Распечатать: Неслыханное дело Нины Золотнициной РаспечататьОставить комментарий: Неслыханное дело Нины Золотнициной Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Неслыханное дело Нины Золотнициной Посмотреть комментарии

11 июля 2008

ПЕРСОНЫ

Неслыханное дело Нины Золотнициной

    До 2001 года в республике не было ни одного среднего специального учебного заведения, в котором могли бы получить профессию глухие и слабослышащие юноши. А ведь без образования найти работу сложно даже здоровому человеку, что уж говорить про людей с ограниченными возможностями. Казалось бы, больше всего в открытии подобных образовательных учреждений должно быть заинтересовано государство. В этом случае инвалиды по слуху получают шанс научиться обеспечивать себя самостоятельно, а не за счет средств, полученных из госбюджета (тем более что этих средств всегда не хватает). Однако потребовались колоссальные усилия многих людей, для того чтобы несколько лет назад в профессиональном лицее №27 открылась специальная реабилитационная группа. Опекуном и верным помощником для глухих ребят стала филолог, сурдопереводчик и сурдопедагог Нина Золотницина.

    - Нина Николаевна, почему вы выбрали именно эту профессию?

    - Никем другим я себя просто не представляла.

    Моя мама, Майя Яковлева, была замечательным сурдопедагогом. Всю свою жизнь она посвятила обучению и воспитанию глухих детей. Работала она в бишкекском интернате. Естественно, мы с братом постоянно прибегали к ней после своих обычных уроков. Так что я выросла в этом мире и хорошо понимаю проблемы таких людей.

    - Как возникла идея создать реабилитационную группу?

    - Ни для кого не секрет, как трудно сейчас найти свой путь в жизни выпускнику массовой школы. Что же тогда говорить о глухих ребятах? Выйдя из школы, они сталкиваются со стеной непонимания. Это в интернате все были близкими и родными, а за его пределами живут обычные люди с обычными каждодневными проблемами, которые часто видят в глухом еще одну проблему. Ведь он глухой, а значит, инвалид. Кому и зачем нужна еще одна проблема? В результате глухие люди оказываются на обочине жизни. Приведу один очень показательный пример. У моей мамы был ученик, его звали Сережа Лисицын. Он был лучшим учеником в интернате, председателем школьного самоуправления, активистом. Увы, после школы оказалось, что все дороги для него закрыты. Продолжить обучение он не мог, а без образования на работу его не брали. В конце концов он связался с какой-то подозрительной компанией, оказался замешанным в преступлении. Его осудили. Это сломало жизнь мальчика. Именно тогда у меня возникло стремление помочь этим детям устроить свою жизнь после школы.

    - Но от желания до воплощения дистанция огромного размера.

    - Начинала это движение очень энергичная женщина - Светлана Шашкина. Ее сын в раннем детстве перенес менингит, вследствие чего оглох. Представляете, какое это горе для матери? Но женщина не сдалась. Она все сделала для того, чтобы ребенок не страдал от своего физического недостатка. Когда мальчик закончил интернат, она обошла все средние специальные образовательные учреждения города, но ни в одном из них не было специальных групп для обучения глухих юношей. Наверное, из этой затеи ничего бы не вышло, если бы не Рустем Яковлев, тогда он был директором профессионального лицея №18. Он согласился открыть подобные курсы при одном условии: Шашкина должна была найти сурдопереводчика. Светлана обратилась в Главное управления профтехобразования к Ирине Гордеевой. Она тут же подхватила эту идею и обратилась ко мне. Я согласилась не раздумывая.

    - То есть вам пришлось начинать с нуля? Делать то, что до вас в республике никто не делал?

    - Фактически да. Мы сами, вместе с заместителем директора профлицея №18 Олегом Машуровым, писали учебные программы, разрабатывали методику, составляли учебные планы. С самого начала мы решили, что эти ребята будут осваивать сразу три специальности: мойщик-заправщик автомашин, электросварщик-сантехник и водитель категории "В". Мы намеренно разрабатывали такой насыщенный учебный план, понимая, что работодатели будут относиться к этим ребятам более предвзято, чем к другим. А значит, у них должно быть больше вариантов. Не найдут работу по одной специальности, попробуют себя в другой области. С нового учебного года ребят с ограниченными возможностями мы будем готовить еще по одной специальности - автомаляр. Эта профессия сейчас весьма востребована на рынке труда, а специалистов в этой области не так уж много. Так что наши ребята без работы не останутся.

    - Но обучить этой профессии не так-то просто. Нужны специальная аппаратура и техника.

    - В лицее все это есть. Мы участвовали в программе Всемирного банка. По этой линии лицею выделили подъемники, сушильную камеру и даже компьютер по подбору красок. Такой техникой даже многие СТО похвастаться не могут.

    - Что было самым сложным за эти годы?

    - Найти работодателей, готовых принять этих ребят на практику. Это сейчас за ними очередь выстраивается, а в первый год мы обошли множество заправок, СТО, автомоек, прежде чем нашли понимание. Работодатели от нас отмахивались: им, мол, и без наших глухих проблем хватает. Поэтому я благодарна тем людям, которые не испугались и согласились попробовать поработать с нашими подопечными. Это были СТО "Карп", "Тунгуч" и по Льва Толстого. Сейчас количество работодателей заметно увеличилось. С нами сотрудничает, например, "ЭВИ-автоцентр". В случае успешной сдачи экзаменов они даже помогают нашим выпускникам трудоустроиться. Сейчас несколько наших выпускников работают на этом крупном предприятии, а один даже проводит практику у наших лицеистов.

    - Как я понимаю, работодатели вашими учениками довольны?

    - Очень. Практически все они очень настойчивые и чрезвычайно усердные. Кроме того, они менее избалованны, чем другие работники. Такие ребята дорожат своим рабочим местом, а потому стараются изо всех сил. Что касается мастерства, то и здесь они могут дать фору. Например, выпускник нашей реабилитационной группы на профессиональном конкурсе в Астане в 2004 году занял первое место. Подчеркну, этот конкурс проводился среди здоровых людей.

    - Получается, вы реализовали свои детские мечты?

    - Не совсем. Еще много не сделано. В ближайшем будущем мы хотим открыть при нашем профлицее № 27 реабилитационную группу и для девушек. Будем готовить швей и компьютерщиц. А главное, мне очень хочется, чтобы на проблемы этих детей обратило внимание государство. Такое впечатление, что кроме родителей и нашего лицея их будущее никого не волнует. Чтобы иметь возможность принимать глухих детей не из Бишкека, нам нужно было общежитие. Рустем Яковлев выделил заброшенное помещение. В нем когда-то прорвало канализацию. Можете себе представить, в каком состоянии оно было. Мы силами училища и благодаря помощи родителей учеников его отремонтировали, покрасили, отмыли. Но условия там по-прежнему оставляют желать лучшего. Часто к нам приезжают учиться дети, у которых даже зимней одежды нет. Таким мы покупаем необходимое на деньги из спецсредств, а нередко и из собственного кармана. При этом у нашего лицея нет никаких льгот за то, что мы занимаемся социальной реабилитацией и работой с уязвимыми слоями населения. Конечно, мы работаем не ради благодарности, но усилий одного лицея мало, чтобы изменить ситуацию в целом. Без поддержки государства и спонсоров нам не обойтись.

    Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/23691/


Распечатать: Неслыханное дело Нины Золотнициной РаспечататьОставить комментарий: Неслыханное дело Нины Золотнициной Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Неслыханное дело Нины Золотнициной Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007