Распечатать: Базарбай МАМБЕТОВ: Мне до сих пор не верится… РаспечататьОставить комментарий: Базарбай МАМБЕТОВ: Мне до сих пор не верится… Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Базарбай МАМБЕТОВ: Мне до сих пор не верится… Посмотреть комментарии

19 августа 2008

ПЕРСОНЫ

Базарбай МАМБЕТОВ: Мне до сих пор не верится…

    Кто бы мог подумать на заре нашей независимости, что через 17 лет благополучная азиатско-альпийская республика предстанет перед всем миром беспомощной и бесправной, разграбленной и во многом коррумпированной, живущей в долг и неспособной осуществлять самостоятельную экономическую политику.

    Эксперты Всемирного банка предупреждали нас, что без обязательных правил и институтов, позволяющих экономике процветать, а людям вести более здоровую и счастливую жизнь, невозможно создать эффективное государство. Ведь страна входила в меняющийся мир, имеющий свои порядки, и нам предстояло формировать новую экономику. Однако мы не сумели трансформировать старую экономику в новую, современного типа. Не сумев сделать чего-либо в традиционных отраслях экономики, мы бросились на золоторудные месторождения. Когда в 1992 году у нас появилась канадская "Камеко" с предложением разработки золота Кумтора, акаевское правительство не разумело, что ее просто пускать нельзя, сперва следует разработать общегосударственные правила, что еще нет законодательных актов, допускающих иностранные компании к кыргызским недрам. В итоге наши подписали генеральное соглашение с канадцами на английском языке, не понимая его глубинного содержания и не имея ни малейшего понятия о мировой практике привлечения иностранных компаний к золотодобыче. Только через 6-7 лет  мы как бы проснулись и приняли  единичные законы и положения общего характера, которые не могли повлиять на наведение порядка в данном секторе.

    В республиканской прессе немало говорится о восстановлении организующе-созидательной, контрольно-регулирующей, защитно-правоохранительной и других функциях государства, о необходимости введения отрегулированной системы отношений, которые должны заложить основу наших будущих успехов.

    За 17 лет у нас так и не состоялась золоторудная промышленность. Канадская компания, 11лет тому назад начав добычу кумторского золота, обвела всех вокруг пальца и вывезла все 200 тонн золота, как будто Кыргызстан должен был платить такую контрибуцию. Не заработали другие месторождения. Словом, мы испытываем все прелести неотрегулированной системы и необузданного беспорядка.

    Хочу порассуждать, почему у нас не состоялись и другие отрасли производства не ради того, чтобы кого-то обвинить, а чтобы вынести что-то полезное, сделать выводы из ошибок.

    На мировых фондовых биржах кыргызские месторождения прозвали Золотым поясом Тянь-Шаня. К ним как мухи на мед слетаются все, кроме известных, обладающих реальным потенциалом, компаний. Эти компании не приходят к нам по простой причине: их не устраивают темные правила игры и дикие порядки. Они не скрывают, что мы установили правила игры только для отдельного круга людей, растаскивающих богатство слабой и незащищенной страны. Окажись наши чиновники на уровне, покажи элементарную порядочность по отношению к своему

    Отечеству, к этому времени можно было бы задействовать 5-6 месторождений золота, олова, меди, серебра. Пока же за 17 лет суверенитета годовой бюджет страны достиг только миллиарда долларов США.

    В чем же суть этого феномена, известного цивилизованному миру как кыргызский синдром. Она в фатальной неспособности органов власти отрегулировать экономические правила для каждой отрасли, в засилии вседозволенности и безответственности.

    Например, Госагентство по геологии и минеральным ресурсам должно полностью отвечать за государственную политику в использовании минеральных ресурсов. Что должно было сделать руководство агентства, когда попирались наши законы и подзаконные акты в сфере недропользования? Наверное, обратиться к президенту, премьер-министру, парламенту, народу, противостоять любыми путями, если надо, открыто бойкотировать натиск чиновников и власть имущих, а потом подать в отставку, сохранив тем самым свое лицо. Этого не случилось. Другие госорганы повели себя подобным образом. АО "Кыргызалтын" преднамеренно забыло главную суть совместного с иностранцами освоения месторождения - как делить конечную продукцию. Это просто не включили в генеральный договор, в условия совместного сотрудничества и другие документы. После этого неуместно задавать вопрос: почему канадцы забирают все золото и не собираются оставлять Кыргызстану ничего.

    В отрегулированной системе ни один госорган не смог бы выдать 160 лицензий на золоторудные месторождения сразу. Причем они выдавались на разведку и на разработку одновременно. Среди получивших лицензии нет ни одной известной компании, имеющей опыт разработки золотых месторождений. Все лицензиаты зарегистрировались накануне получения права на недропользование. Сейчас знающие люди поговаривают, что в Госагентстве по геологии и минеральным ресурсам в то время бойко шла торговля известными месторождениями через своих людей и документы выдавались в любом варианте. В качестве примера можно привести содержание отдельных лицензионных соглашений, составленных от имени государства этим Госагентством.

    В соглашении между Госагентством и ОсОО "Андаш майнинг компани" от 31 октября 2007 года, которое является дочерним лондонской "Аурум майнинг компани", зарегистрированной только в 2004 году, записано, что лицензия дается на составление проекта разработки рудного тела № 1 и в качестве обязательства лицензиат должен представить экспертное заключение на экологическую и техническую безопасность, а также, что любопытно, лицензию на право ведения предпринимательской деятельности. Практически никаких обязательств перед страной.

    АО "Кумтор голд компани", "дочка" "Центерры голд...", получило лицензию за номером 1521АЕ на составление проекта разработки участка Сарытор на Кумторе 30 ноября 2007 года. Главное его обязательство - предоставить экспертные заключения по экологии и технической безопасности. И больше ничего. Неизвестно, представила ли эта компания проект разработки рудника и нужные экспертные заключения Госагентству, но добывать руду Сарытора компания начала задолго до получения лицензии. Об этом мы узнали благодаря депутату Жогорку Кенеша К. Исабекову, а Госагентство скрывало этот факт.

    Подходы к составлению лицензионного соглашения настолько безответственны, что можно подозревать Госагентство в зависимости от иностранных компаний. Там, где верховенствует государственный порядок, такого не происходит. Само государство не допускает подобной чиновничьей вседозволенности и двусмысленного толкования законов. У нас же никто из должностных лиц за выдачу 160 лицензий на золоторудные месторождения ответственности не понес, а главного архитектора этого абсурда наградили орденом "Данакер" и отправили на пенсию. Ни одно месторождение за этот период не заработало, ни грамма золота не поступило в золотовалютный резерв страны.

    Вот результат той обстановки, которую создали зарвавшиеся кыргызские чиновники в самой престижной и доходной отрасли экономики.

    Все, что связано с приходом частных иностранных компаний на золоторудные месторождения, начиная с приглашения на тендер кончая организацией добычи и разделом полученной продукции, мы должны были свести к одним незыблемым правилам. К сожалению, органы управления, призванные заниматься этим делом, не доросли даже до разработки текстов договора, отвечающих хотя бы частично мировым стандартам. Мне до сих пор не верится, что мы сами довели наше государство до такого состояния.

    Как исправить положение?

    Кыргызстан должен представить право недропользования, включая право на разведку и добычу полезных ископаемых, на не более 4-5 месторождений. Лицензии, выданные на все другие месторождения, должны быть приостановлены. Нам необходимо задействовать несколько месторождений с тем, чтобы на них отработать и отрегулировать правила.

    Право недропользования предоставляется двумя путями. Первый - проведение открытого или закрытого конкурса инвестиционных программ среди фирм и компаний, специализирующихся в золоторудной отрасли. Второй - проведение прямых переговоров и заключение контракта с компаниями, пользующимися доверием страны. Компания-заявитель имеет право на добычу, если она провела разведку на основании заключенного контракта.

    Не допускается разработка месторождения без рассмотрения результатов геологического исследования и утверждения запасов металла государственной комиссией при правительстве. Утвержденные запасы относятся к государственной тайне и являются собственностью Кыргызстана. После утверждения государственных запасов составляется технический проект разработки месторождения, утверждаемый уполномоченным органом правительства.

    Сроки разведки и добычи сырья строго регламентируются и устанавливаются исходя из реальной ситуации на месторождении. Заявители утрачивают свое право на лицензионную территорию, если не укладываются в оговоренные в контракте сроки и не могут претендовать на какое-либо возмещение понесенных затрат.

    Компания-заявитель, получившая право недропользования, отвечает за полное финансирование своей деятельности по контракту. Она может регистрировать только одно юридическое лицо по управлению проектом в том районе, где расположено месторождение, а не в Бишкеке. Компания, осуществляющая деятельность на основе контракта, обязуется уплачивать все обязательные налоги и платежи, в том числе таможенные, в государственный бюджет в соответствии с законодательством республики. Кроме этого она уплачивает отдельные налоги за пользование недрами.

    Необходимо предусмотреть в наших правилах и нормативно-правовых документах две формы сотрудничества с иностранными компаниями. Первая - создание совместного предприятия. Вторая - соглашение о разделе продукции. В данное время для нас важен второй способ, поскольку все иностранные компании склонны считать строительство производственных и инфраструктурных объектов на месторождении с привлечением наших рабочих достаточной инвестицией и выгодой для страны, что как бы дает им право вывозить все золото без остатка. Не приступившие к добыче компании до сих пор надеются на это, и уже начали выставлять на мировые фондовые биржи свои активы, основанные на золотых месторождениях Кыргызстана.

    Мы должны исправить такое положение, подписав с иностранной компанией соглашение об условиях и порядке раздела произведенной продукции между Кыргызстаном и ею. Наверное, мы догадаемся в законодательных и нормативно-правовых документах четко прописать условия приостановления или прекращения действия контракта или соглашения, то есть оговорить случаи, когда разрывается отношение с иностранной компанией и приостанавливается недропользование.

    Проект закона о недрах, который сейчас обсуждается в ЖК, никуда не годится, он не может изменить ситуацию, поэтому подлежит пересмотру. Его надо полностью переработать и создать закон о недрах и недропользовании с учетом приобретенного опыта. Нам срочно нужны правила предоставления права недропользования, утвержденные постановлением правительства. При подготовке и заключении контрактов с недропользователями необходимо руководствоваться единым регулирующим документом - модельным контрактом на проведение операций по недропользованию в Кыргызстане, который также следует разработать.

    От того, как мы справимся с этой задачей, будет зависеть наше будущее не только в золотодобыче, но и в других секторах недропользования.

    Базарбай Мамбетов, президент Ассоциации нефтетрейдеров, заслуженный строитель КР.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/24142/


Распечатать: Базарбай МАМБЕТОВ: Мне до сих пор не верится… РаспечататьОставить комментарий: Базарбай МАМБЕТОВ: Мне до сих пор не верится… Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Базарбай МАМБЕТОВ: Мне до сих пор не верится… Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007