не получилось великого оперного певца, зато вышел толковый директор, - говорит он. - Вы пришли в театр, когда в нем блистали именитые вокалисты Кыргызстана. Не страшно было? - Долго бродил вокруг театра, не представлял, как зайду и скажу, что хочу петь, думал, что меня сразу прогонят. Но, к моему удивлению, никто надо мной не рассмеялся, приемная комиссия меня сразу же зачислила в хоровую студию, мне предложили работать в хоре. Тогда выступали Булат Минжилкиев, Хусейн Мухтаров, всего в то время у нас было шесть первоклассных басов, и репертуар соответствующий: "Борис Годунов", "Фауст", "Петр Первый". Помню, как впервые поехал вместе с ними на гастроли в Киев. В течение месяца выступления нашего театра шли с аншлагом, помню, люди за два квартала искали лишний билет, а я с гордостью спешил на репетиции. - Вспомните, пожалуйста, годы учебы в музыкальном училище при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. - В приемной комиссии председательствовал Гуго Ионатанович Тиц - профессор Московской консерватории, который воспитал целую плеяду вокалистов. Среди студентов ходила байка, что Гитлер обещал, что, когда возьмет Москву, первым он повесит Левитана, а вторым Тица. Также в комиссии была супруга Рихтера, выдающаяся певица и профессор Московской консерватории Нина Дорлиак. Учеба в Москве дала очень много. Наше общежитие находилось в ста метрах от Большого театра, и мы могли посещать все спектакли. Для нас выделялись бесплатные билеты в Большой театр, пусть и на галерке, но мы были на всех постановках. Это было в восьмидесятых. На прилавках магазинов практически ничего не было, всюду очереди, но духовного дефицита не случилось. - Сохранились ли связи со времен студенчества? - Да. Во многом благодаря сохранившимся связям мне удается приглашать к нам ведущих солистов оперного и балетного искусства. Все мои однокурсники стали знаменитыми певцами и сейчас блистают на различных мировых сценах. Например, Галина Бойко и Ирина Гелахова - ведущие солистки Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Наталья Дерхо - одна из ведущих сопрано мира. - Как сложилась ваша судьба после возвращения на родину? - По возвращении был принят артистом хорового коллектива Государственного комитета Киргизской ССР по телевидению и радиовещанию, где проработал до 1992 года и в составе которого стал лауреатом премии Ленинского комсомола Киргизии. В начале девяностых ушел из хора, как и многие в те годы, ударился в частную коммерцию. - Как возникла идея создания Чуйского камерного оркестра - молодого творческого коллектива, директором которого с момента его основания и до настоящего времени вы являетесь? - Молодые талантливые музыканты собирались на квартирах друг у друга. В кругу друзей-энтузиастов возникла идея организовать собственный коллектив, который играл бы качественную музыку. Меня попросили взяться за организаторскую работу, найти помещение, определить зарплату музыкантам. В этом году коллективу исполнилось пятнадцать лет. За эти годы дано много концертов, с нами выступали Стадлер, Спиваков, Башмет. Трудности были в первые годы, есть и сегодня. До сих пор нет своего помещения, арендуем зал в музее ИЗО, не очень высокие зарплаты. Постоянно меняется состав, но оркестр держится на плаву. Наши ребята играют во многих странах. Первым уехал Максим Смакеев в Мексику, сейчас он концертмейстер Мексиканского симфонического оркестра. Он писал: "Ребята, не бойтесь, с нашей школой мы нигде не пропадем". Скрипачка Татьяна Мистрюкова уехала в Прагу, там полгода работала не по профессии. Однажды все же решилась пойти на прослушивание. На всякий случай обратилась сразу в четыре оркестра, и все четыре взяли нашу Татьяну, но она выбрала симфонический оркестр Пражского оперного театра. Слава Инкижеков в нашем оркестре был на вторых скрипках, уехал в Хакасию, где сейчас главный дирижер симфонического оркестра. - Как пришла идея организовать фестиваль памяти Булата Минжилкиева? - Я еще мальчишкой, стоя за кулисами, восхищался талантливыми выступлениями Булата Минжилкиева. Обидно было, когда после его смерти стали раздаваться голоса, мол, он забыл родину и уехал в Санкт-Петербург. Но я считаю, что он прославил нашу страну, все знали, что он кыргызстанец. Ведь Шаляпин, после революции эмигрировавший во Францию, не перестал быть русским басом. Я взялся за организацию фестиваля имени Минжилкиева. Это было мое первое масштабное мероприятие. На I Международный фестиваль оперного искусства имени Булата Минжилкиева приехали солисты Мариинского и Большого театров, Украины, Казахстана и Узбекистана. Впервые на нашей сцене выступил симфонический оркестр под управлением Валерия Гергиева. Через два месяца после этого фестиваля меня назначили директором Театра оперы и балета. - Что удалось сделать в свой первый срок на посту директора? - Было представлено 12 спектаклей с участием ведущих солистов из театров Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Киева, Алматы и Ташкента, а также профессионалов современного направления в хореографическом искусстве из Франции и Мексики. Провели II Международный фестиваль балетного искусства имени Бюбюсары Бейшеналиевой, где выступили звезды русского балета, гости из городов России, Казахстана и стран дальнего зарубежья. - Тогда же и был создан клуб друзей Театра оперы и балета? - В европейских странах существует давняя традиция благотворительности. Там все желающие могут пожертвовать деньги на больницы или театры. Друзья-дипломаты из посольства Германии посоветовали мне организовать благотворительную организацию при театре. Так появился клуб друзей Театра оперы и балета. В основном в него вошли сотрудники зарубежных посольств и иностранцы. Платили по 100 долларов в год в качестве членских взносов. Важнее были их связи, чем деньги. За счет клуба мы поставили оперу "Волшебная флейта" и провели первый фестиваль балетного искусства. Может быть, я был мотором этого клуба, потому что когда ушел, все остановилось. Сейчас хотим возродить, но найти меценатов-энтузиастов сегодня сложно. Из частных спонсоров поддержку видим от "АзияУниверсалБанка", благодаря которому у нас в театре прошли концерты пианиста Дениса Мацуева и скрипача Сергея Стадлера, выступление Николая Цискаридзе. И еще запланировали провести в октябре второй фестиваль оперного искусства памяти Булата Минжилкиева. - Вас приглашали на работу в Минкультуры и информации на должность замминистра, но вы вернулись в родной театр. Не пришлась по душе работа чиновника? - Этот театр я знаю досконально, от работы гардероба до творческого процесса. Мне важно видеть плоды своего труда. Сначала пробиваешь деньги, готовишь эскизы декораций и костюмов, череда репетиций, и наконец готовая постановка на суд зрителей. Приятно видеть, когда зрители уходят счастливыми, для этого и работаем. - Каким был прошедший год для коллектива театра? - Выпустили пять премьерных спектаклей. Например, поставили "Риголетто" после тридцати лет забвения, но с тех пор остался только музыкальный материал, а декорации и костюмы пришлось восстанавливать. Поставили оперу "Джамиля" и балет "Материнское поле", детский спектакль "Кошкин дом". Весной провели балетный фестиваль памяти народной артистки СССР Бюбюсары Бейшеналиевой, на который приехали 17 ведущих солистов со всего мира, в том числе такие звезды, как Николай Цискаридзе и Илзе Лиепа. За десять дней до начала фестиваля все билеты были распроданы. - Есть ли у вашего театра кадровые проблемы? - К сожалению, талантливых воспитанников Бишкекского хореографического училища переманивают в театры Алматы и Астаны. Но молодых можно понять: мы им можем предложить зарплату в 100 долларов, а там они получают в пять раз больше. - Помогает ли государство флагману отечественного театрального искусства? - Советское время было счастливым для театров и искусства. В минувшем году впервые за годы независимости благодаря Министерству культуры и информации нашлись средства на столь нужный зданию театра ремонт. В последнее время здесь и крыша текла, и сцена требовала обновления. Мы сделали евроремонт в гримерных. В этом году надеемся завершить ремонт артистической части здания и перейти к ремонту основного зала. Полностью будем менять пол, кресла, сценическое оборудование, освещение. Стараемся делать на таком уровне, чтобы не было стыдно перед коллегами из-за рубежа. К сожалению, нам не по карману профессиональный балетный линолеум, который стоит 40 евро за квадратный метр. - Идет ли сейчас зритель в ваш театр? - Да, и радует, что много молодежи. Ожидаем аншлаг на единственном выступлении солистов Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Натальи Крапивиной и Георгия Смилевского, которое состоится в конце февраля. Фото Владимира ВОРОНИНА. Наталья ФИЛОНОВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/26347/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007