Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
9 декабря 2008 | ЭКОНОМИКА |
Пошлины, кризис и наш интересТаможенный комитет принял решение повысить с 10 декабря 2008 г. средний уровень таможенных пошлин на ввоз автомобилей. Изменения также затронут структуру пошлин. Пошлины должны больше возрасти для старых автомобилей и для автомобилей с объемом двигателя свыше трех литров. Судя по заявлениям ответственных лиц, эта мера планировалась давно. Она нацелена на омоложение автомобильного парка в стране в интересах дорожной и экологической безопасности: старые машины чаще ломаются и больше воздух загрязняют. Как и следовало ожидать, автодилеры выступили против принятого решения. Основной аргумент: неожиданное введение новых пошлин приведет к потерям по уже заказанному или закупленному товару. В таком случае требования автодилеров сводятся к просьбе об отсрочке, не превышающей двух-трех месяцев. Таможенный комитет эти требования считает необоснованными, так как решение им готовилось с 2007 года и информация о нем изначально была доступна для всех игроков автомобильного рынка. К этой полемике можно добавить соображение, которое, к сожалению, ни одной из сторон не упоминается. Возможно, это связано с тем, что оно выходит за рамки узкого хозяйственного спора и затрагивает интересы экономики в целом в условиях глобального экономического кризиса. Во всем мире наблюдается кризис автомобильной промышленности. За ноябрь 2008 г. (по отношению к ноябрю 2007 г.) падение продаж новых легковых автомобилей составило 40 % в США, 27,3 % в Японии, 36 % в Южной Корее. В странах ЕС это падение составило 14 % во Франции, 49,6 % в Испании, 16,42 % в Бельгии, 36,8 % в Великобритании, 29,46 % в Италии, 36 % в Швеции и 18 % в Германии. По всему Евросоюзу на 2009 г. прогнозируется падение продаж на 10 % (в основном за счет снижения производства, это означает, что падение спроса будет выше 10 %). В Испании это уже привело к потере 500 тыс. рабочих мест. В Германии прогнозируется продолжение кризиса по меньшей мере до конца 2010 года, а 2008 год уже объявлен самым тяжелым за период с 1990 г. К концу 2009 г. будет потеряно 50 тыс. рабочих мест и исчезновение 16 % предприятий автопромышленного комплекса. Ответные меры правительств стран ЕС имеют плохо скоординированный и неполноценный характер. Выделяемые ими суммы слишком малы относительно масштабов кризиса. По большей части они направлены на поддержание ликвидности производителей, нежели на увеличение спроса, что даст им возможность с наименьшими потерями перейти к более низким объемам производства. Во Франции предусмотрена премия в 1000 евро при замене старого автомобиля на новый. На крайние меры идут дистрибьюторы. Например, в Бельгии при покупке автомобиля за 22 тыс. евро предлагается бесплатная малолитражка, цена которой 10 тыс. евро. Дело в том, что на покрытие издержек (прежде всего связанных с хранением автомобилей) торговцам необходима ликвидность, которую они стремятся получить даже по убыточным ценам. Все это указывает на то, что кризис в отрасли, да и в экономике в целом, будет наблюдаться в следующем году. Если правительства развитых стран не перейдут к более радикальным мерам (на что уйдет время), кризис продлится дольше. За это время нынешние модели автомобилей будут устаревать и рынок будет перенасыщенным. Все это уже привело к падению цен на автомобили. Предсказывать такие вещи сложно, но, скорее всего, снижение цен будет продолжаться. Особенно в следующем году. Если падение цен на европейском и других автомобильных рынках приведет к падению цен в Кыргызстане, в нашей стране путем эффекта замещения уменьшится средний возраст автомобилей, то есть произойдет омоложение автомобильного парка. Допустим, где-нибудь в Германии владелец автомобиля, выпущенного в 2005 г., предпочтет продать его по заниженной цене, чтобы воспользоваться скидками и прочими маркетинговыми акциями на модели 2007 г. Если этот автомобиль по заниженной цене будет завезен в Кыргызстан, кто-нибудь постарается приобрести его и продать собственный автомобиль, скажем, 2000 г. выпуска. Другой человек, который рассчитывал приобрести за накопленную им сумму автомобиль 1998 г., получит таким образом возможность изменить свои планы и купить машину на два года моложе. Если правительство беспокоится об омоложении автопарка, ему необходимо сделать все возможное для того, чтобы падение цен в ЕС и в других странах-производителях перекинулось на наш рынок. Как страна-импортер мы извлечем из этого только выгоду. Это тем более важно, если учесть, что в Кыргызстане наблюдается снижение покупательной способности населения. Очевидно, что повышение пошлин будет иметь обратный эффект: оно поглотит снижение мировых цен, и на наш рынок автомобили будут поступать в лучшем случае по прежним ценам, в худшем - по завышенным. В сегодняшних условиях было бы разумнее снизить уровень пошлин по крайней мере до конца 2010 года. В таком случае описанный выше простой механизм сработает на нашем рынке и даст искомый правительством результат: уменьшение среднего возраста имеющихся автомобилей. Это позволит правительству начать движение по направлению к поставленной главой государства задаче: извлечь выгоду из мирового кризиса. Результат будет еще лучше, если по заниженным ценам будут импортированы грузовые машины и микроавтобусы (например, для туристического сектора), на которые вообще следовало бы отменить все пошлины. Разумеется, для более эффективного проведения указанной политики необходимо осуществлять мониторинг цен на новые и подержанные автомобили в Германии и в других странах. Благодаря Интернету есть возможность проводить сносный по качеству, дешевый, а главное, пригодный для проведения политики мониторинг мировых цен. Чингиз ШАМШИЕВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/25703/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007