Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
15 июля 2008 | ПЕРСОНЫ |
Сагыналы СУБАНАЛИЕВ: Остались только патриотыКыргызский государственный институт искусств имени Б. Бейшеналиевой - первый художественный вуз в республике, ставший ведущим центром подготовки высоко-квалифицированных специалистов для учреждений культуры и искусства. История института началась в 1967 году, а с 1974 года он носит имя выдающейся кыргызской балерины, народной артистки СССР Бюбюсары Бейшеналиевой. В институте обучаются граждане Кыргызстана, Узбекистана, Казахстана и Германии. Планируется подготовка специалистов театрального искусства, музыкантов традиционного стиля - акынов, дастанчи, ырчи, комузчи. Чтобы усилить конкурентоспособность вуза на международном уровне, ставится задача создания на его базе Кыргызской национальной академии искусств. Сегодня КГИИ им. Б. Бейшеналиевой имеет учебный корпус, общежитие, компьютерные классы и специализированные аудитории для занятий по теории и истории музыки, а также студии звукозаписи, классы по монтажу кино- и телефильмов. Подготовка специалистов проводится по дневной и заочной формам обучения по 18 специальностям, таким как актер драмы, кинорежиссер, кинооператор, театровед, киносценарист и др. Появляются и новые специальности - менеджер социально-культурной сферы, руководитель фольклорно-этнографического ансамбля с различной специализацией. Учебный процесс осуществляется на трех факультетах, 14 кафедрах. В институте работают свыше ста высококвалифицированных специалистов. Среди них восемь народных артистов КР, 25 заслуженных артистов и деятелей культуры КР, восемь профессоров, 16 доцентов, один доктор и шесть кандидатов наук, а также лауреат Государственной премии СССР и пять лауреатов Государственной премии КР им. Токтогула. За годы своей деятельности институт подготовил свыше 4,5 тысячи специалистов высшей квалификации для сферы искусства и культуры Кыргызстана. Среди них народные артисты СССР и КР, а также заслуженные артисты и деятели культуры республики. Ректор КГИИ им. Б. Бейшеналиевой Сагыналы Субаналиев проработал в нем практически всю свою жизнь. Начинал с занятий в аудиториях в качестве студента, теперь возглавляет вуз. Он музыковед. Кандидат искусствоведения. Профессор. Отличник образования, заслуженный деятель культуры КР. Лауреат международной премии имени Ломоносова. Академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ. Родился 1 января 1948 года в селе Афлатун Джанги-Джольского района Джалал- Абадской области. Сфера его основных интересов - кыргызские музыкальные инструменты и фольклорное наследие кыргызской музыки. Сагыналы Субаналиев - участник всесоюзных семинаров, совещаний, конференций в Куйбышеве (1979), Батуми, Москве (1980), Хиве (1980), Ташкенте (1986). Он представлял отечественную музыкальную фольклористику на Первом и Втором международных музыковедческих симпозиумах "Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего и Среднего Востока и современность" (Самарканд, 1978, 1983). Его монография "Киргизские музыкальные инструменты", 1986 г. - первое капитальное исследование идиофонов, мембранофонов, аэрофонов. Эта работа значительно расширила представление о национальных музыкальных инструментах и об инструментальной музыке кыргызов. Сагыналы Субаналиев впервые ввел в научный обиход 25 видов ранее не описанных музыкальных инструментов кыргызов. Как он прошел путь от студента до ректора, Сагыналы Субаналиевич Субаналиев рассказал в интервью нашему внештатному корреспонденту. - Интересное название у села, в котором вы родились. Нетипичное для кыргызской орфографии. - Мне кажется, в нем арабские корни. Но необычно в моем селе только название. Во всем остальном оно ничем не отличалось от десятков кыргызских сел того времени. Самое обычное маленькое поселение. Дома друг от друга находились примерно в километре. А до ближайшей школы было много больше. Воспитывала меня и брата бабушка. Мать умерла, когда ей было 27 лет. Мне было три года, а брату восемь месяцев. Я утром рано выходил из дома, но все равно успевал только к третьему уроку. А их всего-то было четыре. У меня была сумка, которую мне сшила бабушка из тряпичного половичка. В нее помещались только кукурузная лепешка и один учебник - "Родная речь". Вот с этим багажом я и ходил в школу. После уроков мы с моим другом бегали играть на речку, чистую и прозрачную, вода была очень холодной. В горах было очень много лесов, хвойных в основном. Интересно, что тогда не было никаких селей и оползней. Потом началась массовая вырубка леса, и пошли разные катастрофы. - А почему вы пошли в искусство, что повлияло на ваш выбор? - Думаю, мой интерес к искусству зародился именно в детстве. Я помню, что в третьем классе заболел. Попал в больницу, в палате нас было трое. Моими соседями были Абдурахман Мавлянов, сейчас он работает ректором Финансово-экономической академии, мы до сих пор дружим. И мальчик Гена. Его родители были служащими. Как-то раз мама Гены принесла ему пластилин. Я первый раз в жизни тогда увидел пластилин. К сентябрю их выписали, и мне не с кем было общаться. Я лежал один в палате. Пришел врач, я у него спросил: а что, я не буду учиться, так и буду лежать? Через несколько дней меня посадили в машину и повезли куда-то. Мы подъехали к зданию школы. На заборе, как воробьи, сидели ребята примерно моего возраста, загорелые дочерна. Директором этой школы был Жунай Мавлянов, впоследствии народный писатель республики. Сейчас эта школа носит его имя. Отбор в школу был очень строгий. Я тоже должен был показать свои знания. Когда я вошел в кабинет, директор сидел за столом, перед ним лежала газета. Меня попросили прочитать. Я с честью справился с заданием, несмотря на то что постоянно посещал вместо четырех уроков только два, и меня взяли в четвертый класс. Похоже, это была судьба. Если бы я не попал в тот класс, то из меня не получилось бы то, что получилось. Со своими одноклассниками мы до сих пор общаемся, наши друзья шутят, говорят: вам по шестьдесят лет, а вы все одноклассники. Горжусь, что учился у такого педагога, как Жунай Мавлянов, это счастье, что я попал именно к нему, что он был именно литератором, а не физиком. Мы с ним общались и после школы и до самой его кончины называли "агай". Он был настоящим директором. У нас в школе был духовой оркестр, перед парадом 9 Мая мы тренировались целый месяц. А на самом параде гордо вышагивали перед районным начальством. Я спрашивал потом: агай, откуда все это было у нас, новая форма два раза в год, хорошее питание и домашний уют в нашем интернате? Оказывается, при школе были 80 гектаров земли, сад и свиноферма. Все деньги, полученные от продажи продуктов, шли на школу. У нас был собственный трактор, на котором мы учились работать. В 1963 году построили новый школьный корпус в два этажа. Помню, мы вставали в семь утра и вместо зарядки таскали наверх кирпичи. Так и построили потихоньку корпус. Была при школе столярная мастерская, своими руками мы сделали бильярдный стол, потом учились играть в бильярд. Сад давал десять-пятнадцать тонн яблок за сезон. Но думаю, что какой бы урожай ни был, все-таки все зависит от руководителя. - А как складывалась ваша жизнь после окончания школы? - Я уехал в Бишкек, хотел поступать на исторический факультет. Но попасть в центральный вуз не получилось, потому что надо было писать сочинение на русском языке. Мест было только два, а претендентов гораздо больше. Решил поступать во Фрунзенское музыкально-педагогическое училище на отделение теории и истории музыки. Но получилось это не сразу, поскольку нужно было музыкальное образование. Поступил на двухгодичные курсы подготовки при Киргизском государственном институте искусств имени Б. Бейшеналиевой, одновременно работал на радио. Это, конечно, была большая школа для меня. В 1972 году поступил в институт искусств, в 1977-м окончил его. Насыр Давлесов дал мне рекомендацию в аспирантуру. Поступать в аспирантуру я поехал в Ленинградский институт музыки и кинематографии. Моим научным руководителем был академик, профессор Игорь Мациевский. Тогда я испытал самую большую радость в своей жизни. Это было, когда поступил в аспирантуру и возвращался домой из Пулкова. Такого я больше в своей жизни никогда не испытывал. Это был подарок судьбы. В 1983 году я защитил кандидатскую диссертацию. Затем Мукаш Абдраев пригласил моего руководителя Игоря Мациевского в фольклорную экспедицию. Решили записать мастеров-аксакалов, чтобы не утратить культурное наследие с их уходом. Записывали, как старейшины играют на комузах, темир-комузах. Потом поехали в Сары-Челек, в гости к моему отцу. Отец срезал камыш, начал играть. Игорь Владимирович послушал и говорит: какой интересный инструмент. Окружающие удивились, какой же это инструмент? Простой камыш. Так появилась тема моей следующей работы. Благодаря этому эпизоду я написал многие свои книги, ввел в научный обиход 25 новых неисследованных инструментов. В 1986 году издал первую монографию. В 1991-м она была переиздана на кыргызском языке. В 2003 году вышла третья книга-монография "Традиционная инструментальная музыка и инструментарий кыргызов". Она получила первую премию в номинации "Музыковедческие работы, монографии, исследования". Всего написал пять книг. Моей классификацией кыргызских народных инструментов, которая насчитывает 33 музыкальных инструмента, пользуются во всем мире. Причем два инструмента - кол комуз (домбурак) и кыджак (зым кыяк) я описал впервые. После защиты диссертации меня пригласили в Министерство культуры. Работал там над своим проектом, который предусматривал создание музея инструментов, при котором должны были функционировать фольклорный ансамбль, исследовательский центр и лаборатория. Также этим проектом предполагалось создать кафедру традиционной музыки в институте искусств. До 1991 года работал в Министерстве культуры, потом вернулся в институт искусств. С 1994 года работал заведующим кафедрой традиционной музыки. В 2006 году большинством голосов избран ректором. - Два года прошло, есть ли у вас какие-то новые цели? - В последнее время во всем мире наблюдается рост интереса к неевропейским видам художественного творчества. Поэтому особое значение для нас приобретает изучение кыргызского традиционного музыкального искусства. Сегодня необходимо признать его самоценность и уникальность. Четкое определение статуса кыргызской профессиональной музыки изустной традиции, признание высокого профессионализма создателей и носителей этого искусства - одна из центральных задач для института и будущей академии. Сейчас наша цель - преобразовать институт в академию. И не потому, что в академии зарплата у преподавателей больше. Хотя и это немаловажно. В нашей культуре остались только патриоты, а те, кто гонялся за длинным рублем, давно из культуры ушли. И надо сейчас поддержать тех, кто остался и работает несмотря ни на что. Также мы выступаем против роста оплаты контрактного обучения до 15000 сомов в год. Для культуры - это нереальные суммы. Поднять плату за контракт - такое же ошибочное решение, как принимать студентов в институт культуры по результатам тестирования. Получается, что слепые поступают на видеомонтаж, глухие - на звукорежиссуру, а хромые - на хореографию. Конечно, рыночная экономика решает многое, но она не может решить все в области культуры. Культура - очень тонкая материя, и мы надеемся, что антимонопольный комитет сохранит нам прошлогодний уровень оплаты контракта. - Ваша семья поддерживает вас в работе? - Конечно. У меня очень дружная семья. Со своей супругой Кенжекан мы поженились еще на первом курсе музыкально-педагогического училища. Но она больше занималась семьей, а мне дала возможность заниматься научной работой. Сейчас она, конечно, тоже работает в культуре, занимается учебниками. У нас трое детей - два сына и дочь. Но они по нашим стопам не пошли, интересуются другими областями жизни. Фото автора. Елена БЕЛОВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/23733/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007