Сейчас, когда столичным мэром стал бывший начальник госпредприятия "НК "Кыргыз темир жолу" Нариман Тюлеев, дело сдвинулось с места. Спилено несколько десятков деревьев, делается дорога. Однако мнения госструктур и горожан по поводу новой муниципальной трассы через центр парка существенно разнятся.
- Нашу историю не чтят, - сказала Наталья Хлыстова (девичья фамилия Цайзель), которая пришла в редакцию "МСН". - Построить трассу через объект культурно-исторического значения, парк, который носит имя чешского журналиста, общественного деятеля, национального героя Юлиуса Фучика, - возмутительно. Попахивает манкуртизмом. Ведь это не просто зона отдыха. Вспомните, Кыргызстан накануне социализма был аграрной страной, промышленность стала развиваться во второй половине двадцатых годов прошлого столетия. Значительный вклад в экономический рост внесли рабочие из Чехословакии. В 1923 году в родном городе Жилине ими был организован кооператив "Интергельпо" ("Взаимопомощь") с целью создания в Пишпеке ряда промышленных предприятий. Первые 360 представителей "Интергельпо" (в их числе были и мои родственники) прибыли сюда в апреле 1925 года. Через два года в эксплуатацию были сданы суконная фабрика и кожевенный завод. Впервые в истории Киргизии появилось электричество в домах, заработала первая мини-электростанция. И вот уродуется парк имени Фучика. Почему вырубают деревья, убирают арку? Неужели не нашлось иного выхода? Как-то забылось, что чешские энтузиасты внесли вклад в основу экономики Кыргызстана.
- Данная трасса не решит проблему, - отметил транспортник Юрий Рекичинский. - Досконально этот вопрос не изучен. За три-пять дней такое дело не решается. Нет анализа, налицо просто воля одного человека. По моему мнению, есть дорожная альтернатива. Почему весь транспортный поток стремится по центральной дороге? Я как водитель, скажем, лучше сделаю крюк, чем поеду по сокращенному пути - разбитой дороге. Улицы Сыдыгалиева, Льва Толстого, Фрунзе, Гагарина, Баха нужно отремонтировать, и, уверяю, центр на сорок процентов разгрузится. Водители будут больше и охотнее ездить по этим улицам. Поэтому выход есть: это асфальтирование дороги в южном направлении, перераспределение транспортного потока, установка светофоров, четкая организация движения маршрутных такси. С последними вообще творится безобразие, зачастую дублируются маршруты.
Тем временем мэрия объявила, что продление улицы Московской до улицы Интергельпо на 600 метров через территорию парка имени Юлиуса Фучика было предусмотрено еще в генеральном плане Бишкека. Ширина дороги будет 14 метров, по бокам полутораметровые тротуары. По проекту должно быть спилено больше сотни деревьев. Однако, как заверили в Ленинской администрации, уничтоженное количество зеленых насаждений восстановят высадкой в предстоящем сентябре.
За перенос арки, памятников и прочего ответственно объединение парков и зон отдыха мэрии.
- Но в этом никто не даст гарантии, - говорит Наталья Хлыстова. - Ломать не строить. А ведь парк - это легкие города.
- Если строительство дороги и вырубка деревьев продолжится, мы вынуждены будем заниматься судебными разбирательствами, подключим Генпрокуратуру, - отметил Юрий Рекичинский.
Между тем пресс-служба Министерства культуры и информации Кыргызстана сообщила, что парк имени Юлиуса Фучика - памятник истории и садово-парковой архитектуры республиканского значения.
- Строительство дороги не согласовано с Минкультуры, - отметили в пресс-службе. - На данный момент разрабатываются определенные документы, которые позволят решить вопрос не в ущерб столичной мэрии и Минкультуры. Последнее слово за правительством.
Выходит, что под шумок, за спиной высшего исполнительного органа государства полным ходом и по сей день кипит работа в парке. Расчищается аллея, пилят деревья, а жители близлежащих частных домов таскают дрова.
Закон "Об охране и использовании историко-культурного наследия" явно нарушен.
Фото Владимира ВОРОНИНА.