Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
5 сентября 2008 | ПЕРСОНЫ |
Мирс Абузяров: Я протестую против себяЭтого человека невозможно представить читателям однозначно. Ибо главный инженер Чуй-Токмокского района электрических сетей (РЭС) Мирс Абузяров еще музыкант, композитор и аранжировщик. "Если переиначить старую советскую песню, - говорит он, - рок-н-ролл не просто возраст, рок-н-ролл - моя судьба. Я могу прекратить работать в энергетике, но заниматься музыкой - никогда". Рок-н-ролл мертв? - Знаешь, в чем главная ошибка советской власти? - спрашивает он. - Думаю, в том, что она зачастую боролась с тем, с чем вообще не надо было бороться: стиляги, авангардисты, хиппи, рокеры. В СССР официальная идеология клеймила рок как "пособника мирового империализма". Ей тогда взбрело в голову, что эта музыка оказывает разлагающее влияние на советскую молодежь. Но в то же время буржуазная пресса называла рок "коммунистической угрозой". С другой стороны, легализация принесла року не меньше вреда, чем запрет... - Рока, - считает Мирс, - стало настолько много, что публику им просто "перекормили". Но хуже всего оказалось другое. На смену настоящему музыкальному и поэтическому творчеству пришел "рокопопс". В музыкальном плане это те же ВИА 70-х годов, только партии клавишных у них исполняют гитары. А тексты? Например, у российской группы "Звери"? Это же монолог пациента кожвендиспансера: "Больше нечего ловить - все, что надо, я поймал". Нет, если кому-то это нравится, то дай Бог. Но не обкрадывают ли они себя этим? Шустрые ребятишки с телевидения внушают нам, что этот примитив и есть настоящее искусство. Эта волна дошла и до нас. Люди собираются в группы, и первая мысль у них, какие деньги они будут зарабатывать музыкой. Поэтому они довольно быстро распадаются. Потому что не знают одного: музыка - это труд, полная самоотдача. Много денег на роке не заработаешь. Помнишь, как у Кости Кинчева: "Рок-н-ролл - это не работа; рок-н-ролл - это прикол"? Одно меня радует: мои ученики это понимают. Наверное, поэтому все они и состоялись как хорошие самобытные музыканты. Я ведь не только играю, но еще и даю что-то вроде мастер-классов... Токмакская группа "Слайды" не первый проект, с которым работает Мирс. До этого были группы "ЮГ" ("Южный городок") и "Небо". Его ученики играли также в группах "Брат Фидель" и "Крик". Ни одна из этих команд не была бишкекской. Первые три из Беловодского, а последняя - токмакчане, как и "Слайды". На периферии, признается он, много талантливых ребят, и хочется, чтобы их услышали все... - По жизни я счастливый и везучий человек, - говорит Мирс. - И всегда старался не "заморачиваться" на неприятностях. Потому что живу по принципу: "Жизнь прекрасна - ежеминутно и ежечасно". Сейчас я не собираюсь останавливаться на нынешней программе. У меня самое большое желание, чтобы рок-клубы не умирали. Чтобы народ всегда имел возможность слушать качественную "живую" музыку. Еще я не люблю "пассажиров". Если ты вышел на сцену, то работай. Люди пришли тебя послушать, так будь добр все свои проблемы оставь за забором и "зажигай". Я никого не собираюсь учить, что им делать, однако надо помнить, что главное в творчестве - не столько умение грамотно перебирать гитарные струны. Это еще и твоя психологическая совместимость с залом. Можно играть на гитаре ценой в тысячу долларов, но если ты не договорился со слушателями, вся твоя игра - к черту. А можно играть на "дровах", и зал тебя с концерта на руках вынесет... Приключение "Электроника" По признанию Мирса, за почти сорокалетнюю творческую жизнь с ним бывало всякое. Случались в его творчестве и моменты, которые никак нельзя назвать веселыми. - В 1978 году, - вспоминает он, - я работал в вычислительном центре Министерства пищевой промышленности и играл в группе "Электроник". Как известно, на Новый год артисты театров и филармонии работают на елочных представлениях. А 13 января - на Старый Новый год - отдыхают. "Электроник" как одну из лучших групп пригласили выступить тогда на "капустнике" в Театре оперы и балета. Мы вышли на сцену и начали играть песни "Машины времени". Мне не по душе были наши "белокостюмные" ВИА типа "Самоцветов" или "Пламени". Сам посуди: стоят в ряд 17 человек, как солдаты, а толку никакого. Ну мы и "оторвались": "Вот новый поворот...", "Над нашим домом целый год мела метель..." и так далее. И тут подходит ко мне, руководителю, какой-то человек и говорит: "Прекращайте играть такие песни, они запрещены". "Что, мне о Родине и партии петь, что ли? - подумал я тогда. - Да кто ты такой, чтобы тут распоряжаться?" В общем, послал я его. Но интеллигентно, без матов... На следующий день Мирс познакомился с двумя сотрудниками организации, называвшейся КГБ. - Фамилию одного из них я помню до сих пор - Вершинин, - рассказывает Мирс. - Не знаю, жив ли он, уже тогда в годах был. А вот фамилию второго я запамятовал. В общем, завели они меня в отдельную комнату. А потом уже "классика": направили мне в лицо свет настольной лампы и начали задавать разные вопросы. Часа полтора это продолжалось. А потом я ответил на эти вопросы еще и письменно. С обязательными подписями вверху и внизу каждой страницы. Вот так я дал свои первые в жизни автографы после концерта и попал в диссиденты. Хотя ни до, ни после у меня не было никаких претензий к советской власти и до сих пор нет. Но из Минпищепрома меня уволили и в дальнейшем на работу на "режимные" предприятия не брали. Однако с голоду я не помирал: хорошие специалисты-энергетики везде были нужны. Уже скоро сорок лет будет моей любви к электричеству, причем во всех смыслах - и по музыке, и по основной профессии. По признанию Мирса, вне работы в РЭС чаще всего он слышит два вопроса. Друзья и слушатели спрашивают: "Когда следующий концерт?". Остальные же интересуются: "Когда тебе надоест этим заниматься?". - На первый вопрос я всегда отвечаю: "Скоро", - говорит Мирс. - А на второй: "Никогда, пока руки слышат инструмент". Я занимаюсь этим потому, что это - моя жизнь. Если бы меня интересовали только деньги, я еще в середине 90-х уехал бы в Москву. И не на пустое место: было приглашение поработать в команде Игоря Николаева. Но кем бы я был там сейчас? Может быть, разбогател бы. Но я не люблю заниматься тем, что мне не нравится. Творчество дает мне главное - возможность чувствовать себя нужным людям и не стареть раньше времени. Своей музыкой, игрой на гитаре я протестую против себя другого - старого человека с кучей болячек и комплексов. Такого, каким мог бы быть сейчас, если бы не музыка. Для меня хороший пример в этом смысле ребята из "Роллинг Стоунз" и "Дип Перпл". Им уже за 60, а они до сих пор на пике популярности. А мне только 55. Недавно я смог наконец-то сформулировать для себя основной рецепт молодости. Он состоит из одного слова: "Действуй!". И когда после концерта ко мне подходят ребята, годящиеся мне во внуки, и говорят о том, как круто я сегодня играл, - разве это не стоит того, чтобы жить? Фото из архива автора. Дмитрий ОРЛОВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/24370/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007