Распечатать: Игорь Чудинов: Этой зимой свет и тепло в наших домах будут РаспечататьОставить комментарий: Игорь Чудинов: Этой зимой свет и тепло в наших домах будут Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Игорь Чудинов: Этой зимой свет и тепло в наших домах будут Посмотреть комментарии

15 августа 2008

ПЕРСОНЫ

Игорь Чудинов: Этой зимой свет и тепло в наших домах будут

    Назначение Игоря Чудинова на должность премьер-министра КР в декабре 2007 года устроило всех. Президент Курманбек Бакиев отметил, что "устал от премьеров, которые занимаются политикой. Хочется, чтобы глава правительства был, как рабочая лошадка. Чудинов полностью соответствует этому курсу". Журналисты отозвались о премьере как о разумном и инициативном чиновнике. Коммунисты подчеркнули, что Игорь Витальевич обладает весьма важным в наших условиях качеством - беспристрастностью. Сам Чудинов, вступая в должность, заявил: "Я в меньшей мере, чем кто-либо в республике, подвержен влиянию здешних кланов и землячеств. В политическом плане не веду никакой своей игры. Но у меня есть цели, которые хочу осуществить на посту руководителя правительства, - совершить прорыв в экономике".

    Спустя восемь месяцев Чудинов остается таким же беспристрастным и открытым политиком. Премьер-министр демонстрирует готовность решать государственные задачи, а не лоббировать собственные проекты. На интервью - в отличие от большинства своих коллег - соглашается легко, заранее присылать вопросы не просит, предлагает спрашивать все, что интересно. А вот что касается целей, то здесь, похоже, жизнь внесла свои коррективы.

    - Какие теперь задачи ставит перед собой правительство, которое вы возглавляете?

    - Если на ближайшее время, то это подготовка к осенне-зимнему периоду, поскольку ситуация в энергетическом секторе достаточно сложная. Второе - стабилизация продовольственного рынка страны. Третья задача, на мой взгляд, самая проблематичная - усиление адресной социальной поддержки нуждающихся граждан республики. Сейчас в этом направлении делается немало. Приведу только одну цифру: 27 процентов бюджетных средств тратится на различные компенсации и дотации. Однако это самая, мягко говоря, критикуемая часть работы правительства. Это говорит о том, что поддержку государства получают не всегда вовремя и, может быть, не те люди. Решение данного вопроса требует пересмотра позиций не только исполнительной власти, но и общества в целом.

    - У вас есть команда, с помощью которой можно достичь намеченных целей?

    - Основные задачи поручено решать не только министрам, но и руководителям акционерных компаний. Эти люди достаточно профессиональны в своей области. Конечно, у меня есть к ним некоторые претензии. В первую очередь это касается динамизма и требовательности к себе при принятии решений.

    - То есть вы не собираетесь в ближайшее время воспользоваться советом президента и разогнать всех министров, чтобы набрать новых, молодых и энергичных?

    - (Смеется.) Президент сказал, что не будет возражать, если в

    команду придут молодые и энергичные. В целом же я отношусь к этому вопросу очень взвешенно, поскольку понимаю, что республика не может похвастаться переизбытком специалистов, которые могут возглавить целую отрасль. Кроме того, уверен, что замечания и предложения президента подействовали на министров как холодный душ. Ну и, конечно, в конце года по итогам будут сделаны выводы и предприняты соответствующие шаги.

    - И тем не менее вы не очень высоко оцениваете работу правительства?

    - В целом, если пользоваться шкалой, принятой на былых партсобраниях, то нашу работу можно считать удовлетворительной. Главное, нам удалось сохранить динамику развития экономики, несмотря на серьезные инфляционные вызовы. Мы могли, конечно, сделать выбор в пользу монетарных методов стабилизации экономики. Но правительство решило соблюсти баланс между поддержанием экономического роста и сдерживанием инфляции.

    Закон сохранения

    энергии

    - Складывается ощущение, что вы - своеобразный кризис-менеджер, главная задача которого - реформировать энергосистему страны.

    - Если бы передо мной стояла только одна задача, было бы гораздо проще. Но в целом вы правы. Если оценивать экономическую и геополитическую ситуацию в стране, то энергетика и горнодобывающая отрасль - это области, где можно ждать наибольшей отдачи в наименьшие сроки. Поэтому в данный момент нам необходимо закончить реформы, начатые в 2000 году. Причем закончить в том русле, в котором они были начаты. Можно сколько угодно рассуждать о целесообразности шагов, предпринятых тогда. Но вернуться к единой компании в энергетике сейчас уже невозможно. А значит, приватизация распределительных сетей и компаний - наше неизбежное будущее. Конечно, необходимы крупные инвестиции и в крупные объекты, производящие энергию. Это прежде всего Нарынский каскад. Подготовка к зиме показала, что нам не обойтись без новых мощностей в энергетике - тепловых или, как предлагают некоторые ученые, атомных.

    - Строительство атомной электростанции в Кыргызстане - серьезная идея?

    - Со мной никто эту возможность официально не обсуждал. Хотя в частных беседах такие мысли проскальзывали, может быть, для того, чтобы оживить дискуссию. Ведь даже когда мы говорим о тепловой станции, то неизбежно встает вопрос об экологии. Что уж говорить о перспективах строительства атомной станции, особенно учитывая сейсмоопасность зоны. В Казахстане, например, около пяти лет дискутировали по поводу целесообразности строительства АЭС. В конце концов соседи приняли решение возводить тепловую электростанцию.

    - А мини-ГЭС?

    - Это очень серьезная задача - не менее важная, чем строительство Камбараты-1 и Камбараты-2, поскольку мини-ГЭС позволят обеспечить стабильность энергообеспечения местного населения. Большие станции должны решать крупные экономические задачи, такие как экспорт электроэнергии, участие в международных энергетических программах.

    Однако сегодня активному появлению мини-ГЭС мешают проблемы законотворческого характера. В первую очередь это вхождение малых ГЭС в единую энергосистему страны. Дело в том, что согласно постановлению правительства электрические станции продают электроэнергию РЭКам за 25 тыйынов, а вот себестоимость выработки одного киловатта элетроэнергии в течение первых пяти лет на мини-ГЭС равна 56 тыйынам. Однако в скором времени соответствующий     законопроект будет подготовлен. И тогда в республике начнется самая настоящая битва за места для возведения малых ГЭС.

    - Почему в нашей республике так слабо используются ветровая, солнечная, биоэнергия?

    - Проблемы упираются в вопрос объективных тарифов. Да, сегодня в республике существует необходимая теоретическая база. Но на данном этапе энергия, полученная с помощью возобновляемых источников будет в два, а то и в три раза дороже традиционной.

    Сколько стоит тепло?

    - Тарифы на коммунальные услуги в этом году резко возросли. И это не предел. Не получится ли так, что очень скоро население просто не сможет платить за бытовые удобства?

    - Вопрос неприятный. По этому поводу у нас была даже дискуссия с Акылбеком Жапаровым на одном из заседаний правительства. Но я глубоко убежден, что министр, а тем более глава кабинета министров, не имеет права заигрывать с населением. Сегодня одна гикокалория стоит 1700 сомов: население платит всего 500 сомов, оставшиеся 1200 - государство. Мы должны понять, что бесконечно так продолжаться не может, по крайней мере для всего населения.

    - Отберем у богатых и отдадим бедным?

    - Не так однозначно, но государство должно помогать только тем, кто действительно в этом нуждается. Сегодня в Бишкеке числятся 260 тысяч абонентов, пользующихся централизованным горячим водо- и теплоснабжением. В Бишкеке проживают полтора миллиона, а в республике, по последним данным, 5 миллионов 256 тысяч человек. И все они дотируют жителей благоустроенных квартир. При чем из них фактически не могут платить за горячую воду и теплоснабжение только около 60 тысяч - цифра сейчас уточняется.

    - Платить по полной программе мы будем уже в этом году?

    - Думаю, что проблемы, связанные с этим вопросом, мы сможем решить к следующему году, естественно, после серьезных обсуждений и разъяснений. К этому же времени будут определены категории граждан, нуждающихся в дотациях.

    Чья в речке вода

    - На Токтогульском водохранилище завязана и внешняя политика республики. Узбекистан и Казахстан недовольны тем, как мы отпускаем им воду. Что правительство делает для того, чтобы урегулировать разногласия в этом вопросе с соседями?

    - Никто не спорит, мы живем в русле одной реки. Да, Токтогульская ГЭС строилась прежде всего как мощная ирригационная система, попутно производящая электроэнергию. Поэтому в советское время 60 процентов сброса воды осуществлялось в вегетационный период, то есть с конца апреля по август. Однако правда и то, что возникающая из-за этого разница в колебаниях потребления электроэнергии внутри Киргизской ССР покрывалась поставками газа, мазута и угля в необходимом объеме из соседних стран. Сегодня баланс мы должны поддерживать собственными силами. Конечно, международное законодательство обязывает нас 50 процентов попусков воды из водного бассейна отдавать соседям, расположенным внизу по течению. Мы так и делаем, 14 миллиардов кубометров воды отпускаем вниз по течению. Но соседи хотят, чтобы мы изменили соотношение: 60 процентов летом, а 40 - зимой. То есть требуют от нас регулирования спуска. А такая услуга, хоть де-юре, хоть де-факто, стоит денег. Сейчас мы ведем по этому поводу переговоры, которые, к сожалению, пока не привели к консенсусу.

    - А куда идут деньги от экспорта электроэнергии?

    - На покрытие топливного составляющего ТЭЦ города Бишкека. Именно из этих денег государство покрывает разницу в себестоимости производства гикокалории и той суммы, которую платит население. С июля 2008 года - 1200 сомов, а раньше население платило 96 сомов, а государство с помощью перекрестных дотаций и прочих ресурсов покрывало 1500 сомов за каждую гикокалорию.

    Зима катит в глаза

    - Сегодня попытки преодолеть энергетический кризис так или иначе упираются в необходимость отключений - веерных или адресных. Эффективная ли это мера?

    - На данном этапе единственно возможная. Давайте выберем для себя, что нам важнее: пройти один кризисный год и сохранить целую индустрию, которая является базой развития всей страны, или пойти на поводу у тех, кто кричит, что отключение его частной сауны - санитарная диверсия?

    - Перевод страны на альтернативные виды топлива не приведет ли к новому кризису - на этот раз угольному?

    - Это вопрос, который мы сейчас решаем. Члены штаба во главе с первым вице-премьер-министром будут в командировках до 24 августа. Ими будут определены места для создания угольных площадок, заключены договоры с поставщиками. Что касается твердого топлива для бюджетных организаций, то на эти цели деньги в бюджете есть. Финансирование проведено на должном уровне.

    - Если отключение трехфазного ввода - временное явление, то школы, как я понимаю, переводят на уголь навсегда?

    - В зависимости от региона. Кроме того, я попросил председателя Госкомиссии по архитектуре и строительству не принимать проекты жилых домов, больниц и школ, если там не предусмотрено альтернативное отопление - дизельное, угольное, солнечное. Хватит наступать на одни и те же грабли. Точно такая же ситуация была зимой 1996-1997 годов. Бишкек целыми кварталами сидел без света. То есть периодически в стране случается энергокризис. Значит, к нему нужно быть готовыми.

    - Бишкекчане боятся, что предстоящей зимой топлива для нормальной работы ТЭЦ не будет. И она встанет.

    - ТЭЦ не встанет. Пусть население никого не слушает. Свет и тепло зимой в наших домах будут. Правительство каждый день контролирует ситуацию. У ТЭЦ достаточно технологических мощностей для нормального прохождения зимы. Да, не хватает денежных средств на покупку достаточного количество сырья. Но нам готовы оказать в этом вопросе помощь международные доноры, такие как Всемирный банк.

    Хлеб наш насущный

    - Вы можете сказать, сколько будет стоить хлеб этой зимой?

    - Резкого скачка цен, такого, как в июне прошлого года, мы не ожидаем. Так что могу заверить всех, что хлеб будет в достаточном количестве и по стабильной цене.

    - На чем основывается ваша уверенность?

    - Мы собрали неплохой урожай - 800 тысяч тонн зерновых, это больше, чем в прошлом году. При этом у нас достаточный запас в матрезервах. С учетом проплаченного зерна - 90 тысяч тонн. Мы бы хотели довести цифру до 130 тысяч. Кроме того, в республику частные бизнесмены ежемесячно поставляют 25-30 тысяч тонн муки и зерна.

    - Одной из мер по стабилизации цен на продовольственном рынке вы назвали борьбу с перекупщиками. Для этого понадобится усиление контроля со стороны МВД и других органов. Не вызовет ли это новый виток коррупции?

    - Есть опасения. Вы помните, что в России была "война на рынках", когда продавцы просто закрывали свои павильоны, объясняя это коррупционным давлением. Для предотвращения такой ситуации мы создаем муниципальные рынки, где государство будет контролировать цены. Конечно, это очень непростой вопрос. 15 лет государство гордилось тем, что ушло с рынка. Теперь мы предпринимаем попытки вернуться.

    Разное

    - Как продвигаются переговоры по поводу Кумтора?

    - Это сложный вопрос, требующий осторожного и взвешенного подхода. Переговоры потихоньку движутся вперед, но одно неправильно понятое слово, и мы можем вернуться на позиции, на которых стояли, скажем, месяц назад. Поэтому я не хотел бы много говорить на эту тему. Отмечу лишь, что правительство добивается жесткого налогообложения на производимую продукцию и улучшения положения республики в акционированном капитале.

    - Когда вы садились в кресло премьер-министра, то, несомненно, ставили перед собой определенные цели. Сумели ли их воплотить? В целом довольны свой работой, выполненной за восемь месяцев?

    - Главное, удалось запустить основополагающие механизмы для дальнейшего развития экономики. Мы выдерживаем план финансирования и сетевой график строительства Камбараты-2, ведутся необходимые работы в области проектирования Камбараты-1. Что касается приватизации, то закончена оценка "Северэлектро", "Востокэлектро"-2 ТЭЦ и других крупных энергообъектов, в ближайшее время комиссия объявит конкурсные предложения. Создан фонд развития страны - это очень важный механизм в новой инвестиционной политике республики. Мы создали агропродкорпорацию - рычаг, необходимый для перелома ситуации в сельском хозяйстве. В первом чтении принят новый Налоговый кодекс, дающий импульс развитию бизнеса в республике. Благодаря поддержке президента удалось поднять пенсии на 30 процентов, заработную плату - фактически на 35 процентов. Экономический рост удерживаем на уровне 7 процентов. Да, многое воплотить не удалось. Это произошло в первую очередь из-за того, что внутригосударственные процедуры не дают нам приблизиться к задуманному, в первую очередь это касается приватизации. Но в целом мне не стыдно за свою работу.

    О личном

    - В вашей официальной биографии есть весьма туманная фраза: 1994-2005 годы - частный бизнесмен.

    - Но это чистая правда. В эти годы развивал собственный бизнес - занимался продажей углеводородного сырья, то есть угля, мазута, газа. Среди моих партнеров были компании из Туркмении, Казахстана, Грузии.

    - А как вы оказались в политической элите Кыргызстана?

    - Я никуда не уезжал из республики. По роду деятельности общался с различными людьми, в том числе и крупными чиновниками, политиками. Потом, когда ситуация в стране изменилась, меня пригласили на работу, сначала в хозяйственную структуру. Президент доверил мне очень сложный и ответственный участок - "Кыргызгаз".

    - В этой же биографии в графе "семья" значится "сведений нет".

    - Я женат.

    - Да, это известно. Но нет информации о других ваших чадах и домочадцах.

    - Своей семьей я считаю жену, маму, маму моей жены и сына. Ему скоро исполнится 21 год. Он студент, учится в Объединенных Арабских Эмиратах, пробует там заниматься бизнесом. На мой взгляд, успешно. Сын работает за границей, а не в Кыргызстане по вполне понятным причинам. Здесь это вызвало бы неоднозначную реакцию общества.

    - Вы живете в своем доме. У вас уже отключили трехфазный ввод?

    - У меня его нет. Зимой у нас газовое и дизельное отопление, горячее водоснабжение обеспечивает обычной бытовой тэн.

    - Как планируете провести отпуск?

    - Отпуска как такового не будет. Просто по семейным обстоятельствам три дня собираюсь провести вне кабинета. А затем снова в строй: 26 августа - селекторное совещание, 27 августа - очередное заседание правительства. 1 сентября с каникул выходит парламент. Хочу встретиться со всеми фракциями, обсудить с ними планы и перспективы. В общем, отдыхать некогда.

    Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/24103/


Распечатать: Игорь Чудинов: Этой зимой свет и тепло в наших домах будут РаспечататьОставить комментарий: Игорь Чудинов: Этой зимой свет и тепло в наших домах будут Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Игорь Чудинов: Этой зимой свет и тепло в наших домах будут Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007