Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
19 декабря 2008 | ЭКОНОМИКА |
Туризм: фаза торможения"Туризм в Кыргызстане должен и имеет все возможности стать полноправной отраслью, дающей значимый процент бюджетных поступлений страны". Но сегодня индустрия отдыха находится в таком же зачаточном состоянии, как и пятнадцать лет назад, когда впервые был озвучен этот тезис. Мировой кризис нанес ощутимый удар по международному туризму. Для Кыргызстана увеличение потока туристов из дальнего зарубежья всегда оставалось проблемой, теперь следует ожидать существенного его снижения. Остаются Россия и Казахстан. Там положение тоже критическое. Если полгода назад туры в Кыргызстан были на грани конкурентоспособности, то теперь мы проигрываем по всем экономическим показателям. Москвичу и в прошлом году было дешевле отдыхать в Анталии, чем в Кыргызстане. И если раньше мы могли рассчитывать на сибирские регионы, то в новых реалиях и для них Турция оказывается дешевле Иссык-Куля. Наши внутренние проблемы Кризис туристической отрасли в Кыргызстане случился раньше мирового. В этом сезоне наплыва туристов не получилось. И бодрые рапорты госчиновников от туризма не стоит воспринимать серьезно. На сегодня нет возможностей определить эффективность работы отрасли. Сколько посетивших страну являются туристами и почему их расходы оцениваются в сто долларов, никак не обосновано. Объективнее оказывается субъективный взгляд на заполнение здравниц Иссык-Куля в летний сезон. Прошлым летом отдыхающих было больше. И именно с прошлого лета следует начинать отсчет кризиса отрасли. Ситуация сложилась не за один год, но именно в прошлом сезоне стало очевидно, что наши цены не соответствуют нашему сервису. Раньше это обосновывалось тем, что за короткий летний сезон люди стремились заработать деньги на год. Но это тупиковый путь, когда заработанные деньги не идут на развитие инфраструктуры. Номер, который 5 лет назад стоил 10 долларов, не может сегодня стоить 50. Без переделки и даже элементарного ремонта. А у нас пошли дальше, просят за него уже $80. И какими бы Санта-Клаусами мы сегодня ни заманивали к нам туристов, информационный сетевой маркетинг определяет нас как страну с сумасшедшими ценами и отсутствием сервиса. Большая часть туристов в последние годы уезжала от нас недовольными. Начиная со следующего сезона, мы будем расплачиваться за идеологию сиюминутной выгоды, отложив еще на несколько лет становление туризма как полноправной отрасли. Что делать Прогнозировать на следующий год спад можно однозначно. И в этом контексте экономический кризис стимулирует пересмотр понимания туристического бизнеса. Инвестиции в туризм не приносят быстрой прибыли, зато относятся к категории стабильных. Частники, взвинтившие цены, на рынке останутся далеко не все. Именно та категория, которая приведет в соответствие цены с предлагаемыми услугами, сможет выжить в условиях мирового кризиса. Задача государства завлечь туристов в страну. Международный маркетинг по продвижению местного турпродукта дело сложное, и им надо заниматься серьезно. И кампании из категории "Кыргызстан - страна Санта-Клауса" вряд ли окажутся эффективными. Нужны иные пути, и только в объединении усилий частников и государства они могут быть найдены и реализованы. Фото Владимира ПИРОГОВА. Петр ЧЕРНЯК. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/25842/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007